Рекомендации о порядке взаимодействия налоговых органов и их структурных подразделений
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, Служба) в целях обеспечения единообразия порядка взаимодействия налоговых органов и структурных подразделений налоговых органов при рассмотрении письменных возражений (пояснений, ходатайств) по актам налоговой проверки, составленным по результатам выездной или камеральной налоговой проверки, а также по актам об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса) (далее - акт налогового контроля), и при рассмотрении жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц сообщает следующее.
- Действие настоящего письма не распространяется на жалобы, поданные в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
- 1. Взаимодействие структурных подразделений налогового органа при проведении, оформлении и рассмотрении результатов мероприятий налогового контроля, подготовке проекта решения по делу о налоговом правонарушении.
- При поступлении в налоговый орган письменных возражений (пояснений, ходатайств) лица (его представителя), в отношении которого проводилась налоговая проверка, или лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах (далее - лицо), на акт налогового контроля структурное подразделение налогового органа, в функции которого входит документационное обеспечение налогового органа (далее - подразделение документационного обеспечения), регистрирует его в ведомственной системе электронного документооборота (далее - СЭД) и направляет на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления письменных возражений (пояснений, ходатайств).
- Резолюция руководителя (заместителя руководителя) налогового органа скрепляется с письменными возражениями (пояснениями, ходатайством) на акт налогового контроля. В СЭД в регистрационной карточке документа формируется электронная резолюция.
- До исполнителей, поименованных в резолюции, регистрационная карточка документа доводится в электронном виде средствами СЭД. Оригинал документа выдается исполнителю, поименованному в резолюции первым, соисполнителям выдаются копии.
- Если при регистрации письменных возражений (пояснений, ходатайства) на акт налогового контроля в СЭД в регистрационную карточку вкладывается сканированный образ документа, направлять соисполнителям копии возражения (пояснения, ходатайства) на бумажном носителе не требуется.
- Структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля, не позднее 2 рабочих дней со дня поступления в указанное подразделение письменных возражений лица обеспечивает возможность ознакомления должностных лиц подразделения досудебного урегулирования налоговых споров с материалами налоговой проверки или материалами дела об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (далее - материалы налогового контроля), и документами, представленными лицом, а также направляет в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров копию извещения лица о дате, времени и месте рассмотрения материалов налогового контроля.
- При подготовке заключения по письменным возражениям (пояснениям, ходатайствам) подразделение досудебного урегулирования налоговых споров при необходимости направляет в структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля, и (или) иные структурные подразделения налогового органа запрос о предоставлении пояснений по доводам письменных возражений и материалам налогового контроля. Структурное подразделение налогового органа, получившее указанный запрос, не позднее 2 рабочих дней или иного срока, согласованного с руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, координирующим деятельность подразделения досудебного урегулирования налоговых споров, представляет в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров пояснения по поставленным вопросам.
- Рассмотрение материалов налогового контроля проводится с участием представителей структурного подразделения налогового органа, составившего акт налогового контроля, подразделения досудебного урегулирования налоговых споров, правового подразделения налогового органа.
- В случае отсутствия в налоговом органе подразделения досудебного урегулирования налоговых споров, выделенного как отдельное структурное подразделение, необходимость одновременного участия двух сотрудников правового подразделения налогового органа отсутствует.
- При необходимости к участию в рассмотрении материалов налогового контроля по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассматривающего материалы налогового контроля, могут быть привлечены представители иных структурных подразделений налогового органа.
- При рассмотрении руководителем (заместителем руководителя) налогового органа материалов налогового контроля, а также возражений (пояснений, ходатайств) лица сотрудниками структурного подразделения налогового органа, в функции которого входит подготовка заключений по возражениям (пояснениям, ходатайствам), составляется протокол.
- По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассматривающего материалы налогового контроля, и при наличии согласия лица, в отношении которого составлен акт (его представителя), может вестись аудиозапись, которая приобщается к протоколу. Ведение аудиозаписи осуществляется сотрудниками структурного подразделения налогового органа, в функции которого входит подготовка заключений по возражениям (пояснениям, ходатайствам).
- Протокол и аудиозапись (при наличии) передаются в структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля, для приобщения к материалам налогового контроля.
- Ответственным за вручение (направление) лицу (его представителю) всех документов (уведомлений, извещений, решений и других), формируемых в процессе и по результатам рассмотрения материалов налогового контроля, является структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля. Копии указанных документов передаются в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров не позднее следующего рабочего дня после их подписания.
- Должностное лицо структурного подразделения налогового органа, составившего акт налогового контроля, в случае отправки лицу документов по почте руководствуется порядком направления документов, установленным в пункте 5 статьи 31 Кодекса.
- Подразделение досудебного урегулирования налоговых споров по результатам оценки письменных возражений (пояснений, ходатайств) и материалов налогового контроля подготавливает по ним заключение. Заключение представляется руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, рассматривавшему материалы налогового контроля, не позднее 2 рабочих дней со дня рассмотрения материалов налогового контроля, но не позднее дня вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налогового контроля. Копия заключения направляется в структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля.
- Заключение подписывается должностным лицом подразделения досудебного урегулирования налоговых споров, непосредственно подготовившим заключение, и согласовывается с начальником подразделения досудебного урегулирования налоговых споров. Наличие пометки "Для служебного пользования" на заключении не является обязательным.
- Заключение должно содержать позицию подразделения досудебного урегулирования налоговых споров по каждому доводу лица, заявленному в письменных возражениях, пояснениях, а также по ходатайствам лица с указанием норм законодательства Российской Федерации, писем Службы, письменных разъяснений Минфина России и судебной практики по данному вопросу (при наличии). Кроме того, заключение должно содержать оценку обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения и обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, независимо от наличия доводов налогоплательщика в отношении указанных обстоятельств.
- В случае назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля лицо должно быть ознакомлено с их результатами. При этом обязанность по приглашению налогоплательщика на ознакомление с результатами проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля возлагается на структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля.
- Подразделение досудебного урегулирования налоговых споров при необходимости по поручению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассматривающего акт налогового контроля и материалы налогового контроля, подготавливает в срок, установленный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, дополнительное заключение по пояснениям лица и документам, полученным по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
- Ответственным за подготовку проекта решения, принимаемого по результатам рассмотрения акта налогового контроля, материалов налогового контроля, письменных возражений (пояснений, ходатайств) лица и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля (при наличии), является структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля.
- Проект решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, принимаемого в соответствии со статьями 101 или 101.4 Кодекса, направляется на согласование в правовое подразделение налогового органа не позднее 3 рабочих дней до дня вынесения решения.
- В случае наличия письменных возражений (пояснений, ходатайств) лица с указанным проектом направляется копия подготовленного по ним подразделением досудебного урегулирования налоговых споров заключения.
- Правовое подразделение налогового органа рассматривает данный проект в течение 2 рабочих дней, но не позднее установленного Кодексом срока для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налогового контроля. В случае если правовое подразделение налогового органа не согласовывает проект решения полностью или в части, то проект решения визируется с замечаниями, которые излагаются в прилагаемой к проекту решения докладной записке на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, рассмотревшего материалы налогового контроля. Копия докладной записки направляется в структурное подразделение налогового органа, составившее акт налогового контроля.
- 2. Взаимодействие структурных подразделений налогового органа при рассмотрении жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.
- При поступлении в налоговый орган жалобы (апелляционной жалобы) подразделение документационного обеспечения обеспечивает в срок не позднее дня, следующего за днем поступления жалобы в налоговый орган, передачу жалобы в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в соответствии с резолюцией руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
- В течение 3 рабочих дней со дня поступления такой жалобы в налоговый орган подразделение досудебного урегулирования налоговых споров устанавливает, имеются ли обстоятельства, установленные пунктом 1 статьи 139.3 Кодекса, для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.
- При установлении подразделением досудебного урегулирования налоговых споров указанных в пункте 1 статьи 139.3 Кодекса обстоятельств, информация о наличии таких обстоятельств сообщается вышестоящему налоговому органу в сопроводительном письме одновременно с направлением жалобы (апелляционной жалобы) со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган в срок, установленный Кодексом.
- Подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа направляет заключение по жалобе (апелляционной жалобе) и копии дополнительных документов, подтверждающих позицию налогового органа, в вышестоящий налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы от заявителя или вышестоящего налогового органа.
- Заключение по жалобе (апелляционной жалобе), направляемое в вышестоящий налоговый орган, должно содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся у налогового органа документы, копии которых должны быть приложены к заключению, с указанием писем Службы, письменных разъяснений Минфина России и судебной практики по данному вопросу (при наличии).
- Заключение по жалобе (апелляционной жалобе) нижестоящего налогового органа должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
- При подготовке заключения по жалобе (апелляционной жалобе) подразделение досудебного урегулирования налоговых споров нижестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.
- При подготовке проекта решения по жалобе (апелляционной жалобе) подразделение досудебного урегулирования налоговых споров вышестоящего налогового органа при необходимости запрашивает заключение по ней у иных структурных подразделений налогового органа.
- Заключение структурного подразделения налогового органа по жалобе (апелляционной жалобе) представляется в подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса или в иной срок, согласованный с руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, координирующим деятельность подразделения досудебного урегулирования налоговых споров.
- При наличии указанных в пункте 1 статьи 139.3 Кодекса обстоятельств для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения, нижестоящим налоговым органом при направлении жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган представляется позиция по данным обстоятельствам; заключение по существу жалобы не направляется. При необходимости вышестоящим налоговым органом может быть запрошено заключение нижестоящего налогового органа по всем доводам, изложенным в жалобе.
- В случае если при рассмотрении жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом установлено, что нижестоящий налоговый орган с заключением по жалобе представил не все документы, подтверждающие позицию нижестоящего налогового органа по каждому доводу заявителя, такие документы вышестоящий налоговый орган вправе запросить по СЭД в процессе рассмотрения жалобы. Запрошенные вышестоящим налоговым органом документы должны быть представлены в установленный им срок.
- При получении вышестоящим налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы), подлежащей рассмотрению этим органом, от лица, ее подавшего, подразделение досудебного урегулирования налоговых споров в течение 3 рабочих дней со дня поступления жалобы направляет ее копию со всеми материалами в нижестоящий налоговый орган с запросом о предоставлении заключения, в том числе информации о наличии обстоятельств для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.
- В случае установления вышестоящим налоговым органом при рассмотрении жалобы (апелляционной жалобы) нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов налогового контроля, являющихся в соответствии с пунктом 14 статьи 101, пунктом 12 статьи 101.4 Кодекса основанием для отмены решения, вышестоящий налоговый орган вправе отменить такое решение и рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101, 101.4 Кодекса с участием заявителя, и вынести новое решение, предусмотренное пунктом 3 статьи 140 Кодекса.
- В указанном случае при рассмотрении жалобы подразделение досудебного урегулирования налоговых споров вышестоящего налогового органа обеспечивает уведомление лица о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки и устраняет иные нарушения, допущенные налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля.
- При поступлении решения по жалобе (апелляционной жалобе), вынесенного вышестоящим налоговым органом, в налоговый орган, акт ненормативного характера или действия (бездействие) должностных лиц которого оспаривались, подразделение документационного обеспечения нижестоящего налогового органа обеспечивает доведение решения вышестоящего налогового органа в электронном виде средствами СЭД до структурного подразделения налогового органа, составившего обжалуемый акт, должностных лиц (лица), совершивших обжалуемые действия или допустивших неправомерное бездействие, и подразделения досудебного урегулирования налоговых споров.
- В случае, если по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) решение нижестоящего налогового органа отменено вышестоящим налоговым органом полностью или в части, структурное подразделение налогового органа, составившее оспоренный акт, не позднее следующего рабочего дня с даты получения решения вышестоящего налогового органа уведомляет подразделения досудебного урегулирования налоговых споров и урегулирования задолженности об уточненных налоговых обязательствах лица с учетом решения вышестоящего налогового органа.
- Действительный
- государственный советник
- Российской Федерации
- 2 класса
- С.А.АРАКЕЛОВ