» » » Письмо Минфина РФ от 12 апреля 2012 года № 03-08-05

Письмо Минфина РФ от 12 апреля 2012 года № 03-08-05


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 12 апреля 2012 года № 03-08-05/2
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. Участниками ООО являются физическое лицо - налоговый резидент Германии (доля в уставном капитале ООО - 2%) и юридическое лицо, также являющееся налоговым резидентом Германии (доля в уставном капитале ООО - 98%).
  3. В настоящее время ООО увеличивает уставный капитал без изменения размера долей участников за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. То есть при увеличении уставного капитала ООО происходит увеличение номинальной стоимости долей участников пропорционально ранее принадлежавшим им долям в уставном капитале.
  4. Подлежат ли в данном случае обложению НДФЛ и налогом на прибыль доходы участников ООО в виде разницы между первоначальной и новой номинальной стоимостью их долей в уставном капитале ООО?
  5. Если указанный доход подлежит налогообложению, то какие налоговые ставки в данном случае необходимо применять?
  6. Кто должен уплатить НДФЛ и налог на прибыль: ООО, получив эквивалентную сумму на расчетный счет от участника ООО, или же участник ООО по предоставленным ему ООО реквизитам?
  7. Ответ:
  8. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев запрос относительно налогообложения доходов резидента Германии - участника российского общества с ограниченной ответственностью при увеличении уставного капитала российского общества через увеличение номинальной стоимости доли в уставном капитале общества за счет имущества общества в виде нераспределенной прибыли прошлых лет, сообщает следующее.
  9. В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации, который определяется в соответствии со ст. 309 Кодекса.
  10. Статьей 310 Кодекса установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса.
  11. Согласно нормам п. 1 ст. 207, пп. 1 п. 1 ст. 208 и п. 2 ст. 209 Кодекса к доходам физического лица - нерезидента, подлежащим налогообложению в Российской Федерации, относятся доходы от источников в Российской Федерации, в частности доход в виде дивидендов, полученных от российских организаций.
  12. Пунктом 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму налога. Указанные организации являются налоговыми агентами.
  13. Согласно нормам ст. 7 Кодекса налогообложение доходов, полученных немецкими участниками при увеличении уставного капитала российского общества через увеличение номинальной стоимости доли в уставном капитале общества за счет нераспределенной прибыли, осуществляется с учетом положений Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения на доходы и имущество от 29 мая 1996 г. (далее - Соглашение).
  14. В соответствии с Комментариями к модели конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал, на основе которой заключаются Российской Федерацией с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, платежи, рассматриваемые в качестве дивидендов, могут включать не только распределение прибыли, принимаемое решением ежегодных собраний акционеров, но также денежные суммы или дополнительные выплаты в форме акций, премии, прибыль от ликвидации общества, а также скрытое распределение прибыли.
  15. В соответствии с п. 2 ст. 10 Соглашения термин "дивиденды" означает доходы по акциям, в том числе акциям горнодобывающей промышленности, по правам или сертификатам на участие в прибыли, учредительским паям или другим, за исключением долговых требований, правам на участие в прибыли, а также прочие доходы, которые по законодательству Государства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль, приравниваются в налоговом отношении к доходам по акциям.
  16. При этом согласно п. 1 ст. 43 Кодекса дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
  17. Перечень доходов, не признаваемых дивидендами, установленный п. 2 ст. 43 Кодекса, не содержит такого вида дохода, как доход участника организации в виде увеличения номинальной стоимости его доли в уставном капитале организации за счет нераспределенной прибыли.
  18. В связи с этим при увеличении обществом с ограниченной ответственностью за счет нераспределенной прибыли уставного капитала без изменения доли его участников у налогоплательщиков - участников данного общества, являющихся налоговыми резидентами Германии, возникает доход в размере увеличения номинальной стоимости их доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, который, по нашему мнению, следует квалифицировать как доход в виде дивидендов. Следовательно, налогообложение данного дохода немецких резидентов осуществляется в соответствии с положениями ст. 10 Соглашения, регулирующей налогообложение дивидендов.
  19. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  20. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  21. Н.А.Комова
  22. 12.04.2012

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 06 апреля 2012 года № 03-11-06

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 12 апреля 2012 года № 03-04-06