» » » Письмо Минфина РФ от 15 июня 2011 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 15 июня 2011 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 15 июня 2011 года № 03-03-06/1/344
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. Открытое акционерное общество выплачивает дивиденды в адрес управляющей компании, осуществляющей доверительное управление накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих.
  3. В соответствии с положениями ст. 250 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в составе внереализационных доходов учитываются доходы от долевого участия в других организациях.
  4. Согласно положениям ст. 275 Кодекса в целях гл. 25 Кодекса доходы от долевого участия в других организациях являются дивидендами. Для налогоплательщиков - российских организаций налоговая база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях (дивидендам), определяется налоговым агентом.
  5. Положения п. 2 ст. 275 Кодекса, регулирующие особенности определения налоговой базы по доходам, полученным российскими организациями от долевого участия в других организациях, и в частности при расчете показателя "д" (общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей), не предусматривают порядок исключения каких-либо видов дохода российской организации при расчете налоговой базы по доходам в виде дивидендов.
  6. Между тем в соответствии с положениями пп. 14 ст. 3 Закона N 117-ФЗ в целях указанного Закона к доходам от инвестирования относятся в том числе доходы в виде дивидендов.
  7. При этом, согласно положениям пп. 35 п. 1 ст. 251 Кодекса, доходы в виде сумм дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих (в том числе дивиденды в смысле Закона N 117-ФЗ), предназначенных для распределения по именным накопительным счетам участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, при определении налоговой базы не учитываются.
  8. Учитывая изложенное, обязан ли налоговый агент:
  9. - удержать налог с выплачиваемого дохода в порядке, предусмотренном ст. 275 Кодекса, по ставкам, установленным Кодексом, или
  10. - выплатить доход без удержания налога на основании пп. 35 п. 1 ст. 251 Кодекса?
  11. В случае если выплата дохода производится без удержания налога, какие документы должны быть предоставлены налогоплательщиком налоговому агенту для подтверждения правомерности осуществления выплаты без удержания налога?
  12. В соответствии с положениями ст. 17 Закона N 117-ФЗ учредителем доверительного управления является Российская Федерация. От имени Российской Федерации права учредителя доверительного управления осуществляет уполномоченный федеральный орган. В рассматриваемом случае представителем Российской Федерации является Министерство обороны РФ.
  13. Таким образом, на основании Закона N 117-ФЗ выгодоприобретателем по договору доверительного управления является Российская Федерация в лице уполномоченного федерального органа, т.е. Министерства обороны РФ.
  14. Исходя из положений ст. 246 Кодекса, Российская Федерация не признается налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций.
  15. Вместе с тем следует отметить, что положения пп. 2 ст. 275 Кодекса не предусматривают порядок исключения дохода Российской Федерации при расчете налоговой базы по доходам в виде дивидендов, в частности, при расчете показателя "д".
  16. Является ли в рассматриваемом случае получатель дохода налогоплательщиком налога на прибыль в отношении сумм выплачиваемых дивидендов и, соответственно, включаются ли в расчет показателя "д" суммы дивидендов, получателем которых признается Российская Федерация?
  17. Ответ:
  18. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения дивидендов и сообщает следующее.
  19. Согласно п. 14 ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" для целей данного Федерального закона доходами от инвестирования признаются дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля.
  20. В соответствии с пп. 35 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предназначенных для распределения по именным накопительным счетам участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
  21. Согласно п. 2 ст. 275 НК РФ, если источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений п. 2 ст. 275 НК РФ.
  22. Сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом по следующей формуле:
  23. Н = К x Сн x (д - Д),
  24. где д - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей.
  25. Следовательно, дивиденды, полученные от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предназначенных для распределения по именным накопительным счетам участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, не подлежат налогообложению для целей налогообложения прибыли организаций. При этом такие дивиденды необходимо включать в расчет показателя "д".
  26. Что касается документов, подтверждающих освобождение от уплаты налога на прибыль организаций с вышеуказанных дивидендов, то следует отметить следующее.
  27. Пунктом 3 ст. 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. Это условие считается соблюденным, если при совершении действий, не требующих письменного оформления, другая сторона информирована об их совершении доверительным управляющим в этом качестве, а в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего сделана пометка "Д.У.".
  28. По мнению Департамента, документами, подтверждающими освобождение от уплаты налога на прибыль организаций с указанных выше дивидендов, могут быть, в частности, выписка со счета реестродержателя, договор доверительного управления, заключенный между управляющей компанией и Минобороны России. Кроме того, в письменных документах после имени или наименования доверительного управляющего должна быть сделана пометка "Д.У.".
  29. Одновременно сообщаем, что в отношении порядка документального подтверждения доверительного управления в рассматриваемом случае рекомендуем обратиться в Минобороны России.
  30. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  31. С.В.Разгулин
  32. 15.06.2011

Предыдущая новость - Разъяснения по вопросам заключения в 2011 году дополнительных соглашений на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 23 июня 2011 года № 02-05-10