Письмо Минфина РФ от 31 мая 2011 года № 03-11-06/2/84
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Организация (ООО) при создании в ноябре 2006 г. подала в налоговую инспекцию заявление о применении УСН, на что инспекция ответила уведомлением о возможности применения УСН с объектом налогообложения "доходы" с 31.10.2006.
- В период 2007 - 2008 гг. организация применяла УСН.
- При проведении выездной налоговой проверки за 2007 - 2008 гг. было установлено, что организация, согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ неправомерно применяла УСН, так как учредителем ООО с долей участия в уставном капитале в размере 100% являлось юридическое лицо (акционерное общество).
- В результате ООО было привлечено к ответственности по ст. ст. 119, 122, 126 НК РФ за неуплату налога на прибыль, НДС, ЕСН.
- Является ли полученное от инспекции уведомление разъяснением, служащим основанием для освобождения организации от ответственности за совершение налоговых правонарушений согласно пп. 3 п. 1 ст. 111, п. 8 ст. 75, п. 2 ст. 109 НК РФ, учитывая, что на момент подачи заявления налоговая инспекция располагала данными об участниках ООО?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу правомерности применения обществом с ограниченной ответственностью упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
- Согласно п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. Организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
- При этом до признания утратившим силу Приказа МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495, которым была в том числе утверждена форма уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, налоговые органы направляли налогоплательщикам соответствующее уведомление. В настоящее время в связи с изданием Приказа ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@ Приказ МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 признан утратившим силу.
- Таким образом, переход организации на упрощенную систему налогообложения производится (и производился в 2006 г.) на основании заявления налогоплательщика и не требует каких-либо разрешений от налогового органа.
- Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса).
- В судебно-арбитражной практике (в частности, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2008 N 6159/08) указывается, что применение вышеназванного специального налогового режима на основании уведомления налогового органа может рассматриваться как обстоятельство, исключающее вину лица в совершении налогового правонарушения. При этом пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов по общему режиму налогообложения, подлежат уплате (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2009 N ВАС-17613/08).
- Одновременно сообщаем, что мнение Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемые плательщикам налогов и сборов письма Департамента имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данных письмах.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 31.05.2011