» » » О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика

О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ и ФНС от 15 февраля 2012 года № ЕД-4-3/2474
О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика
Принято
Министерством финансов Российской Федерации,
Федеральной налоговой службой России
  1. Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу о порядке применения нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых при отсутствии утвержденных нормативов потерь на очередной календарный год и сообщает, что в адрес налогоплательщика было направлено разъяснение по сути поставленного в указанном обращении вопроса.
  2. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
  3. Д.В.Егоров
Приложение
к Письму от 15 февраля 2012 года № ЕД-4-3/2474
Письмо
Письмо от 6 февраля 2012 г. N ЕД-4-3/1813@ О применениии нулевой ставки НДПИ в части нормативных потерь
  1. Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу правомерности применения нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) в части нормативных потерь полезных ископаемых при отсутствии утвержденных нормативов потерь на очередной календарный год и с учетом имеющейся (сложившейся) по указанному вопросу судебной практики (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.08.2008 N Ф08-4547/2008, от 10.10.2006 N Ф08-4711/2006-1983А, от 11.05.2005 N Ф08-2064/2005-830А, от 17.11.2004 N Ф08-5448/2004-2084А) сообщает следующее.
  2. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), обложение НДПИ производится по "нулевой" налоговой ставке при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. При этом в целях главы 26 Налогового кодекса нормативными потерями полезных ископаемых признаны фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
  3. Одновременно в абзаце третьем рассматриваемой нормы статьи 342 Налогового кодекса установлено, что в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
  4. Вместе с тем утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила) касаются только твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья, о чем прямо указано в названных Правилах, и на добычу минеральных вод (в том числе и в части, касающейся отнесения всех фактических потерь полезных ископаемых при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь) не распространяются.
  5. В этой связи суды в своих решениях правомерно исходили из того, что порядок утверждения нормативов потерь при добыче минеральных вод названными Правилами не урегулирован и на этом основании руководствовались правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, согласно которой пробел в правовом регулировании, сохраняющийся в результате бездействия органов государственной власти в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
  6. С учетом изложенного суды в своих решениях указывали, что отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации порядка утверждения нормативов потерь при добыче минеральной воды не может ограничивать установленное Налоговым кодексом право налогоплательщиков на применение при расчете сумм НДПИ по этому полезному ископаемому "нулевой" ставки налога, если нормативы потерь по нему утверждены в ранее действовавшем порядке и согласованы с компетентным органом.
  7. Таким образом, если добыча минеральной воды осуществляется налогоплательщиком в соответствии с Технологической схемой разработки месторождений минеральных вод, утвержденной и согласованной с Управлением Госгортехнадзора Российской Федерации, в которой, в том числе, определены нормативы потерь при добыче этой воды, то данные нормативы рассматриваются судами как утвержденные в установленном порядке.
  8. Соответственно, при указанных обстоятельствах данный налогоплательщик вправе применять "нулевую" ставку НДПИ в части налогообложения нормативных потерь при добыче минеральной воды.
  9. Обращаем внимание, что изложенная в настоящем письме позиция нашла отражение также и в Определении ВАС Российской Федерации от 30.06.2010 N ВАС-8302/10.
  10. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
  11. Д.В.Егоров

Предыдущая новость - О заключении соглашений в области информационного обмена

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 01 марта 2012 года № 03-07-08