Письмо Минздравсоцразвития РФ от 22 декабря 2011 года № 16-4/10/2-13022
- Принято
- Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет сокращенную основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности «Стоматология профилактическая» квалификация «Гигиенист стоматологический» для выпускников, имеющих среднее профессиональное медицинское образование по специальности: «Сестринское дело», рекомендованную для использования Координационным советом по медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравсоцразвития России.
- В.И.Скворцова
Сокращенная основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 060205 – «Стоматология профилактическая» квалификация «Гигиенист стоматологический»
- Учебная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
- по специальности 060205 – «Стоматология профилактическая»
- квалификация «Гигиенист стоматологический»
- Организация-разработчик:
- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный медико-стоматологический университет (ГОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России)
- Разработчики:
- Кузьмина Э.М. - профессор, доктор мед. наук, зав. кафедрой профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ
- Козичева Т.А. - кандидат мед. наук, доцент кафедры профилактики стоматологических заболеваний МГМСУ.
- 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- 1.1. Настоящая сокращенная основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования (далее – Программа) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации Программы по специальности 060205 Стоматология профилактическая всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации при наличии соответствующей лицензии, имеющими государственную аккредитацию.
- 1.2. Право на реализацию Программы имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
- 2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
- В Программе используются следующие сокращения:
- СПО – среднее профессиональное образование;
- ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
- ОУ – образовательное учреждение;
- ОПОП – основная профессиональная образовательная программа по специальности;
- ОК – общая компетенция;
- ПК – профессиональная компетенция;
- ПМ – профессиональный модуль;
- МДК – междисциплинарный курс.
- 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
- 3.1. Нормативные сроки освоения сокращенной основной профессиональной образовательной программы при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
- Таблица 1
-
Образовательная база приема Наименование квалификации базовой подготовки Нормативный срок освоения Программы при очной форме получения образования среднее профессиональное образование по специальности: Лечебное дело, Акушерское дело базовой и углубленной подготовки, Сестринское дело базовой и углубленной подготовки Гигиенист стоматологический 6 месяцев - Срок освоения Программы по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается на 3 месяца:
- 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
- 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: оказание профилактической стоматологической помощи пациентам лечебно-профилактических учреждений и контингенту организованных коллективов.
- 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- детское и взрослое население, нуждающееся в оказании профилактической стоматологической помощи;
- первичные трудовые коллективы.
- 4.3. Гигиенист стоматологический готовится к следующим видам деятельности (по базовой подготовке):
- 4.3.1. Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний.
- 4.3.2. Проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта.
- 4.3.3. Санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний.
- 5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- 5.1. Гигиенист стоматологический должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый профессиональный интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их качество и эффективность.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного развития с целью эффективного выполнения профессиональных задач.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) и результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
- ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
- ОК 12. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь при неотложных состояниях.
- ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
- ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
- ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- 5.2. Гигиенист стоматологический должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
- 5.2.1. Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний.
- ПК 1.1. Регистрировать данные эпидемиологического стоматологического обследования населения.
- ПК 1.2. Осуществлять сбор данных о состоянии здоровья населения пациента и проводить осмотр полости рта.
- ПК 1.3. Выявлять факторы риска возникновения стоматологических заболеваний.
- ПК 1.4. Проводить профилактику стоматологических заболеваний.
- ПК 1.5. Вести медицинскую документацию.
- ПК 1.6. Соблюдать установленные требования к хранению и использованию средств гигиены и профилактики, правилам работы и контролю за состоянием медицинского стоматологического оборудования, инструментария.
- ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
- 5.2.2. Проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта.
- ПК 2.1. Оценивать состояние тканей пародонта и гигиены полости рта.
- ПК 2.2. Обучать пациентов уходу за полостью рта и применению средств гигиены, оценивать эффективность проводимых мероприятий.
- ПК 2.3. Осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния здоровья пациента.
- ПК 2.4. Осуществлять профессиональную гигиену полости рта.
- 5.2.3. Санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний.
- ПК 3.1. Проводить мероприятия по стоматологическому просвещению населения.
- ПК 3.2. Консультировать работников школьно-дошкольных, образовательных учреждений и семью по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний.
- ПК 3.3.Оценивать эффективность мероприятий по стоматологическому просвещению.
- ПК 3.4. Формировать мотивацию к здоровому образу жизни.
- 6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ
- 6.1. Основная профессиональная образовательная программа
- по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
- математического и общего естественнонаучного;
- профессионального;
- и разделов:
- учебная практика;
- производственная практика (по профилю специальности);
- производственная практика (преддипломная);
- промежуточная аттестация;
- государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
- Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и/или производственная практика.
- 6.2. Программа включает в себя 70 процентов обязательной части и 30 процентов вариативной части расширяющей и углубляющей подготовку определяемую содержанием обязательной части.
- Структура сокращенной основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования
- Таблица 2
-
Индекс Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося В т.ч. часов обязательных учебных занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций Обязательная часть циклов ОПОП 1080 720 ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл 48 32 уметь: определять организационно-правовые формы организаций; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; находить и использовать необходимую экономическую информацию; оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; знать: современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; основные принципы построения экономической системы организации; общую организацию производственного и технологического процессов; основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета; методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования; состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии; механизмы ценообразования на продукцию (услуги); формы оплаты труда 48 32 ЕН.01. Экономика организации ОК 4 ОК 5 ПК 1.1 - 1.6 ПК 2.1 - 2.4 ПК 3.1 - 3.4 П.00 Профессиональный цикл 1032 688 ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 90 60 В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: организовать работу профилактического кабинета в учреждениях здравоохранения и организованных коллективах; применять стоматологическое оборудование, инструменты и материалы в своей работе в соответствии с правилами их использования; осуществлять основные мероприятия по санитарно-эпидемиологическому и гигиеническому режиму в профилактическом кабинете лечебно-профилактических учреждений; применять средства и предметы индивидуальной защиты на стоматологическом приеме; знать: санитарно-эпидемиологический и гигиенический режим лечебно-профилактических учреждений здравоохранения; средства и предметы санитарной обработки, дезинфекции и стерилизации стоматологического материала и инструментария; барьерные средства защиты на стоматологическом приеме, меры предосторожности при приеме ВИЧ-, гепатит инфицированных пациентов: современные стоматологические материалы, их свойства и способы применения; средства гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний; виды обезболивания в стоматологии и возможные осложнения при проведении анестезии; основы эргономики 90 60 ОП.01 Клиническое материаловедение ОК 1 - 13 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.5 - 1.7 ПК 2.3 ПК 2.4 ПМ.00 Профессиональные модули 942 628 ПМ.01 Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведениястоматологических осмотров пациентов различных возрастных групп и выявления нуждающихся в стоматологическом лечении; диагностики основных стоматологических заболеваний твердых тканей зубов и тканей пародонта; применения методов и средств профилактики стоматологических заболеваний; ведения медицинской документации; получения, использования и хранения средств гигиены и профилактики; использования стоматологического оборудования, инструментария и подготовки рабочего места; применять принципы эргономики в профессиональной деятельности; соблюдения санитарно-эпидемиологического и гигиенического режима лечебно-профилактических учреждений; уметь: выявлять факторыриска возникновения стоматологических заболеваний; проводить диагностику стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстных аномалий у пациентов всех возрастов и в случае необходимости направлять пациента к соответствующим специалистам; планировать, разрабатывать и осуществлять схемы проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения основных стоматологических заболеваний; применять методы и средства повышения резистентности эмали; регистрировать данные стоматологического статуса во время проведения эпидемиологического обследования населения; осуществлять аппликационную анестезию; применять средства защиты пациента и персонала от рентгеновского излучения; знать: порядок и методы стоматологического обследования пациента; этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний; общие принципы диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний; организацию стоматологической помощи населению; цели и задачи эпидемиологического стоматологического обследования населения; 576 384 МДК.01.01. Стоматологические заболевания и их профилактика ОК 1 - 13 ПК 1.1 - 1.6 ПМ.02 Проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: оценки гигиенического состояния полости рта пациента с помощью гигиенических индексов; определения состояния тканей пародонта; обучения пациентов различных возрастных групп методикам использования индивидуальных средств и предметов гигиены полости рта; индивидуального подбора средств и предметов гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния полости рта пациента; подбора инструментария, средств и материалов для проведения мероприятий по профессиональной гигиене полости рта; проведения мероприятий по профессиональной гигиене полости рта; уметь: оценивать состояния тканей пародонта; планировать и осуществлять гигиенические мероприятия в зависимости от состояния твердых тканей зубов, тканей пародонта, слизистой оболочки полости рта и возраста пациента; разрабатывать тактику и схемы проведения гигиенических мероприятий по уходу за полостью рта для пациентов, пользующихся съемными/несъемными ортопедическими/ ортодонтическими конструкциями; использовать стоматологические приборы и оборудование в соответствии правилами технической эксплуатации; знать: организацию и специфику гигиенического обучения пациентов в условиях стоматологической поликлиники, организованных детских и взрослых коллективов; цели и задачи индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта; классификацию и механизм образования зубных отложений; средства и предметы индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта 276 184 МДК.02.01. Гигиена полости рта ОК 1 - 13 ПК 2.1 - 2.4 ПМ.03 Санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения стоматологического просвещения среди детей дошкольного и школьного возраста и их родителей; проведения анкетирования и опроса населения; уметь: проводить индивидуальные и групповые беседы о методах сохранения здоровья полости рта среди пациентов лечебно-профилактических учреждений, работников организованных коллективов; составлять планы проведения «уроков здоровья», тексты бесед, памяток, лекций по профилактике стоматологических заболеваний с учетом специфики обучаемого контингента; анализировать результаты анкетирования; планировать мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения; консультировать по вопросам правового взаимодействия граждан с системой здравоохранения в области стоматологии; использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности в пределах своей компетенции; знать: цели, задачи и формы стоматологического просвещения; роль стоматологического просвещения в профилактике стоматологических заболеваний; особенности проведения стоматологического просвещения среди различных возрастных групп населения; критерии оценки эффективности стоматологического просвещения; систему организации оказания профилактической стоматологической медицинской помощи населению; основы современного менеджмента в здравоохранении; законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию; основы экономики, планирования и финансирования здравоохранения; принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях, организованных коллективом; основные понятия предмета медицинского права, его задачи, источники; основные законодательные документы в области здравоохранения; правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; виды правонарушений, юридическую ответственность медицинских работников лечебно-профилактических учреждений 90 60 МДК.03.01. Стоматологическое просвещение МДК.03.02. Общественное здоровье и здравоохранение МДК.03.03. Правовое обеспечение профессиональной деятельности ОК 1 - 11 ПК 3.1 - 3.4 Всего часов обучения по циклам ОПОП УП.00 Учебная практика 4 нед. ОК 1 – 14 ПК 1.2 - 1.7 ПК2.1 - 2.4 ПК 3.1 - 3.4 ПП.00 Производственная практика (по профилю специальности) ПДП.00 Производственная практика (преддипломная) 2 нед. ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 1 нед. ГИА.01 Подготовка выпускной квалификационной работы 1 нед. ГИА.02 Защита выпускной квалификационной работы 1 нед. - Таблица 3
- Нормативный срок освоения Программы при очной форме получения образования составляет 27 недели, в том числе:
-
Обучение по учебным циклам 20 нед. Учебная практика 4 нед. Производственная практика (по профилю специальности) Производственная практика (преддипломная) 2 нед. Государственная (итоговая) аттестация 1 нед. Итого 27 нед. - 7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ СОКРАЩЕННОЙ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- 7.1. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
- При формировании ОПОП образовательное учреждение:
- имеет право ежегодно обновлять Программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
- обязано в рабочих учебных программах четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
- обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
- обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
- обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающися;
- должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
- 7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
- в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении Программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
- обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные Программой;
- обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
- 7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
- 7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
- 7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
- 7.6. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
- 7.7. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на весь период обучения. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
- 7.8. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
- Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
- Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
- Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
- Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
- Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
- 7.9. Реализация Программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
- 7.10. Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.
- 7.11. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
- Реализация Программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
- Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
- Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
- Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
- Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
- Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
- Для освоения Программы рекомендуется использовать литературу:
- Основная литература:
- 1. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний.//М., МГМСУ, 2003. – 214 c.
- 2. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2005.
- 3. Кузьмина И.Н.Профилактическая стоматология.//Учебное пособие. М. 2009 – 188 с.
- 4. Кузьмина Э.М. с соавт. Основы индивидуальной гигиены полости рта.-М., 2008,-116с.
- 5. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний // М., -2006.- 416 с.
- 6. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В., Стоматология детского возраста.// Учебник. М. «Медицина», 2006.- 639с.
- 7. Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология.//М., 20001.
- 8. Кузьмина Э.М., Смирнова Т.А. Фториды в клинической стоматологии. // М., МГМСУ, 2001. - 32 С.
- 9. Робустова Т.Г. Хирургическая стоматология .//М., Медицина, 1995 -415с.
- 10. Садовский В.В. Стоматология в четыре руки. М., ООО «Стоматология», 1999, 103с.
- Дополнительная литература:
- 1. Грошиков М.И. Некариозные поражения твердых тканей зуба. М., Медицина, 1991г.
- 2. Дональд А., Фэлэйс С. Экстренная помощь в стоматологии. // М., Медицинская литература, 2001. - 435 С.
- 3. Заболевания пародонта: Атлас./ Под ред. Н.Ф. Данилевского М., Медицина, 1993 - 320с.
- 4. Кузьмина Э.М. с соавт. Современные критерии оценки стоматологического статуса при проведении эпидемиологического обследования населения. - М., МГМСУ, 2007. – 43 с.
- 5. Леус П.А., Профилактическая коммунальная стоматология.-М., Медицинская книга, 2008.- 444с
- 6. Максимовский Ю.М. с соавт. Основы профилактики стоматологических заболеваний.// Владос, Учебное пособие для ВУЗов, 2005- 206 с.
- 7. Международная классификация стоматологических болезней на основе МКБ-10. 3-е изд-е. // ВОЗ, Женева, 1997. - 248 С.
- 8. Рабинович С.А. Современные технологии местного обезболивания в стоматологии. // М., 2000. - 144 С.
- 9. Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние тканей пародонта и слизистой оболочки рта../под ред. Янушевича О.О.,- Москва, 2009.-228с.
- 10. Стоматологическая заболеваемость населения России. Состояние твердых тканей зубов. Распространенность зубочелюстных аномалий. Потребность в протезировании/ под ред. Кузьминой Э.М.- Москва, 2009.-236с.
- 11. Хоменко Л.А., Биденко Н.В. Современные средства эндогенной профилактики заболеваний полости рта. Киев, Книга плюс., 2001, 206с.
- 7.12. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
- Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.
- 7.13. Реализация Программы по специальности среднего профессионального образования, обеспечивается материально-технической базой. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
- 7.14. Реализация Программы обеспечивает:
- выполнение обучающимся практических занятий с использованием персональных компьютеров;
- освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
- 7.15. При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
- Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
- 7.16. Перечень кабинетов, лабораторий и других помещений:
- стоматологических заболеваний и их профилактики;
- стоматологического просвещения;
- экономики организации;
- фантомный класс;
- общественного здоровья и здравоохранения;
- правового обеспечения профессиональной деятельности
- Лаборатории
- клинического материаловедения;
- компьютерный класс;
- Залы
- библиотека;
- читальный зал с выходом в сеть Интернет;
- актовый зал
- 8. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ СОКРАЩЕННОЙ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- 8.1. Оценка качества освоения Программы включает текущий контроль знаний, государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
- 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца от начала обучения.
- 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей Программы создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для текущей аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
- Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
- 8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
- 8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности.
- 8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
- Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
- Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.