Письмо Минфина РФ от 05 мая 2011 года № 03-07-13/01-15
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- О применении НДС в отношении операций по реализации товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан.
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан, осуществляемых российской организацией, и сообщает.
- Применение налога на добавленную стоимость при реализации товаров в рамках Таможенного союза, членами которого являются Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь, осуществляется в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение) и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).
- Согласно нормам Соглашения и Протокола взимание налога на добавленную стоимость при реализации и перемещении товаров в рамках Таможенного союза осуществляется налоговыми органами. Поэтому таможенное оформление товаров, вывозимых с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза, для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость не требуется.
- На основании положений ст. 2 Соглашения и ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Таможенного союза, в том числе на территорию Республики Казахстан, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта. Перечень документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки налога, определен п. 2 ст. 1 Протокола. Указанные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При этом налогоплательщики имеют право на вычет соответствующих сумм налога на добавленную стоимость согласно законодательству государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
- Таким образом, вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении товаров, использованных для осуществления операций по реализации товаров, экспортируемых с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
- Согласно положениям ст. ст. 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении товаров, использованных в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость, производится на основании счетов-фактур. При этом в случае использования приобретенных товаров в операциях, облагаемых налогом по нулевой ставке, вычет налога на добавленную стоимость осуществляется на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 Кодекса.
- Кроме того, п. 10 ст. 165 Кодекса предусмотрено, что порядок определения суммы налога, относящейся к товарам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров, операции по реализации которых облагаются по нулевой ставке, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
- Учитывая изложенное, при реализации товаров на экспорт с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным для таких операций товарам, принятые к вычету до отгрузки (передачи) товаров на экспорт, подлежат восстановлению. Восстановление налога должно производиться не позднее того налогового периода, в котором производится отгрузка (передача) товаров на экспорт.
- Что касается права налогоплательщика, осуществляющего операции по реализации товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставкам 0 и 18 процентов, не вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным в этих операциях, в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров, операции по реализации которых облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство, то действующими нормами Кодекса такое право налогоплательщику не предоставлено.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- Н.А.Комова
- 05.05.2011