Письмо Минфина РФ и ФНС от 16 августа 2012 года № ЕД-4-3/13603@
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации,
Федеральной налоговой службой России
- Вопрос:
- Об отсутствии оснований для переноса остатка социального налогового вычета по НДФЛ на последующие налоговые периоды.
- Ответ:
- Федеральная налоговая служба по вопросу получения социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц сообщает следующее.
- В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных гл. 23 Кодекса.
- Статьей 219 Кодекса определен перечень социальных налоговых вычетов, сумма которых уменьшает налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
- При этом п. 2 ст. 219 Кодекса установлено, что социальные налоговые вычеты, указанные в пп. 2 - 5 п. 1 данной статьи Кодекса, предоставляются в размере фактически произведенных расходов; но в совокупности не более 120 000 руб. в налоговом периоде.
- Кроме того, в соответствии с абз. 4 пп. 3 п. 1 ст. 219 Кодекса по дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов.
- Возможность переноса остатка налогового вычета по налогу на доходы физических лиц должна быть прямо предусмотрена в соответствующих статьях гл. 23 Кодекса.
- Так, абз. 28 пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса определено, что, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
- Аналогичной нормы по переносу на последующий налоговый период остатка социального налогового вычета ст. 219 Кодекса не установлено.
- При этом следует отметить, что социальные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 219 Кодекса, являются своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.
- Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из ст. ст. 19 и 57 Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.
- В данном случае законодатель установил предельный размер применяемых социальных налоговых вычетов и не установил возможность переноса на последующий налоговый период остатка неиспользованного социального налогового вычета, превышающего установленный предельный размер.
- Позиция по данному вопросу согласована с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации.
- Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
- Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
- Д.В.Егоров
- 16.08.2012