О защите детей в рекламе
- Принято
- Федеральной антимонопольной службой
- Данные изменения направлены на введение дополнительных требований к рекламе, связанных с защитой несовершеннолетних, и корреспондируются с нормами, содержащимися в Федеральном законе от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
- Часть 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" дополнена новым пунктом 5, согласно которому реклама не должна содержать информацию порнографического характера.
- Понятие информации порнографического характера содержится в статье 2 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", под которой понимается информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.
- Соответственно, в случае выявления в рекламе информации, подпадающей под указанное описание, такая реклама должна признаваться нарушающей пункт 5 части 4 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
- Одновременно часть 10 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" излагается в новой редакции: не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.
- Данная редакция несущественно отличается от прежней редакции указанной части, расширяется перечень печатных изданий, предназначенных для обучения, в которых запрещается размещение рекламы, - в данный перечень включаются не только учебники, но и учебные пособия и учебная литература, предназначенные для различных уровней общего образования.
- Кроме того, с 1 сентября 2012 года изменяется пункт 6 статьи 6 Федерального закона "О рекламе", устанавливающий запрет на показ в рекламе несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.
- Данная редакция указанной нормы раскрывает ранее введенный в данной статье термин "опасные ситуации", определяя, что к ним, в том числе, относятся ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью несовершеннолетних, в том числе к причинению вреда своему здоровью. Однако данные ситуации не являются единственно возможными опасными ситуациями, соответственно если в рекламе несовершеннолетние показываются в иных опасных ситуациях, такая реклама также должна признаваться нарушающей пункт 6 статьи 6 Федерального закона "О рекламе".
- Наиболее существенные из указанных изменений в Федеральный закон "О рекламе" связаны с введением новых частей 10.1 и 10.2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
- В соответствии с новой частью 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
-
Глава 2. Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" вводит классификацию информационной продукции по пяти категориям:
- 1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет (0+);
- 2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (6+);
- 3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет (12+);
- 4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет (16+);
- 5) информационная продукция, запрещенная для детей (18+).
- Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" категория информационной продукции может обозначаться знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей.
- Вместе с тем нормы Федерального закона "О рекламе" не закрепляют, каким именно образом должно быть сделано указание на категорию информационной продукции в рекламе, соответственно такое указание может быть сделано любым способом, позволяющим обозначить категорию рекламируемой информационной продукции, - как предусмотренным частью 1 статьи 12 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", так и иным образом.
- Кроме того, обращаем внимание территориальных органов, что Федеральный закон "О рекламе" не устанавливает требований к размеру такого указания.
- Также необходимо отметить, что указанное требование части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" распространяется только на рекламу информационной продукции, но не рекламу иных товаров или услуг. Под информационной продукцией согласно статье 2 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи.
- Соответственно, требование об указании в рекламе категории информационной продукции не распространяется на рекламу товаров, не подпадающих под понятие информационной продукции.
- В соответствии с новой частью 10.2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с Федеральным законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
- Информация, запрещенная для распространения среди детей, указана в части 2 статьи 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". К таковой относится информация:
- 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- 5) оправдывающая противоправное поведение;
- 6) содержащая нецензурную брань;
- 7) содержащая информацию порнографического характера.
- Соответственно, в случае если в рекламе размещается информация упомянутого характера, такая реклама не может размещаться в ряде организаций, указанных в части 10.2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", и на расстоянии менее 100 метров от них.
- Ответственность за нарушение частей 10.1 и 10.2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", согласно части 7 статьи 38 данного закона, несет рекламораспространитель.
- А.Б.КАШЕВАРОВ