Об определении Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 года N АКПИ12-317
- Принято
- Федерацией независимых профсоюзов России
- В связи с многочисленными обращениями по поводу Определения Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 года N АКПИ12-317 Федерация Независимых Профсоюзов России сообщает следующее.
- Оспариваемые акты, а именно: постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работы в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" и постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", являются действующими, т.к. обладают юридической силой, а значит способностью вызывать правовые последствия. Правовые акты, принятые уполномоченным на то органом, имеют юридическую силу до того момента, пока не отменено или не приостановлено их действие в установленном законом порядке.
- Верховный Суд РФ в своем Определении от 4 апреля 2012 года N АКПИ12-317, ссылаясь в мотивированной части на то, что "оспариваемые правовые акты не порождают последствий, вследствие чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя", однако не признает оспариваемые акты недействующими, а лишь выносит определение о прекращении производства по делу.
- При условии доказанности требований заявителя суд обязан был вынести решение по существу о признании нормативного правового акта недействующим, однако такого решения суд по данному делу не принял.
- В вопросах признания судом нормативного правового акта недействующим он руководствуется ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ и постановлением Конституционного суда N 1-П от 27 января 2004 г.
- Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть вторая статьи 253 ГПК РФ). Вступившее в законную силу решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящем его содержание.
- Следует указать на грубую ошибку Верховного Суда РФ, который, ссылаясь на то, что оспариваемые акты не порождают правовых последствий, не приводит тому доказательств (когда и кем они отменены или признаны недействующими, и потому не влекут правовых последствий). В законодательстве Российской Федерации не порождают правовых последствий только ничтожные правовые акты. Обобщая закрепленные в законодательстве позиции, можно утверждать о существовании следующих случаев ничтожности правовых актов: во-первых, если исполнение правового акта образует состав преступления или иного правонарушения; во-вторых, если правовой акт не опубликован или не совершены иные действия, предусмотренные в качестве необходимых условий для его вступления в силу.
- Следовательно, Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" ничтожным актом, не влекущим правовых последствий, не является, а, значит, действует и порождает правовые последствия вплоть до его отмены или вступления в законную силу решения суда о признании нормативного правового акта недействующим.
- Кроме того, Определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 года N АКПИ12-317 не является определяющим. В данном вопросе определяющим является так называемая "презумпция правильности правового акта", заключающаяся в том, что любой правовой акт, изданный уполномоченным государственным органом в установленном законом порядке, является обязательным для исполнения всеми, кому он адресован, до тех пор, пока он в установленном порядке не отменен, не изменен, не приостановлено его действие.
- Д.М.КРИШТАЛЬ