Письмо Минфина РФ от 03 июня 2011 года № 03-03-06/2/86
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- В целях расширения и сохранения имеющейся клиентской базы, повышения активности использования продуктов банка, повышения конкурентоспособности и привлекательности продуктов банка для клиентов, а также повышения лояльности клиентов банком разработана программа, позволяющая клиентам накапливать бонусные баллы за пользование или приобретение продуктов и услуг банка, а затем обменивать эти баллы на вознаграждения (далее - программа).
- В рамках программы банк производит расчет бонусных баллов персонифицированно по каждому клиенту: за транзакции, совершенные по картам банка в торговых точках, пропорционально сумме транзакций; по операциям привлечения депозитов; за пользование кредитами; по инвестиционным продуктам.
- Утвержденный порядок начисления бонусных баллов и порядок их списания, иные условия программы размещаются на сайте банка и в иных публичных источниках.
- Банк самостоятельно оплачивает вознаграждения, которые выбирает клиент из каталога вознаграждений в обмен на накопленные бонусные баллы, и передает их клиентам, тем самым поощряя их к дальнейшему сотрудничеству. Вознаграждениями могут являться товары и услуги организаций - партнеров банка, а также собственные услуги банка.
- Применение программы способствует стимулированию клиентов на активное пользование банковскими продуктами, обеспечивая тем самым стабильный рост доходов и в итоге - увеличение прибыли банка.
- Правомерно ли банк учитывает расходы на приобретение поощрительных вознаграждений клиентам при исчислении налога на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
- В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
- Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
- Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
- С учетом приведенных требований НК РФ затраты организации, связанные с реализацией программ лояльности, могут рассматриваться как произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, только в том случае, если эта деятельность непосредственно направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на сохранение имеющихся клиентов.
- Если затраты организации в виде оплаты стоимости товаров, передаваемых использующим услуги организации клиентам, отвечают приведенным выше требованиям, то они могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
- Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 03.06.2011