Письмо Минфина РФ от 01 декабря 2011 года № 03-03-06/1/792
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- ООО-1 планирует увеличение уставного капитала в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", на основании заявления третьего лица - ООО-2 о принятии его в ООО-1 и внесении вклада. Размер доли ООО-2 в уставном капитале ООО-1 составит более 50 процентов.
- На сегодняшний день ООО-2 имеет денежные права требования к ООО-1. Указанные права требования возникли на основании кредитного договора, по которому коммерческий банк предоставил кредит ООО-1. Права требования были приобретены ООО-2 у коммерческого банка на основании договора цессии.
- Предполагается, что ООО-2 в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", в счет внесения им вклада в уставный капитал ООО-1 зачтет указанное выше денежное требование к ООО-1, возникшее на основании кредитного договора.
- Подпунктом 11 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации.
- Согласно ст. 277 НК РФ при размещении эмитированных акций (долей, паев) доходы и расходы налогоплательщика-эмитента и доходы и расходы налогоплательщика, приобретающего такие акции (доли, паи) (далее - акционер (участник, пайщик)), определяются с учетом следующих особенностей:
- 1) у налогоплательщика-эмитента не возникает прибыли (убытка) при получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за размещаемые им акции (доли, паи);
- 2) у налогоплательщика-акционера (участника, пайщика) не возникает прибыли (убытка) при передаче имущества (имущественных прав) в качестве оплаты размещаемых акций (долей, паев).
- Подлежит ли учету в доходах ООО-1 стоимость имущественных прав требования по кредиту, передаваемых ООО-2 в качестве оплаты за размещаемые доли, в целях исчисления налога на прибыль организаций?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу зачета встречных требований нового учредителя организации в счет выполнения обязательства по внесению вклада в уставный капитал для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.
- Согласно абз. 2 п. 2 ст. 90 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата уставного капитала общества с ограниченной ответственностью при увеличении уставного капитала путем зачета требований к обществу допускается в случаях, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
- Пунктом 4 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, участники общества в счет внесения ими дополнительных вкладов и (или) третьи лица в счет внесения ими вкладов вправе зачесть денежные требования к обществу.
- В соответствии со ст. 410 ГК РФ обязательство может быть прекращено полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо не указан, или определен моментом востребования.
- Согласно пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, полученные в виде вкладов в уставный капитал (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
- Таким образом, при зачете денежных требований участников и (или) третьих лиц в оплату вкладов в уставный капитал или дополнительных вкладов в общество, уставный капитал которого увеличивается, дохода, подлежащего включению в налоговую базу по налогу на прибыль, не возникает.
- Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 01.12.2011