Письмо Минфина РФ и ФНС от 15 декабря 2011 года № ЕД-21-3/375
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации,
Федеральной налоговой службой России
- Вопрос:
- Об отсутствии оснований для налогообложения НДС операций по передаче денежных средств; о периоде, с которого участники проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов будут использовать право на освобождение от обязанностей по исчислению НДС и налога на прибыль, а также о порядке представления документов, подтверждающих данное право; о подаче налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль участниками проекта, если освобождение используется в середине налогового периода; о порядке освобождения от налогообложения налогом на имущество организаций организаций - управляющих компаний и участников проекта; о налогообложении НДФЛ доходов, получаемых иностранными гражданами в отношении работы по найму в РФ.
- Ответ:
- Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо и рабочие материалы по вопросу налогообложения организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее - участники проекта), сообщает следующее.
- 1. Из запроса следует, что в целях создания Сколковского института науки и технологий Фондом (далее - Фонд) заключен договор о взаимодействии с Массачусетским Технологическим Институтом (далее - МТИ). В рамках данного договора Фонд предоставляет МТИ денежный грант из двух частей:
- - для финансирования деятельности МТИ в рамках взаимодействия;
- - расширения мощностей.
- По мнению Фонда, перечисление гранта не должно облагаться НДС и обязанности у Фонда по удержанию налога не возникает.
- На основании Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
- Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передаче имущественных прав, за исключением операций, не признаваемых объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 Кодекса.
- Операции по передаче денежных средств не относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в связи с чем передача денежных средств у передающей стороны (грантодателей) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
- 2. По вопросу возможности применения льготного режима налогообложения, предусмотренного ст. ст. 145.1 и 246.1 Кодекса для участников проекта, организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, ФНС России подготовлен проект ответа и направлен на согласование в Минфин России. После получения ответа вам будет сообщено дополнительно.
- 3. Кодекс предусматривает порядок освобождения организаций, получивших статус участников проекта, от обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций (далее - право на освобождение) (ст. ст. 145.1 и 246.1 Кодекса). При этом участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.
- Таким образом, организация, которая направила в налоговый орган по месту своего учета уведомление и документы об использовании права на освобождение по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль не исчисляет и налоговые декларации за отчетные (налоговые) периоды, заканчивающиеся после указанной даты, не представляет.
- 4. В соответствии с п. 3 ст. 145.1 и п. 4 ст. 246.1 Кодекса участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие право на освобождение, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение.
- Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
- документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта и предусмотренные Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково";
- выписка из книги учета доходов и расходов или отчет о прибылях и убытках участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Выписка из книги учета доходов и расходов составляется в произвольной форме. При этом исходя из смысла данная выписка должна содержать: наименование организации, ИНН, КПП, адрес, период (год), общую сумму полученных доходов за год, в том числе сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленную в соответствии со ст. ст. 249 и 273 Кодекса.
- В целях подтверждения продления срока освобождения по налогу на прибыль организаций предусмотрена подача документов по истечении налогового периода, а для подтверждения права на освобождение по налогу на добавленную стоимость - по истечении 12 календарных месяцев.
- Таким образом, до внесения соответствующих изменений в Кодекс участник проекта обязан неоднократно в течение года представлять по существу одни и те же документы, подтверждающие право на освобождение (по каждому налогу).
- Одновременно сообщаем, что ФНС России подготовлены и направлены в Минфин России поправки в Кодекс в части положений, касающихся участников проекта.
- 5. В отношении подачи участником проекта налоговой декларации по НДС, в случае если освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации используется в середине налогового периода.
- Согласно ст. 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
- В соответствии с п. 5 ст. 174 Кодекса налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
- Статьей 163 Кодекса предусмотрено, что налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.
- В этой связи организация, применившая право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в середине налогового периода (квартала) обязана подать в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по НДС за данный квартал в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).
- 6. По вопросу представления участником проекта декларации по налогу на прибыль организаций.
- В соответствии со ст. 285 Кодекса налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев.
- При возникновении права на освобождение от обязанностей налогоплательщика в течение отчетного периода участник проекта представляет налоговую декларацию за период с 1 января до 1-го числа месяца, с которого применяется освобождение. Указанная декларация представляется в срок, предусмотренный для представления деклараций за отчетный период, в котором у участника проекта возникло право на освобождение.
- Суммы ежемесячных авансовых платежей по ненаступившим срокам уплаты, приходящимся на квартал, в котором участник проекта стал применять право на освобождение, подлежат сложению налоговым органом на основании документа, подтверждающего статус участника проекта, и уведомления об использовании права на освобождение.
- При этом организация при составлении налоговой декларации за указанный выше период сложенные налоговым органом суммы ежемесячных авансовых платежей не учитывает при формировании показателей строк 210 - 230 листа 02.
- 7. По налогу на имущество.
- Порядок исчисления налога на имущество организаций определен гл. 30 Кодекса.
- Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.
- В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 28.11.2011) участники проекта, в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей, вправе вести учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, при этом ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Указанная норма действует с 01.01.2011 (ст. 8, Федеральный закон от 28.11.2011 N 339-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
- Исходя из действующего законодательства, регламентирующего ведение бухгалтерского учета, организации, имеющие перечисленный выше статус, ведут учет основных средств в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".
- Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково" (ред. от 28.11.2011) в ст. 381 в перечень организаций, освобождаемых от налогообложения, включены:
- - организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (код налоговой льготы 2010335);
- - организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (код налоговой льготы 2010336).
- Таким образом, обязанность по представлению налоговой декларации (расчета по авансовым платежам) по налогу на имущество организаций действует по отношению к организациям, имеющим соответствующий статус. Порядок заполнения налоговой декларации (расчета по авансовым платежам) по налогу на имущество организаций утвержден Приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н "Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения", сроки представления налоговой отчетности определены ст. 386 Кодекса.
- В отношении представления документов, подтверждающих наличие статуса участников проекта, предусмотренных Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", сообщаем следующее.
- В ст. 381 Кодекса определено, что для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта, а также данные учета доходов (расходов).
- При этом п. 3 ст. 145.1 Кодекса предусмотрен порядок представления документов и период, с которого участники проекта будут использовать право на освобождение.
- 8. В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 доходы, получаемые гражданами США в отношении работы по найму в России, не подлежат налогообложению в Российской Федерации при одновременном выполнении всех следующих условий:
- 1) гражданин США находится в России в течение периода, не превышающего в совокупности 183 дней в календарном году;
- 2) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося лицом с постоянным местопребыванием в России;
- 3) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство, которое наниматель имеет в России.
- В случае если данные условия не выполняются, то доходы, полученные гражданами США, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от работы по найму в России, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов (за исключением высококвалифицированных специалистов).
- Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
- Д.В.Егоров
- 15.12.2011