» » » Письмо Минфина РФ от 08 июня 2012 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 08 июня 2012 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 08 июня 2012 года № 03-03-06/1/298
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. Доли в уставном капитале ООО распределены между четырьмя участниками, а именно: доля в размере 47,5% принадлежит одному иностранному физическому лицу (гражданин Белоруссии); доля в размере 32,5% принадлежит второму иностранному физическому лицу (гражданин Литвы); доля в размере 15,2% принадлежит иностранному юридическому лицу "А" (Республика Кипр); доля в размере 5% принадлежит физическому лицу, гражданину Российской Федерации.
  3. В ходе производственной деятельности ООО были заключены договоры займа с иностранной организацией "В" (Литовская Республика).
  4. С целью обеспечения долговых обязательств ООО перед иностранной организацией "В" участники ООО заключили договор залога своих долей в уставном капитале ООО с данной иностранной организацией. В соответствии с условиями вышеуказанного договора залога иностранная организация "В" выступает в качестве залогодержателя 100% долей в уставном капитале ООО. Кроме того, участниками ООО были выданы доверенности на представителя иностранной организации "В" с правом его участия в проводимых собраниях. Обращение на доли может быть осуществлено залогодержателем только в случае нарушения ООО обязательств по возврату заемных средств.
  5. Обязательства по возврату займа и выплате процентов ООО осуществляет самостоятельно, поручители (участники ООО) к исполнению данных обязанностей не привлекаются.
  6. Выплаты участникам ООО как фактическим поручителям по договорам займа ООО также не осуществляются.
  7. Будет ли в данном случае для целей исчисления налога на прибыль задолженность ООО перед иностранной организацией признаваться контролируемой задолженностью в соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ?
  8. Вправе ли ООО применить правила, установленные п. п. 2 - 4 ст. 269 НК РФ, с целью переквалификации процентов, уплачиваемых ООО иностранной организации по договору займа, в дивиденды?
  9. Ответ:
  10. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения п. 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает, что в соответствии со ст. 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
  11. Одновременно сообщаем следующее.
  12. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.
  13. Согласно положениям п. 2 ст. 269 Кодекса, если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству, признаваемую в соответствии с положениями п. 2 ст. 269 Кодекса контролируемой задолженностью перед иностранной организацией, и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений п. 1 ст. 269 Кодекса применяются правила, установленные п. п. 2 - 4 ст. 269 Кодекса.
  14. В соответствии с положениями п. 2 ст. 269 Кодекса контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность:
  15. - по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, или
  16. - по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной выше иностранной организации, или
  17. - по долговому обязательству, в отношении которого такое, указанное выше, аффилированное лицо и (или) непосредственно эта, указанная выше, иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации.
  18. В случае если российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед неаффилированной иностранной организацией и исполнение данного долгового обязательства обеспечивает другая иностранная организация, которая владеет менее 20% уставного капитала названной российской организации, при этом указанные иностранные организации не являются аффилированными лицами, по мнению Департамента, такая непогашенная задолженность не является контролируемой в смысле п. 2 ст. 269 Кодекса.
  19. В случае если непогашенная задолженность не является контролируемой, обязанность применять правила, установленные п. п. 2 - 4 ст. 269 Кодекса, не возникает.
  20. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  21. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  22. С.В.Разгулин
  23. 08.06.2012

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 07 июня 2012 года № 03-04-06

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 04 июня 2012 года № 03-02-07