По вопросу получения социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба по вопросу получения социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц сообщает следующее.
- В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.
- Статьей 219 Кодекса определен перечень социальных налоговых вычетов, сумма которых уменьшает налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
- При этом пунктом 2 статьи 219 Кодекса установлено, что социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 данной статьи Кодекса, предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде.
- Кроме того, в соответствии с абзацем 4 подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса по дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов.
- Возможность переноса остатка налогового вычета по налогу на доходы физических лиц должна быть прямо предусмотрена в соответствующих статьях главы 23 Кодекса.
- Так, абзацем 28 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса определено, что, если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
- Аналогичной нормы по переносу на последующий налоговый период остатка социального налогового вычета статьей 219 Кодекса не установлено.
- При этом следует отметить, что социальные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 219 Кодекса, являются своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.
- Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из статьей 19 и 57 Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.
- В данном случае законодатель установил предельный размер применяемых социальных налоговых вычетов и не установил возможность переноса на последующий налоговый период остатка неиспользованного социального налогового вычета, превышающего установленный предельный размер.
- Позиция по данному вопросу согласована с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации.
- Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
- Советник
- государственной гражданской службы
- Российской Федерации
- 2 класса
- Д.В.ЕГОРОВ