Письмо Минфина РФ от 16 августа 2011 года № 03-03-05/88
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 872 "О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий" и Приказом Росавиации от 15.02.2011 N 64 "Об утверждении Порядка предоставления Федеральным агентством воздушного транспорта из федерального бюджета субсидий федеральным казенным предприятиям, находящимся в его ведении" федеральным казенным предприятиям предоставлена субсидия на покрытие расходов, равная разности между доходами и расходами, предусмотренными сметой доходов и расходов, включая погашение кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность в виде вступительных остатков была передана федеральным казенным предприятиям при создании путем реорганизации унитарных предприятий.
- Часть субсидии была направлена на погашение кредиторской задолженности (расходы, отнесенные на себестоимость, не возникли, так как ранее были отражены в балансах реорганизованных ФГУП - предприятий, из которых путем выделения были образованы ФКП).
- Пунктом 13 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 872, установлено, что при недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных утвержденной уполномоченным органом сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия. Данные Правила не раскрывают экономическое содержание понятий "доходы" и "расходы".
- Правомерно ли применение пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в части определения доходов при получении ФКП указанной субсидии, включая кредиторскую задолженность?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций субсидий, выделяемых федеральному казенному предприятию для возмещения затрат при недостаточности доходов для покрытия его расходов, и сообщает следующее.
- Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
- В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
- Указанные средства и имущество в целях налогообложения прибыли не признаются средствами целевого финансирования или целевыми поступлениями, исчерпывающий перечень которых приведен в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ, а освобождаются от налогообложения налогом на прибыль организаций по самостоятельному основанию.
- При этом положения пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.
- Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
- Пунктом 1 ст. 78 БК РФ установлено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
- Случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе унитарным предприятиям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти (п. 2 ст. 78 БК РФ).
- Из изложенного следует, что если средства унитарному предприятию выделяются собственником имущества этого предприятия или уполномоченным им органом не в рамках государственных контрактов (договоров) в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то указанные средства не учитываются унитарным предприятием на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
- В случае получения унитарным предприятием средств в рамках исполнения государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) указанные средства подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
- Кроме этого, положениями пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
- Из положений данной нормы следует, что в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов не только при их списании, но и в случаях уменьшения иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
- По вопросу уменьшения сумм кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов иным образом полагаем, что данная норма распространяется на случаи погашения налогоплательщиком указанной задолженности за счет субсидий, выделенных на эти цели унитарным предприятиям в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.
- Учитывая вышеизложенное, считаем, что унитарные предприятия, получившие субсидии из федерального бюджета на основании постановления Правительства Российской на погашение задолженности по уплате налогов и сборов, вправе не учитывать их для целей налогообложения прибыли на основании пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
- При этом обращаем внимание, что согласно положению п. 33 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней, в случае если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
- Следовательно, ранее включенные организацией в соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке налоги, сборы и иные обязательные платежи, на уплату которых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации выделяются субсидии, подлежат включению в состав внереализационных доходов.
- Одновременно сообщаем, что направляемое письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Врио директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 16.08.2011