» » » Письмо Минфина РФ от 27 июня 2011 года № 03-05-06-03

Письмо Минфина РФ от 27 июня 2011 года № 03-05-06-03


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 27 июня 2011 года № 03-05-06-03/52
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. О порядке уплаты гражданином РФ, проживающим и работающим на территории иностранного государства, госпошлины при подаче надзорной жалобы в суд в РФ.
  3. Ответ:
  4. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты гражданином Российской Федерации, проживающим и работающим на территории иностранного государства, государственной пошлины при подаче надзорной жалобы в суд в Российской Федерации и сообщает.
  5. Главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что за совершение на территории Российской Федерации юридически значимых действий государственными органами, органами местного самоуправления и иными уполномоченными на то органами и должностными лицами уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленных гл. 25.3 НК РФ.
  6. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено гл. 25.3 НК РФ, до подачи жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной).
  7. В соответствии с п. 3 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной формах.
  8. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
  9. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
  10. Согласно п. п. 1, 5 и 8 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации.
  11. В п. 1 ст. 26 НК РФ указано, что в случае если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то налогоплательщик (плательщик сбора) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным НК РФ.
  12. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 26 НК РФ).
  13. Под законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 НК РФ).
  14. В силу п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
  15. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.
  16. Таким образом, уплата государственной пошлины при подаче надзорной жалобы в суд в Российской Федерации может быть произведена на территории Российской Федерации через уполномоченного представителя налогоплательщика - физического лица по месту совершения юридически значимого действия в валюте Российской Федерации при условии, что в платежных документах по ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно плательщиком, обратившимся в соответствующий государственный орган. В случае если государственная пошлина будет уплачена от имени ненадлежащего плательщика или в ненадлежащем размере, то в отношении надлежащего плательщика обязанность по уплате государственной пошлины не будет считаться исполненной.
  17. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  18. Р.А.Саакян
  19. 27.06.2011

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 20 июня 2011 года № 03-04-05

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 20 июня 2011 года № 03-03-06