» » » Письмо ВАС РФ от 16 декабря 2011 года № ВАС-УК-7870

Письмо ВАС РФ от 16 декабря 2011 года № ВАС-УК-7870


Российская Федерация
Письмо ВАС РФ от 16 декабря 2011 года № ВАС-УК-7870
Об организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих арбитражных судов и урегулированию конфликта интересов
Принято
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации
  1. Председателям федеральных 
    арбитражных судов округов, 
    арбитражных апелляционных 
    судов, арбитражных судов 
    субъектов Российской Федерации
  2. Управление кадров и государственной службы направляет рекомендации по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих арбитражных судов Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (далее - Рекомендации), подготовленные на основе Методических рекомендаций по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах, одобренных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол № 24 от 13 апреля 2011 года).
  3. В целях обеспечения действенного функционирования названных комиссий прошу учитывать в работе прилагаемые Рекомендации, а также изменения, внесенные в Федеральный закон «О противодействии коррупции» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
  4. Приложение: на 16 л.
  5. Начальник Управления кадров и государственной службы
  6. Н.И.Андреева
Приложение
к Письму от 16 декабря 2011 года № ВАС-УК-7870
Рекомендация
Рекомендации по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих арбитражных судов Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов
  1. Настоящие Рекомендации подготовлены в целях обеспечения единообразного применения Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее - Указ № 821) при организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия), образованных в федеральных арбитражных судах округов, арбитражных апелляционных судах, арбитражных судах субъектов Российской Федерации (далее арбитражные суды).
  2. I. Формирование состава комиссии

  3. 1. В соответствии с пунктом 7 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом № 821 (далее - Положение о комиссиях), комиссия образуется приказом председателя арбитражного суда. которым утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.
  4. 2. Положением о комиссиях предусмотрены обязательная и факультативная части состава комиссии.
  5. Лица, включаемые в состав комиссии в обязательном порядке, указаны в пункте 8 Положения о комиссиях.
  6. С учетом подпункта «а» пункта 8 Положения о комиссиях в качестве председателя комиссии целесообразно определить заместителя председателя арбитражного суда, курирующего работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в качестве заместителя председателя комиссии руководителя аппарата - администратора арбитражного суда или руководителя кадровой службы арбитражного суда.
  7. Секретарем комиссии соответственно должен быть либо руководитель кадровой службы арбитражного суда, либо должностное лицо кадровой службы арбитражного суда. ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
  8. 3. С учетом подпункта «а» пункта 8 Положения о комиссиях, содержащего открытый перечень структурных подразделений, государственные служащие которых могут включаться в состав комиссии, представляется возможным наряду с представителями, упомянутыми в указанном подпункте, включать в состав комиссии также представителей финансовой службы, пресс-службы, отдела информатизации и связи.
  9. Не рекомендуется включать в состав комиссии федеральных государственных гражданских служащих арбитражных судов (далее гражданские служащие), привлекавшихся к дисциплинарной и иной ответственности за несоблюдение требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
  10. 4. При включении в состав комиссии представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, рекомендуется отдавать предпочтение лицу (лицам), трудовая (служебная) деятельность которого (которых) в течение трех и более лет была связана с государственной службой. При этом деятельностью, связанной с государственной службой. считается преподавательская, научная или иная деятельность, касающаяся вопросов государственной службы, а также предшествующее замещение государственных должностей или должностей государственной службы в государственных органах.
  11. 5. Указ № 821 и Положение о комиссиях не предусматривают осуществление каких-либо выплат представителю (представителям) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования за участие в работе комиссии. В связи с этим такое участие осуществляется на безвозмездной основе.
  12. 6. Пунктом 9 Положения о комиссиях предусмотрена возможность включения в состав комиссии представителя общественной организации ветеранов и представителя профсоюзной организации.
  13. В целях повышения объективности работы комиссии и при наличии в арбитражном суде указанных организаций представляется целесообразным включение представителей этих организаций в состав комиссии.
  14. 7. Общий порядок согласования включения в состав комиссии представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, представителя общественной организации ветеранов и представителя профсоюзной организации установлен в пункте 10 Положения о комиссиях.
  15. При осуществлении соответствующей работы следует учитывать, что лицо согласовывается только с той организацией, которую оно представляет.
  16. Соответствующий запрос может быть направлен как председателем арбитражного суда, так и по его поручению его заместителем. Запрос должен носить неперсонифицированный характер.
  17. В ответе на такой запрос должны быть указаны фамилия, имя, отчество, должность лица, направляемого в качестве представителя организации в состав комиссии, а также его контактные данные. Ответ на запрос о включении в состав комиссии представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой, должен содержать данные, позволяющие отнести такое лицо (таких лиц) к специалистам в рассматриваемой сфере.
  18. 8. При формировании состава комиссии следует принимать во внимание, что согласно пункту 11 Положения о комиссиях число членов комиссии, не замещающих должности федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы) в арбитражном суде, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.
  19. Например, число членов комиссии, не замещающих должности гражданской службы в арбитражном суде, должно составлять:
  20. не менее 2 человек - при общем числе членов комиссии до 8 человек включительно;
  21. не менее 3 человек - при общем числе членов комиссии от 9 до 12 человек включительно;
  22. не менее 4 человек - при общем числе членов комиссии от 13 до 16 человек включительно.
  23. II. Полномочия комиссии

  24. 9. В соответствии с пунктом 2 Указа № 821 и пунктом 4 Положения о комиссиях полномочия комиссии, образованной в арбитражном суде, распространяются на лиц, замещающих должности гражданской службы в этом суде.
  25. 10. Основной задачей комиссии является содействие арбитражному суду:
  26. в обеспечении соблюдения гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);
  27. в осуществлении в арбитражном суде мер по предупреждению коррупции.
  28. 11. Основные ограничения и запреты для гражданских служащих, обязанности гражданских служащих установлены:
  29. Федеральным законом «О противодействии коррупции»;
  30. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  31. Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».
  32. 12. Одной из обязанностей гражданских служащих является обязанность соблюдать требования к служебному поведению (пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
  33. Требования к служебному поведению гражданских служащих определены в статье 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  34. Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих. Данные общие принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.
  35. Гражданским служащим арбитражных судов при исполнении должностных обязанностей следует также руководствоваться Правилами поведения работников аппарата суда, утвержденными постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 апреля 2006 г. № 156.
  36. Кроме того, требования к служебному поведению гражданских служащих арбитражных судов включены в Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих арбитражных судов Российской Федерации, утвержденный приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 31.
  37. 13. Обязанности гражданских служащих установлены и другими федеральными законами, в том числе непосредственно и не регламентирующими прохождение государственной службы.
  38. Например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает обязанности государственных служащих при рассмотрении обращений граждан.
  39. 14. Требования о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими законодательными актами.
  40. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданский служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязан в письменной форме уведомить своею непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
  41. 15. Основные меры по противодействию коррупции, к содействию в осуществлении которых целесообразно привлечение комиссий, сформулированы в Федеральном законе «О противодействии коррупции» (статьи 6 и 7) и Национальной стратегии противодействия коррупции (раздел IV), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы».
  42. Возможно привлечение комиссии к подготовке, рассмотрению и исполнению планов по противодействию коррупции, разрабатываемых в арбитражном суде.
  43. Комиссия может бьть задействована также в реализации мер по организации исполнения в арбитражном суде Указов Президента Российской Федерации «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», а также Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
  44. 16. В ходе организации деятельности комиссии необходимо учитывать, что она не обладает государственно-властными полномочиями. По своей природе комиссия является общественным органом, призванным быть, с одной стороны, проводником в коллективе предпринимаемых председателем арбитражного суда мер по противодействию коррупции, и способствовать формированию атмосферы неприятия коррупшюнного поведения. С другой стороны, на комиссию фактически возлагаются функции консультативного и совещательного органа по выработке для председателя арбитражного суда управленческих решений в сфере противодействия коррупции с учетом мнения коллектива.
  45. III. Основания для проведения заседания комиссии

  46. 17. Основания для проведения заседания комиссии определены в пункте 16 Положения о комиссиях.
  47. 18. С учетом подпункта «а» пункта 16 Положения о комиссиях одним из оснований для проведения заседания комиссии может быть представление председателя арбитражного суда в соответствии с пунктом 31 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в арбитражных судах Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации, и соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации требований к служебному поведению», утвержденного приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 января 2010 г. № 4 (в редакции приказа Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 сентября 2010 г. № 114), материалов проверки, свидетельствующих:
  48. о представлении гражданским служащим недостоверных или неполных сведений о полученных им доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера;
  49. о несоблюдении гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
  50. 19. Порядок представления председателем арбитражного суда таких материалов проверки в комиссию может быть урегулирован в утверждаемом приказом председателя арбитражного суда порядке работы комиссии и включать в себя:
  51. срок, в течение которого председатель арбитражного суда представляет в комиссию материалы проверки (например, в течение трех рабочих дней со дня завершения проверки);
  52. состав материалов проверки (информация, послужившая основанием для осуществления проверки; решение об осуществлении проверки; копия направленного гражданскому служащему письма, в котором он уведомлен о начале в отношении него проверки; пояснения гражданского служащего; представленные гражданским служащим дополнительные материалы; копии запросов и ответы на них; информация, полученная от физических лиц, или справки о проведенных беседах; доклад руководителя кадровой службы о результатах проверки лицу, принявшему решение о ее проведении; справка об ознакомлении гражданского служащего с результатами проверки).
  53. 20. Одним из оснований для проведения заседания комиссии в соответствии с абзацем третьим подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях может быть заявление гражданского служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, которое подается в порядке, предусмотренном пунктом 15 Положения о представлении судьями арбитражных судов Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в арбитражных судах Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2010 г. № 19 (в редакции приказа Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 113).
  54. 21. В соответствии с подпунктом «в» пункта 16 Положения о комиссиях основанием для проведения заседания комиссии является представление председателя арбитражного суда или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению и(или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в арбитражном суде мер по предупреждению коррупции.
  55. Такое представление может быть внесено председателем арбитражного суда или любым членом комиссии, к примеру, на основании фактов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, средствах массовой информации и Интернете, а также касаться вопросов организации и исполнения плана мероприятий арбитражного суда по противодействию коррупции, реализации в арбитражном суде мер, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции». Также такое представление может быть внесено по результатам рассмотрения уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы, направленного гражданским служащим председателю арбитражного суда в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  56. Кроме того, возможно внесение такого представления по ходатайству гражданского служащего, который хочет знать, имеются ли (будут ли иметься) в конкретной ситуации признаки нарушения им требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
  57. 22. На основании подпункта «в» пункта 16 Положения о комиссиях после создания комиссии председателем комиссии или ее секретарем целесообразно внесение представления о проведении организационного совещания. Также в соответствии с подпунктом «в» пункта 16 Положения о комиссиях могут вноситься представления о проведении заседаний комиссии, посвященных планированию деятельности комиссии, подведению итогов ее работы.
  58. 23. Согласно пункту 17 Положения о комиссиях комиссия не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.
  59. В то же время сам факт нарушения гражданским служащим служебной дисциплины на основании поступивших в комиссию в установленном порядке материалов, содержащих информацию о нарушении гражданским служащим служебной дисциплины, может быть рассмотрен комиссией, так как к компетенции комиссии отнесено рассмотрение исполнения гражданскими служащими обязанностей, установленных федеральными законами. К числу таких обязанностей, как правило, относятся и обязанности исполнять поручения руководителей, соблюдать служебный распорядок арбитражного суда, должностной регламент и т.п. При этом исполнение таких обязанностей и является служебной дисциплиной. К примеру, согласно части 1 статьи 56 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная дисциплина на государственной гражданской службе - это обязательное для государственных гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
  60. В случае же самостоятельного выявления комиссией факта нарушения гражданским служащим служебной дисциплины (например, в ходе рассмотрения вопроса о несоблюдении гражданским служащим служебного распорядка арбитражного суда установлены аналогичные нарушения со стороны других гражданских служащих) соответствующая информация направляется председателю арбитражного суда или уполномоченному им должностному лицу для рассмотрения и принятия решения об осуществлении соответствующей проверки. По завершении такой проверки указанная информация может быть рассмотрена комиссией в порядке, утвержденном председателем арбитражного суда.
  61. IV. Порядок подготовки заседания комиссии

  62. 24. С учетом пункта 38 Положения о комиссиях организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности комиссии должно быть возложено на кадровую службу арбитражного суда или должностное лицо кадровой службы арбитражного суда, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
  63. Такие функции должны быть отражены в должностных регламентах соответствующих работников кадровой службы арбитражного суда.
  64. 25. Мероприятия по Подготовке заседания комиссии начинаются с момента поступления председателю комиссии информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии.
  65. Председатель комиссии в рамках подготовки заседания комиссии осуществляет действия и принимает решения, предусмотренные пунктом 18 Положения о комиссиях.
  66. Соответствующее решение председателя комиссии должно быть документально зафиксировано (например, путем письменного утверждения председателем комиссии предложений, представленных секретарем комиссии; проставления председателем комиссии соответствующей резолюции на ходатайстве).
  67. 26. При определении непосредственного руководителя гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос, следует руководствоваться положением о структурном подразделении, в котором замещает должность гражданский служащий, должностным регламентом гражданского служащего.
  68. В случае, если непосредственный руководитель гражданского служащего является членом комиссии, целесообразно принять решение о том, что данный член комиссии не принимает участия в голосовании. В таком случае указанный член комиссии не учитывается при определении кворума по данному вопросу.
  69. 27. В качестве двух гражданских служащих, замещающих должности, аналогичные должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос, целесообразно по возможности определять гражданских служащих из других структурных подразделений арбитражного суда. При этом замещаемые данными гражданскими служащими должности должны быть равными должности гражданского служащего, в отношении которого рассматривается вопрос, либо, в случае отсутствия таких должностей, - относиться к той же категории и группе должностей. что и должность указанного гражданского служащего.
  70. 28. При принятии решения о приглашении иных гражданских служащих данного арбитражного суда, должностных лиц других государственных органов и органов местного самоуправления, представителей заинтересованных организаций следует принимать во внимание характер рассматриваемых на заседании комиссии вопросов.
  71. 29. В качестве специалистов, участвующих в заседании комиссии, могут выступать лица, обладающие специальными познаниями в соответствующей сфере (например, в случае рассмотрения вопроса о представлении гражданским служащим недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - специалисты в финансовой сфере).
  72. 30. В качестве организации, чей представитель может принимать участие в заседании комиссии, целесообразно определять, в частности, организацию, которая направила в арбитражный суд информацию, материалы проверки которой послужили основанием для проведения заседания комиссии.
  73. 31. В пункте 19 Положения о комиссиях содержится единственное основание, по которому заседание комиссии может быть отложено, а именно: неявка гражданского служащего или его представителя на заседание комиссии при отсутствии письменной просьбы гражданского служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия. При этом в случае вторичной неявки гражданского служащего или его представителя без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие гражданского служащего.
  74. Представляется, что в случае, если вторичная неявка гражданского служащего обусловлена уважительными причинами (болезнь, командировка, отпуск), целесообразно принятие решения о переносе рассмотрения соответствующего вопроса на другое заседание комиссии.
  75. Возможны также и другие ситуации, когда заседание комиссии либо не проводится (например, когда на заседание комиссии явились только члены комиссии, замещающие должности гражданской службы в данном арбитражном суде), либо вопрос на заседании рассматривается, но решение по существу не принимается (например, в связи с отсутствием необходимых сведений), при этом комиссией принимается решение о переносе рассмотрения вопроса на другое заседание комиссии.
  76. V. Проведение заседания комиссии

  77. 32. Лица, указанные в пункте 13 Положения о комиссиях, участвуют в заседании комиссии с правом совещательного голоса.
  78. Представляется, что данные лица могут:
  79. выступать на заседании комиссии и вносить предложения по вопросам, рассматриваемым на заседании комиссии;
  80. задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
  81. знакомиться с материалами, рассматриваемыми на заседании комиссии.
  82. В то же время указанные лица не вправе участвовать в голосовании при принятии решения комиссией.
  83. 33. Согласно пункту 14 Положения о комиссиях заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.
  84. Например, число членов комиссии, присутствующих на ее заседании, должно составлять:
  85. не менее 4 человек - при общем числе членов комиссии до 6 человек включительно;
  86. не менее 6 человек - при общем числе членов комиссии от 7 до 9 человек включительно;
  87. не менее 8 человек - при общем числе членов комиссии от 10 до 12 человек включительно;
  88. не менее 10 человек - при общем числе членов комиссии от 13 до 15 человек включительно;
  89. не менее 12 человек - при общем числе членов комиссии от 16 до 18 человек включительно.
  90. 34. Согласно пункту 15 Положения о комиссиях при возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. Представляется, что такое заявление может быть осуществлено как в письменной форме (в данном случае оно приобщается к протоколу заседания комиссии), так и устно (в данном случае в протоколе заседания комиссии делается соответствующая отметка).
  91. Окончательное решение о наличии конфликта интересов у члена комиссии принимается комиссией н отражается в протоколе заседания комиссии. В случае принятия решения о наличии конфликта интересов соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса. В таком случае указанный член комиссии не учитывается при определении кворума по данному вопросу.
  92. VI. Решения комиссии

  93. 35. Виды решений, принимаемых комиссией, определены в пунктах 22 - 25 Положения о комиссиях.
  94. 36. При определении достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера целесообразно
  95. руководствоваться следующими положениями:
  96. недостоверные сведения - несоответствие указанных в справках характеристик имущества и обязательств (размер дохода, недвижимого имущества и обязательств, а также иные характеристики) правоустанавливающим, регистрационным и иным установленным законодательством видам документов или фактическим обстоятельствам (например, уменьшение размера дохода, площади жилого помещения, земельного участка, неверное указание места работы супруга, основании пользования недвижимым имуществом);
  97. неполные сведения - неуказаиие в справках доходов, имущества, обязательств, иных сведений, подлежащих внесению в справки в соответствии с утвержденной формой (например, неуказание имеющихся иных доходов, недвижимого имущества, транспортных средств, акций, ценных бумаг, обязательств).
  98. Сведения признаются недостоверными и (или) неполными независимо от вины гражданского служащего.
  99. 37. Представление гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (уточненных сведений) после назначения даты заседания комиссии не может служить основанием отмены заседания комиссии либо принятия решения в соответствии с подпунктом «а» пункта 22 Положения о комиссиях, и требует всестороннего рассмотрения на заседании комиссии.
  100. 38. Согласно подпункту «б» пункта 23 Положения о комиссиях в случае несоблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов комиссия рекомендует председателю арбитражного суда указать гражданскому служащему на недопустимость такого нарушения либо применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности.
  101. 39. Указанием на недопустимость несоблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов целесообразно ограничиться в случаях, когда совершенное деяние не влечет применения мер юридической ответственности или когда в качестве достаточной меры воздействия на гражданского служащего является моральное осуждение его проступка (например, отсутствует вред, наступивший в результате допущенного гражданским служащим нарушения, либо комиссия сочла размер такого вреда незначительным).
  102. 40. При определении вида рекомендуемого взыскания за несоблюдение гражданским служащим требований к служебному поведению и(или) требований об урегулировании конфликта интересов комиссия должна учитывать характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть. обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения им своих должностных обязанностей.
  103. 41. При определении объективности и уважительности причины непредставления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей целесообразно руководствоваться следующими
  104. положениями:
  105. объективная причина - причина, которая существует независимо от воли гражданского служащего (например, гражданский служащий длительное время не располагает сведениями о местонахождении супруги (супруга) и у него отсутствуют возможности для получения такой информации);
  106. уважительная причина - причина, которая обоснованно препятствовала гражданскому служащему представить необходимые сведения (болезнь, командировка и т.п.).
  107. 42. При принятии комиссией решения в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Положения о комиссиях в решении комиссии целесообразно предусмотреть меры, направленные на обеспечение выполнения данного решения, в частности, установить срок представления гражданским служащим соответствующих сведений.
  108. 43. Согласно пункту 26 Положения о комиссиях по итогам рассмотрения вопросов, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 16 Положения о комиссиях, при наличии к тому оснований комиссия может принять иное, чем предусмотрено пунктами 22 - 25 Положения о комиссиях, решение. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.
  109. Таким решением комиссии может быть, например, решение отложить рассмотрение вопроса по существу с одновременным предложением представить дополнительные материалы для такого рассмотрения, решение о нецелесообразности дальнейшего нахождения гражданского служащего в кадровом резерве арбитражного суда.
  110. 44. В соответствии с пунктом 27 Положения о комиссиях по итогам рассмотрения представления председателя арбитражного суда или любого члена комиссии, касающегося обеспечения соблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в арбитражном суде мер по предупреждению коррупции, комиссия принимает соответствующее решение.
  111. В качестве такого решения по результатам рассмотрения представления, касающегося обеспечения соблюдения гражданским служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, может выступать рекомендация председателю арбитражного суда принять меры по устранению (недопущению) конфликта интересов, например, изменить (в том числе временно) должностные обязанности гражданского служащего, ограничить доступ гражданского служащего к конкретной информации.
  112. В качестве такого решения по результатам рассмотрения представления, касающегося осуществления в арбитражном суде мер по предупреждению коррупции, комиссия может, к примеру, одобрить представленный проект плана по противодействию коррупции, рекомендовать председателю арбитражного суда принять дополнительные меры по соответствующему направлению деятельности и т.п.
  113. 45. Согласно пункту 29 Положения о комиссиях решения комиссии по вопросам, указанным в пункте 16 Положения о комиссиях, принимаются тайным голосованием (если комиссия не примет иное решение) простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
  114. Процедура голосования должна обеспечить тайну голосования. Оптимальным представляется порядок, при котором голосование осуществляется посредством проставления членами комиссии соответствующих отметок на неперсонифицированных бюллетенях.
  115. Полномочия по подсчету голосов целесообразно возложить на секретаря комиссии. Непосредственный подсчет голосов производится секретарем комиссии в присутствии членов комиссии путем оглашения бюллетеней. При этом членам комиссии должен быть обеспечен полный обзор действий секретаря комиссии.
  116. Предложение об открьтом голосовании может быть внесено как членом комиссии, так и лицом, участвующим в заседании комиссии с правом совещательного голоса. Данное предложение может быть внесено в любой момент до постановки вопроса на голосование.
  117. 46. Требования к содержанию протокола заседания комиссии и его оформлению содержатся в пунктах 30-32 Положения о комиссиях.
  118. 47. Целесообразно формирование отдельного дела для хранения материалов, связанных с работой комиссии. Соответствующее дело должно быть предусмотрено номенклатурой дел и вестись в кадровой службе арбитражного суда.
  119. документы внутри дела рекомендуется располагать сверху вниз в сочетании хронологической и вопросно-логической последовательностей. В частности, дело должно формироваться таким образом, чтобы при его просмотре была обеспечена возможность изучения в хронологическом порядке всего вопроса, рассмотренного на комиссии, начиная с основания для проведения заседания комиссии и заканчивая итогами заседания комиссии, а также мерами, принятыми по этим итогам.
  120. 48. В соответствии с пунктом 37 Положения о комиссиях в личное дело гражданского служащего приобщается копия протокола заседания комиссии или выписка из него.
  121. В случае, если в комиссию представлялся подлинник справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, данный подлинник в установленном порядке возвращается в кадровую службу арбитражного суда для приобщения к личному делу гражданского служащего.
  122. 49. При определении срока хранения материалов, связанных с работой комиссии, следует руководствоваться статьями 678 и 680 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 года № 558. Согласно указанным статьям для протоколов заседаний комиссий и других документов, связанных с работой комиссии (служебные объяснительные записки, заключения, заявления и т.д.), установлен постоянный срок хранения.
  123. VII. Исполнение решений комиссий

  124. 50. Решение комиссии и обоснование его принятия в обязательном порядке включаются в протокол заседания комиссии (подпункт «и» пункта
  125. 31 Положения о комиссиях).
  126. 51. В соответствии с пунктом 33 Положения о комиссиях копия протокола заседания комиссии в З-дневный срок со дня заседания комиссии с сопроводительным письмом председателя комиссии направляется председателю арбитражного суда, полностью или в виде выписок из него гражданскому служащему, а также по решению комиссии - иным заинтересованным лицам.
  127. С учетом пункта 34 Положения о комиссиях председатель арбитражного суда обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции.
  128. 52. Принимая во внимание пункт 35 Положения о комиссиях, в случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) гражданского служащего информация об этом представляется председателю арбитражного суда для решения вопроса о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  129. При реализации данных полномочий председателем арбитражного суда следует учитывать, что в соответствии со статьями 57-59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для привлечения к дисциплинарной ответственности гражданского служащего требуется предварительное проведение служебной проверки. В связи с этим возможным решением по результатам рассмотрения соответствующего протокола заседания комиссии является назначение служебной проверки.
  130. VIII. Информирование о работе комиссии

  131. 53. В целях организации информирования граждан, гражданских служащих и организаций о работе комиссии в арбитражном суде должна быть организована соответствующая работа, включающая в себя:
  132. размещение на Интернет-сайте арбитражного суда информации об образовании комиссии и порядке ее работы;
  133. организацию получения информации о случаях нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов через Систему подачи жалоб на действия судей н работников аппаратов арбитражных судов, образованную на Интернет-сайте арбитражного суда;
  134. обеспечение функционирования в арбитражном суде телефона доверия;
  135. размещение на информационных стендах в помещениях арбитражного суда сведений о работе комиссии;
  136. проведение с гражданскими служащими арбитражного суда информационно-обучающих мероприятий;
  137. организацию информирования граждан и организации о результатах работы комиссии.
  138. Возможно опубликование в средствах массовой информации как сообщений об образовании в арбитражном суде комиссии и о порядке ее работы, так и в дальнейшем - информации о заседаниях комиссии, рассмотренных вопросах и принятых комиссией решениях.
  139. 54. На Интернет-сайте арбитражного суда целесообразно формирование самостоятельного раздела по вопросам противодействия коррупции в арбитражном суде либо соответствующего подраздела в разделе кадрового обеспечения арбитражного суда, содержание которою должно включать в себя:
  140. сообщение об образовании комиссии;
  141. перечень нормативных правовых актов в соответствующей сфере (Федеральный закон «О противодействии коррупции», Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ № 821, Указ Президент Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы», Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и др.);
  142. состав комиссии (в актуальной редакции);
  143. порядок работы комиссии (в актуальной редакции).
  144. Возможно размещение и иной информации, касающейся деятельности по вопросам противодействия коррупции в арбитражном суде.
  145. 55. С целью обеспечения информирования гражданских служащих о деятельности комиссии в арбитражном суде целесообразно доводить до их сведения информацию о решениях комиссии, проводить обучающие мероприятия для гражданских служащих по вопросам, связанным с практикой урегулирования конфликта интересов и обеспечением соблюдения требований к служебному поведению, а также обеспечивать гражданских служащих необходимыми справочными материалами.
  146. 56. Информирование о работе комиссии должно осуществляться с учетом требований федерального законодательства о государственной тайне, Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела», а также с учетом установленного в пункте 21 Положения о комиссиях запрета на разглашение сведений, ставших известными членам комиссии в ходе ее работы.

Предыдущая новость - О дополнении к письму Минфина РФ от 22.11.2011 N 16-03-06

Следующая новость - Письмо ВАС РФ от 16 декабря 2011 года № ВАС-УК-7870