» » » Письмо Рособрнадзора от 11 марта 2014 года № 02-97

Письмо Рособрнадзора от 11 марта 2014 года № 02-97


Российская Федерация
Письмо Рособрнадзора от 11 марта 2014 года № 02-97
О направлении методических рекомендаций по разработке положения о государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и методических рекомендаций по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации
Принято
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по разработке положения о государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации.
  2. С.С.КРАВЦОВ
Приложение
к Письму от 11 марта 2014 года № 02-97
Рекомендация
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки методические рекомендации по разработке положения о государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
  1. Положение о государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Положение о ГЭК) разрабатывается на основании Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1400 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.02.2014, регистрационный N 31205), с учетом настоящих Рекомендаций и утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
  2. В Положении о ГЭК определяются цели, порядок формирования и структура государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - ГЭК), ее полномочия и функции, а также порядок организации работы ГЭК. Структуру ГЭК и распределение полномочий и функций рекомендуется конкретизировать с учетом особенностей схемы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА, ЕГЭ), реализуемой в субъекте Российской Федерации.
  3. 1. Общие положения
  4. ГЭК создается в целях:
  5. организации и координации работы по подготовке и проведению ГИА;
  6. обеспечения соблюдения прав участников ГИА при проведении ГИА.
  7. ГЭК в своей работе руководствуется:
  8. Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
  10. Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1400 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.02.2014, регистрационный N 31205) (далее - Порядок);
  11. Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 N 3 (зарегистрирован Минюстом России 19.02.2014, регистрационный N 31352);
  12. нормативными правовыми актами и инструктивными документами субъекта Российской Федерации по вопросам организации и проведения ГИА в субъекте Российской Федерации;
  13. индивидуальными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА;
  14. иными нормативными правовыми актами по вопросам организации и проведения ГИА.
  15. 2. Состав и структура ГЭК
  16. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, ежегодно направляет в Рособрнадзор предложение о кандидатуре председателя ГЭК для утверждения, а также предложения по утверждению состава ГЭК для согласования.
  17. Состав ГЭК формируется из числа представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в сфере образования, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений, представителей Рособрнадзора. При формировании составов ГЭК необходимо исключить возможность возникновения конфликта интересов. <1>
  18. --------------------------------
  19. <1> Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, привлекаемого к проведению ГИА, или его близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на него обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью указанного лица и законными интересами обучающихся, их родителей (законных представителей), иных заинтересованных лиц, способное привести к причинению вреда этим законным интересам обучающихся, их родителей (законных представителей), иных заинтересованных лиц.
  20. При формировании персонального состава ГЭК рекомендуется определять заместителя председателя ГЭК и ответственного секретаря. Также рекомендуется формировать президиум ГЭК в составе не более 20 человек. Лица, входящие в состав президиума ГЭК, наделяются полномочием коллегиального принятия решения в соответствии с Порядком.
  21. Положение о ГЭК субъекта Российской Федерации доводится до сведения участников ГИА, поступающих, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных организаций не позднее, чем за 1 месяц до начала проведения ГИА.
  22. 3. Полномочия и функции ГЭК
  23. 3.1. ГЭК осуществляет деятельность в период подготовки, проведения и подведения итогов проведения ГИА в субъекте Российской Федерации.
  24. Срок полномочий ГЭК составляет один год. ГЭК прекращает свою деятельность с момента утверждения Рособрнадзором председателя ГЭК и согласования состава ГЭК для проведения ГИА в субъекте Российской Федерации в следующем году.
  25. 3.2. ГЭК при организации и координации работы по подготовке и проведению ГИА выполняет следующие задачи:
  26. организует и координирует работу по подготовке и проведению ГИА на территории субъекта Российской Федерации;
  27. обеспечивает соблюдение установленного порядка проведения ГИА на территории субъекта Российской Федерации;
  28. обеспечивает соблюдение прав обучающихся и выпускников прошлых лет при проведении ГИА.
  29. 3.3. В рамках подготовки и проведения ГИА ГЭК проводит следующую работу:
  30. определяет и организует работу лиц, направляемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, для работы в качестве руководителей и организаторов ППЭ, членов ГЭК, технических специалистов и ассистентов для лиц, указанных в пункте 37 Порядка;
  31. организует контроль за работой организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в части информирования обучающихся и их родителей (законных представителей), выпускников прошлых лет о сроках, местах и порядке подачи заявлений на прохождение ГИА, в том числе в форме ЕГЭ, о месте и сроках проведения ГИА, о порядке проведения ГИА, в том числе об основаниях для удаления с экзамена, изменения или аннулирования результатов ГИА, о ведении во время экзамена в ППЭ и аудиториях видеозаписи, о порядке подачи и рассмотрения апелляций, о времени и месте ознакомления с результатами ГИА, а также о результатах ГИА, полученных обучающимся, выпускником прошлых лет;
  32. принимает решение об оборудовании ППЭ системами подавления сигналов подвижной связи;
  33. принимает решение об осуществлении РЦОИ автоматизированного распределения обучающихся, выпускников прошлых лет и организаторов по аудиториям;
  34. принимает решение о проведении тиражирования КИМ в аудиториях в присутствии обучающихся, выпускников прошлых лет;
  35. принимает решение о проведении сканирования экзаменационных работ в аудиториях ППЭ;
  36. осуществляет сбор форм, замечаний о нарушениях процедуры проведения ГИА, направленных участниками ГИА, и проводит соответствующую работу;
  37. принимает и рассматривает протоколы предметных комиссий о распределении экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ;
  38. рассматривает предложения по составу предметной комиссии, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
  39. рассматривает информацию от конфликтной комиссии о принятых решениях по обучающимся, выпускникам прошлых лет и (или) их родителям (законным представителям), подавшим апелляции;
  40. для принятия председателем ГЭК решения об аннулировании результата ГИА в связи с нарушением установленного порядка ее проведения запрашивает у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе экзаменационные работы, сведения о лицах, присутствовавших в ППЭ, и другие сведения о соблюдении порядка проведения ГИА, проводит проверку по фактам нарушения установленного порядка проведения ГИА, в том числе по нарушениям, выявленным с помощью материалов видеонаблюдения;
  41. принимает решение об ознакомлении обучающихся, выпускников прошлых лет с полученными ими результатами ГИА по учебному предмету с использованием информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных;
  42. принимает решение о подаче и (или) рассмотрении апелляций с использованием информационно-коммуникационных технологий, при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты информации;
  43. осуществляет иные функции в соответствии с Положением о ГЭК.
  44. 3.3.1. В рамках подготовки и проведения ГИА председатель ГЭК проводит следующую работу:
  45. организует формирование состава ГЭК и представляет его на согласование в Рособрнадзор;
  46. согласует предложения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования:
  47. по персональному составу руководителей и организаторов ППЭ;
  48. по техническим специалистам и ассистентам для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, лиц, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия, для нуждающихся в длительном лечении;
  49. по местам регистрации на сдачу ЕГЭ;
  50. по местам расположения ППЭ и распределению между ними обучающихся и выпускников прошлых лет;
  51. организует формирование составов предметных комиссий, представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей предметных комиссий, по представлению председателей предметных комиссий определяет кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
  52. принимает решение о направлении членов ГЭК в ППЭ, РЦОИ, предметные комиссии и конфликтную комиссию для осуществления контроля за проведением ГИА;
  53. рассматривает вопросы о возникновении конфликта интересов в отношении лиц, привлекаемых к проведению ГИА, принимает меры по недопущению возникновения конфликта интересов, в том числе принимает решение об отстранении указанных лиц от работ, связанных с проведением ГИА;
  54. принимает решение о проведении ГИА по обязательным учебным предметам досрочно для категорий обучающихся, выпускников прошлых лет в соответствии с Порядком;
  55. согласует решение членов ГЭК об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ;
  56. рассматривает и принимает решения по актам, переданным членами ГЭК, по факту неисправного состояния, отключения средств видеонаблюдения или отсутствия видеозаписи экзамена.
  57. 3.3.2. В рамках подготовки и проведения ГИА члены ГЭК проводят следующую работу:
  58. обеспечивают соблюдение установленного порядка проведения ГИА;
  59. по решению председателя ГЭК до 31 марта проводят проверку готовности ППЭ;
  60. обеспечивают доставку экзаменационных материалов в ППЭ;
  61. в случае использования КИМ на электронных носителях в зашифрованном виде присутствуют и контролируют процесс получения от РЦОИ кода расшифровки КИМ руководителем ППЭ, организации расшифровки, тиражирования на бумажных носителях КИМ и упаковки экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ;
  62. осуществляют контроль за проведением ГИА в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях и конфликтной комиссии;
  63. составляют акты об удалении с экзамена и удаляют лиц, нарушивших установленный порядок проведения ГИА, из ППЭ, акты о досрочном завершении экзамена участником ГИА по объективным причинам, указанные акты в тот же день направляются в ГЭК и РЦОИ для учета при обработке экзаменационных работ;
  64. составляют акты по факту неисправного состояния, отключения средств видеонаблюдения или отсутствия видеозаписи экзамена, указанные акты в тот же день передаются председателю ГЭК;
  65. по завершении экзамена составляют отчет о проведении ЕГЭ в ППЭ и в тот же день направляют его в ГЭК;
  66. в тот же день доставляют экзаменационные работы ЕГЭ обучающихся, выпускников прошлых лет из ППЭ в РЦОИ, а экзаменационные работы ГВЭ - в места, определенные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования;
  67. при проведении сканирования экзаменационных работ непосредственно в аудиториях, в случае принятия такого решения ГЭК, члены ГЭК осуществляют контроль за произведением сканирования экзаменационных работ в аудиториях в присутствии обучающихся, выпускников прошлых лет и передают отсканированные изображения экзаменационных работ в РЦОИ, уполномоченную организацию для последующей обработки;
  68. осуществляют взаимодействие с руководителем и организаторами ППЭ, общественными наблюдателями, должностными лицами Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, присутствующими в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях и конфликтной комиссии по вопросам соблюдения установленного порядка проведения ГИА;
  69. в случае выявления нарушений установленного порядка проведения ГИА принимают решения об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в ППЭ;
  70. по согласованию с председателем ГЭК принимают решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ.
  71. 3.4. В рамках рассмотрения результатов ГИА председатель ГЭК проводит следующую работу:
  72. рассматривает результаты проведения ГИА и принимает решения об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА;
  73. принимает решения о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА в случаях, установленных Порядком.
  74. 3.5. ГЭК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственного управления образованием различных уровней, советом ректоров вузов, образовательными организациями, РЦОИ, с ФГБУ "Федеральный центр тестирования".
  75. ГЭК взаимодействует с общественными наблюдателями, федеральными общественными наблюдателями и федеральными инспекторами в целях обеспечения контроля за соблюдением установленной процедуры проведения ГИА.
  76. 4. Полномочия председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и членов ГЭК
  77. Председатель ГЭК, утвержденный Рособрнадзором, осуществляет общее руководство работой ГЭК, определяет план работы ГЭК, распределяет обязанности между членами ГЭК, ведет заседания ГЭК, утверждает рабочую документацию, контролирует исполнение решений ГЭК. Председатель ГЭК несет персональную ответственность за принятые решения.
  78. Заместитель председателя ГЭК обеспечивает координацию работы членов ГЭК, подкомиссий, готовит проекты документов, выносимых на рассмотрение ГЭК, осуществляет контроль за выполнением плана работы ГЭК.
  79. Ответственный секретарь ГЭК ведет протоколы заседаний ГЭК, организует делопроизводство ГЭК, осуществляет контроль за своевременным представлением материалов для рассмотрения на заседаниях ГЭК, несет ответственность за сохранность документов и иных материалов, рассматриваемых на заседаниях ГЭК.
  80. Председатель, его заместитель, члены ГЭК несут ответственность за соответствие деятельности ГЭК требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов.
  81. 5. Организация работы ГЭК
  82. ГЭК проводит свои заседания в соответствии с утвержденным председателем ГЭК графиком работы. В случае необходимости председателем ГЭК может быть назначено внеочередное заседание ГЭК.
  83. Решения ГЭК принимаются простым большинством голосов президиума ГЭК. В случае равенства голосов решающим является голос председателя ГЭК. Решения ГЭК, в том числе единоличное решение председателя ГЭК, оформляются протоколами, которые подписываются председателем ГЭК, заместителем председателя ГЭК и ответственным секретарем ГЭК.
  84. Решения ГЭК в рамках полномочий являются обязательными для всех организаций, образовательных организаций и лиц, участвующих в подготовке и проведении ГИА. Организация исполнения решений ГЭК обеспечивается распорядительными актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования.
  85. По результатам работы ГЭК в текущем году готовится справка о проведении ГИА в субъекте Российской Федерации, включающая сведения о составе участников, результатах ГИА, имевших место проблемах. Справка подписывается председателем ГЭК, заместителем председателя ГЭК и направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, и Рособрнадзор.
  86. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
  87. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  88. "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ"
  89. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
  90. ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ
  91. Перечень условных обозначений, сокращений и терминов
  92. АТЕ Административно-территориальная единица
    БД База данных
    ГИА Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования
    ГЭК Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации
    ЕГЭ Единый государственный экзамен
    ЕРБД Единая распределенная база данных
    ЗСПД Закрытая сеть передачи данных
    ИК Индивидуальный комплект участника ЕГЭ
    Изображения экзаменационных работ, образцы экзаменационных работ Изображения текстов развернутых ответов участников ЕГЭ, используемые на этапах подготовки и аттестации экспертов ПК
    Квалификация эксперта Уровень знаний, умений, навыков (компетенции), характеризующий подготовленность к выполнению деятельности по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ
    Квалификационное испытание Испытание для установления уровня квалификации эксперта
    КИМ Контрольный измерительный материал
    КК Конфликтная комиссия
    Машиночитаемые формы ППЭ Формы ППЭ-13-02 , ППЭ-18 (см. Сводный сборник форм к Методическим материалам по подготовке и проведению ЕГЭ в пунктах проведения экзамена в 2014 году)
    Минобрнауки России Министерство образования и науки Российской Федерации
    МОУО Орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия в сфере образования
    Образовательная организация Организация, осуществляющая образовательную деятельность
    ОВЗ Участники ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья
    ОИВ Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования
    ПК Предметная комиссия субъекта Российской Федерации
    Порядок проведения ГИА Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный N 31205)
    ППЭ Пункт проведения единого государственного экзамена
    Правила формирования и ведения ФИС/РИС Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 755
    РИС Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования
    Развернутые ответы Ответы участников экзамена на задания экзаменационной работы с развернутыми ответами
    Рособрнадзор Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
    РФ Российская Федерация
    РЦОИ Региональный центр обработки информации
    СбФ Сводный сборник форм к Методическим материалам по подготовке и проведению ЕГЭ в пунктах проведения экзамена в 2014 году
    Статус эксперта Подтвержденный уровень квалификации эксперта
    Участник ЕГЭ / участник экзамена / участник Обучающиеся, допущенные в установленном порядке к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме ЕГЭ, выпускники прошлых лет, допущенные к сдаче ЕГЭ
    Член ГЭК Представитель государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации
    ФИПИ ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений"
    ФИС Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования
    ФПК Федеральная предметная комиссия. Предметная комиссия, создаваемая Рособрнадзором
    ФЦТ ФГБУ "Федеральный центр тестирования"
    Эксперты Лица, отвечающие следующим требованиям: - наличие высшего образования; - соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах; - наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет); - наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором .
    ЭМ Экзаменационные материалы
  93. --------------------------------
  94. <1> Часть 14 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036).
  95. Введение
  96. Настоящий документ разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами по подготовке и проведению ЕГЭ:
  97. 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  98. 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
  99. 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".
  100. I. Общие положения о деятельности предметных комиссий

  101. 1.1. Проверка развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляется предметными комиссиями (далее - ПК) по соответствующим учебным предметам.
  102. 1.2. ПК субъекта РФ по каждому учебному предмету создает ОИВ в соответствии с п. 14 Порядка проведения ГИА.
  103. 1.3. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минобрнауки России, Рособрнадзора и ОИВ, в том числе "Положениями о предметных комиссиях субъекта РФ".
  104. 1.4. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель, в том числе представляет в ГЭК предложения по составу ПК и по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором (далее - ФПК).
  105. 1.5. Председатель ГЭК в отношении деятельности ПК:
  106. а) представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей ПК не позднее, чем за месяц до начала проведения ГИА;
  107. б) организует формирование составов ПК;
  108. в) определяет, по представлению председателей ПК, кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором.
  109. 1.6. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
  110. - наличие высшего образования;
  111. - соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
  112. - наличие опыта работы в образовательных организациях (не менее трех лет);
  113. - наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
  114. - наличие результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном ОИВ.
  115. Специалист, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не допускается к включению в состав ПК, а также не может принимать участие в проверке развернутых ответов участников ЕГЭ в текущем году.
  116. 1.7. ОИВ и ГЭК субъекта РФ обеспечивают ПК помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к РЦОИ с соблюдением всех требований информационной безопасности.
  117. 1.8. Информационное и технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.
  118. 1.9. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящими Методическими материалами, решение принимает председатель ПК и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК.
  119. 1.10. В период организации и проведения ЕГЭ ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников ЕГЭ, выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов N 2 ).
  120. 1.11. В период организации и проведения ЕГЭ распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
  121. 1.12. Сроки обработки экзаменационных материалов.
  122. Обработка ЭМ, включая проверку развернутых ответов ПК, должна быть завершена в сроки, определенные Порядком проведения ГИА:
  123. - по русскому языку и математике - не позднее шести календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
  124. - по остальным учебным предметам - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
  125. - по экзаменам, которые проводятся досрочно и в дополнительные сроки, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.
  126. II. Порядок формирования ПК

  127. 1. Проекты изменений в региональные нормативные акты
  128. 1.1. Процедура подготовки экспертов ПК, а также формирования ПК (включая порядок присвоения статуса экспертам) требует формирования на региональном уровне пакета нормативных документов, регламентирующих организацию работы предметных и конфликтных комиссий.
  129. 1.2. Пакет региональных нормативных документов включает:
  130. - Положение о государственной экзаменационной комиссии в субъекте РФ;
  131. - Положение о предметной комиссии субъекта РФ;
  132. - Положение о конфликтной комиссии субъекта РФ;
  133. - Порядок формирования предметной комиссии субъекта РФ (включая порядок подготовки экспертов, присвоения статусов экспертам, а также анализа работы ПК в субъекте РФ).
  134. Возможные формулировки пунктов Положения о государственной экзаменационной комиссии в субъекте РФ, Положения о предметной комиссии субъекта РФ, Положения о конфликтной комиссии субъекта РФ, учитывающие изменения в организации работы ПК, приведены в Приложении 2 к настоящим методическим материалам.
  135. 1.3. В Порядке формирования предметной комиссии в субъекте РФ должны быть отражены в том числе:
  136. - требования к опыту экспертов по проверке развернутых ответов участников ЕГЭ (для присвоения статусов);
  137. - показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения (для присвоения статусов);
  138. - порядок проведения процедуры присвоения экспертам статусов;
  139. - порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания;
  140. - описание формата проведения квалификационного испытания для экспертов;
  141. - порядок формирования и проведения анализа работы ПК.
  142. 1.4. Сроки проведения каждого из мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК устанавливаются на региональном уровне в рамках требований к срокам, определенным на федеральном уровне.
  143. Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию предметных комиссий приведен в Приложении 3 к настоящим методическим материалам.
  144. 2. Статусы экспертов ПК
  145. 2.1. Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
  146. Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ЕГЭ в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.
  147. Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
  148. Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе ПК.
  149. 2.2. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
  150. - требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА;
  151. - требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ;
  152. - требованиям к результатам квалификационного испытания;
  153. - требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
  154. 2.3. В списки экспертов, представляемых в Рособрнадзор председателем ГЭК для включения в предметные комиссии, создаваемые Рособрнадзором, могут быть включены только эксперты, имеющие статус ведущих или старших экспертов.
  155. 3. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ЕГЭ на федеральном и региональном уровнях
  156. 3.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
  157. а) Согласование на федеральном уровне включает ряд мероприятий по формированию единых подходов к оцениванию у экспертов, претендующих на статус ведущих экспертов. Мероприятия включают: обсуждение подходов к оцениванию и типичных затруднений экспертов при оценивании, оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания, проведение квалификационных испытаний.
  158. б) Согласование на региональном уровне обеспечивается применением согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов выпускников.
  159. в) Оперативное согласование подходов к оцениванию между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимое в день начала проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ.
  160. 3.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на федеральном уровне организуются ФГБНУ "ФИПИ" и осуществляются в два этапа: заочный и очный.
  161. а) Заочный этап (проводится в период с ноября по декабрь). На этом этапе специалисты, претендующие на позиции председателей и заместителей председателей ПК (на присвоение статуса ведущий эксперт), оценивают работы из межрегионального банка работ. Для этого используется специальный Модуль Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" (формирование межрегионального банка работ проводится ФИПИ из отобранных руководителями ПК субъектов РФ изображений экзаменационных работ, вызвавших затруднения и/или разногласия при оценивании в ходе проверки развернутых ответов участников ЕГЭ 2013 года). Результаты данного этапа используются для проведения следующего (очного) этапа согласования.
  162. б) Очный этап (проводится в форме семинаров в период с января по март). На этом этапе специалисты, прошедшие заочный этап, участвуют в семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ.
  163. В ходе семинаров при обсуждении подходов к оцениванию формируется набор изображений ответов на отдельные задания и целых работ, которые далее будут использоваться для проведения квалификационных испытаний для экспертов в Интернет-системе "Эксперт ЕГЭ".
  164. 3.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ЕГЭ на региональном уровне организуются ОИВ. Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на сайте ФГБНУ "ФИПИ" (www.fipi.ru).
  165. 3.4. При подготовке экспертов на региональном уровне может быть использована Интернет-система дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и размещенные в ней материалы.
  166. 4. Квалификационные требования для присвоения статусов экспертам
  167. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.
  168. Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются следующие квалификационные требования.
  169. 4.1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются Порядком проведения ГИА:
  170. - наличие высшего образования;
  171. - соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
  172. - наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее 3 лет);
  173. - наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.
  174. 4.2. Для присвоения статуса ведущий эксперт необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек.
  175. 4.3. Статусы ведущий эксперт и старший эксперт могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ. Для присвоения статуса ведущий эксперт опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Требования к опыту оценивания развернутых ответов участников экзамена устанавливаются ОИВ. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам (в случаях, когда ранее в субъекте РФ не создавалась региональная ПК по соответствующему учебному предмету).
  176. 4.4. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным ОИВ для присвоения экспертам каждого из статусов. Рекомендуемые показатели согласованности и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам приведены в Приложении 1.
  177. Методика анализа согласованности работы экспертов и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленным баллом разрабатывается ОИВ. Результаты анализа согласованности оценивания используются при подготовке экспертов.
  178. Показатели согласованности и их значения по результатам анализа работы ПК при проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ в предшествующем году и статистики удовлетворенных апелляций устанавливаются ОИВ.
  179. 5. Организация квалификационного испытания
  180. 5.1. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов определяет ОИВ.
  181. 5.2. Порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания устанавливается ОИВ.
  182. 5.3. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.
  183. 5.4. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в региональный/федеральный реестр (региональную федеральную/информационную систему).
  184. 5.5. Квалификационное испытание может проводиться непосредственно в Интернет-системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ". Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету рекомендуется проводить с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФГБНУ "ФИПИ") или аналогичных ресурсов, разработанных субъектом РФ.
  185. 6. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК
  186. 6.1. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.
  187. в) Председателями и заместителями председателей ПК могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта.
  188. г) Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.
  189. д) Привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ЕГЭ могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.
  190. е) Привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ЕГЭ могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.
  191. ж) Привлекаться к участию в межрегиональной перекрестной проверке могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт и старший эксперт.
  192. III. Организация проверки развернутых ответов

  193. 7. Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы
  194. 7.1. Развернутые ответы участников ЕГЭ оцениваются двумя независимыми экспертами.
  195. 7.2. Оба эксперта независимо по результатам проверки выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, разработанным ФИПИ и предоставленным ФЦТ.
  196. 7.3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается дополнительная третья проверка.
  197. 7.4. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
  198. 7.5. Третий эксперт назначается председателем ПК из числа экспертов ПК, являющихся членами ФПК, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
  199. 7.6. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком "X". Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ЕГЭ.
  200. 7.7. Распределение работ между экспертами ПК, определение окончательных баллов за развернутые ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизировано, с использованием специализированного программного обеспечения РЦОИ.
  201. 7.8. Результирующие баллы за развернутые ответы определяются автоматизировано, исходя из следующих положений:
  202. - если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
  203. - если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
  204. - если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная третья проверка.
  205. 7.9. Баллы третьего эксперта являются окончательными.
  206. 8. Порядок проведения проверки развернутых ответов
  207. 8.1. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на бланках ответов N 2 и дополнительных бланках ответов N 2 установленной Рособрнадзором формы, и заполненные в соответствии с "Инструкцией по заполнению бланков ЕГЭ".
  208. 8.2. Проверку развернутых ответов участников ЕГЭ осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов.
  209. 8.3. Развернутые ответы участников ЕГЭ оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющих одну работу, независимо выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
  210. 8.4. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена.
  211. 8.5. Эксперту предоставляется рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:
  212. - обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников ЕГЭ (далее бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
  213. - бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее бланк-протокол).
  214. 8.5.1. Бланк-копия является изображением бланка ответов N 2 участника ЕГЭ и дополнительных бланков ответов N 2, если они заполнялись участником, в регистрационной части которого указаны:
  215. - код бланка-копии;
  216. - информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
  217. - наименование учебного предмета;
  218. - дата проведения экзамена;
  219. - номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
  220. - номер варианта КИМ;
  221. - номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов N 2, включая дополнительный бланк ответов N 2;
  222. - код региона.
  223. 8.5.2. Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
  224. - информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
  225. - наименование учебного предмета;
  226. - дата проведения экзамена;
  227. - номер протокола;
  228. - код региона.
  229. 8.6. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
  230. 8.7. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы ПК.
  231. 8.8. Председатель ПК получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.
  232. 8.9. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
  233. 8.10. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
  234. 8.11. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ, программное обеспечение РЦОИ в автоматическом режиме без участия оператора проводит анализ полученных результатов проверки работ экспертами. В результате этого анализа могут появиться работы, требующие дополнительной третьей проверки. На третью проверку направляются работы в случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника экзамена двумя разными экспертами.
  235. 8.11.1. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки.
  236. 8.11.2. Проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, являющийся членом ФПК по соответствующему учебному предмету.
  237. 8.11.3. На бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами "X".
  238. 8.12. Проверка развернутых ответов участников ЕГЭ считается завершенной, когда все работы были проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.
  239. 8.13. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номер работ, вызвавшие наибольшие разногласия при оценивании. Эти работы будут использованы далее для проведения обучения экспертов ПК в следующем году.
  240. 8.14. На протяжении периода работы ПК председатель ПК запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю ПК предоставляется информация как о количестве проверенных работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, так и количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.
  241. 8.15. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения бланков ответов N 2, полученные из другого субъекта РФ, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников ЕГЭ.
  242. 8.16. На протяжении периода работы ПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ЕГЭ все помещения, в которых работает ПК, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
  243. 8.17. Организация видеонаблюдения в помещениях ПК обеспечивается ОИВ.
  244. 9. Организация работы ПК при перепроверках результатов ЕГЭ
  245. 9.1. При принятии решения ГЭК или Рособрнадзором о перепроверке ряда работ участников ЕГЭ перепроверку проводят эксперты ПК, являющиеся членами ФПК.
  246. 9.2. РЦОИ вносит сведения об участниках ЕГЭ, чьи работ отправлены по решению ГЭК на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
  247. 9.3. Комплект документов для перепроверки содержит:
  248. - копии бланков ответов N 2, включая дополнительные бланки ответов N 2;
  249. - копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
  250. - бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
  251. - вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена.
  252. 9.4. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
  253. 9.5. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
  254. 9.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения.
  255. 9.7. Обеспечение пересчета баллов по результатам перепроверки на основании протоколов перепроверки осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.
  256. IV. Правила для председателя и членов предметной комиссии

  257. 10. Правила для председателя ПК
  258. 10.1. Подготовительные мероприятия
  259. 10.1.1. Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов ПК проводятся в соответствии с установленным порядком проведения ГИА, методическими материалами ФИПИ, и нормативными и методическими материалами ОИВ.
  260. 10.1.2. Не позднее, чем за 14 дней до начала обработки материалов ЕГЭ, председатель ПК по соответствующему учебному предмету согласует с руководителем РЦОИ расписание работы ПК во время проведения обработки ЭМ по данному учебному предмету.
  261. 10.1.3. Не позднее, чем за 14 дней до начала обработки материалов ЕГЭ по соответствующему учебному предмету, председатель ПК передает руководителю РЦОИ расписание работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов на проверку работ; в этом же документе председатель ПК указывает для каждого эксперта ПК, является ли он членом ФПК.
  262. 10.1.4. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку пустых бланков;
  263. 10.2. На этапе проверки бланков ответов N 2 председатель ПК должен:
  264. 10.2.1. получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и необходимое количество комплектов критериев для экспертов;
  265. 10.2.2. получать необходимое для проверки экспертами количество рабочих комплектов по мере проведения обработки и проверки развернутых ответов в РЦОИ;
  266. 10.2.3. перед началом работы экспертов провести инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий;
  267. 10.2.4. распределить экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;
  268. 10.2.5. обеспечить присутствие в аудиториях только допущенных лиц - помимо экспертов и председателя ПК в аудитории могут находиться:
  269. - руководитель РЦОИ (или его заместитель);
  270. - член ГЭК;
  271. - должностные лица Рособрнадзора или ОИВ, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку порядка проведения ГИА;
  272. - общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;
  273. 10.2.6. выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
  274. 10.2.7. обеспечить рабочую атмосферу и дисциплину в работе ПК: во время работы экспертам запрещается:
  275. - самостоятельно изменять рабочие места;
  276. - пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими);
  277. - без уважительной причины покидать аудиторию;
  278. - переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК, консультантом;
  279. - выносить после завершения работы рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания выполнения заданий, тексты заданий КИМ и т.п.;
  280. 10.2.8. в рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывать свои решения с руководителем РЦОИ;
  281. 10.2.9. контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ;
  282. 10.2.10. оперативно устранять возникающие у экспертов затруднения;
  283. 10.2.11. если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, то необходимо сообщить об этом руководителю РЦОИ и передать ему данный комплект с протоколом проверки;
  284. 10.2.12. бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, передать руководителю РЦОИ для переназначения другим экспертам;
  285. 10.2.13. по завершении работы ПК сдать руководителю РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
  286. 10.2.14. по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ пакет документов о результатах работы ПК:
  287. - количество работ, проверенных каждым экспертом;
  288. - количество работ, отправленных на третью проверку;
  289. - информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;
  290. 10.3. при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ (далее - апелляция по результатам):
  291. 10.3.1. получить от ответственного секретаря КК апелляционный комплект участника ЕГЭ;
  292. 10.3.2. получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ, подавший апелляцию;
  293. 10.3.3. назначить на рассмотрение апелляции экспертов, являющихся членами ФПК, ранее не проверявшего данную работу, и передать им вышеуказанные материалы;
  294. 10.3.4. узнать у ответственного секретаря КК субъекта РФ время рассмотрения апелляции;
  295. 10.3.5. направить экспертов в КК на рассмотрение апелляции в указанное время;
  296. 10.3.6. оперативно передавать в РЦОИ для Рособрнадзора, ФЦТ информацию о возможной некорректности заданий с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.
  297. Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным, всем участникам ЕГЭ, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы.
  298. 11. Правила для экспертов ПК
  299. Эксперты должны:
  300. 11.1. на подготовительном этапе пройти обучение и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями установленного порядка проведения ГИА, методических материалов ФИПИ, а также нормативных и методических материалов ОИВ.
  301. 11.2. заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов, в сроки, определяемые председателем ПК.
  302. 11.3. Эксперты, не подтвердившие квалификацию и/или не прошедшие инструктаж, к проверке развернутых ответов не допускаются;
  303. 11.4. во время проверки развернутых ответов:
  304. 11.4.1. по указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
  305. 11.4.2. получить рабочие комплекты для проверки;
  306. 11.4.3. соблюдать дисциплину во время работы;
  307. 11.4.4. во время работы экспертам запрещается:
  308. - самостоятельно изменять рабочие места;
  309. - пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими);
  310. - без уважительной причины покидать аудиторию;
  311. - переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК, консультантом;
  312. - по завершении работы выносить рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания развернутых ответов;
  313. - если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или руководителю РЦОИ (его заместителю), которые решают их рамках своей компетенции;
  314. 11.4.5. начать проверку развернутых ответов, следуя следующим правилам:
  315. - заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
  316. - использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и замазки для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или замазки на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
  317. - внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);
  318. - если участник ЕГЭ не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку "X";
  319. - если участник ЕГЭ приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
  320. - если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания;
  321. 11.4.6. после завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку;
  322. 11.5. при проверке пустых бланков ответов N 2:
  323. 11.5.1. получить инструктаж от руководителя РЦОИ;
  324. 11.5.2. просматривать с экрана изображения пустых бланков ответов N 2;
  325. 11.5.3. при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено;
  326. 11.5.4. при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено;
  327. 11.5.5. изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, отправляются на проверку в ПК.
  328. Изображения, определенные всеми проверяющими экспертами как незаполненные, относятся к ответам на задания, к которым участник ЕГЭ не приступал. В этом случае автоматизированно посредством РИС ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом;
  329. 11.6. при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ:
  330. 11.6.1. получить от председателя ПК копии бланков ответов N 2, бланков-протоколов проверки работ экспертами, критерии оценивания выполнения задания с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ, подавший апелляцию;
  331. 11.6.2. рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;
  332. 11.6.3. узнать у председателя ПК время рассмотрения апелляции и прибыть в указанное время в КК;
  333. 11.6.4. в случае возникновения у апеллянта или у КК претензий к оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения;
  334. 11.6.5. составить заключение о правильности оценивания развернутых ответов, по которым была подана апелляция;
  335. 11.6.6. в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.
  336. Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным, всем участникам ЕГЭ, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.
Приложение
к Письму от 11 марта 2014 года № 02-97
Рекомендация
Рекомендуемые показатели согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам
  1. Ниже приведены ориентировочные показатели, вычисляемые по результатам квалификационных испытаний.
  2. Данные показатели могут быть скорректированы с учетом особенностей учебных предметов.
  3. Показатель: Процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
  4. Рекомендуемые значения показателя для присвоения
  5. статуса экспертам
  6. Максимальное значение показателя
    Ведущий эксперт Старший эксперт Основной эксперт
    10% 15% 25%
  7. Показатель: Процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания
  8. Рекомендуемые значения показателя для присвоения
  9. статуса экспертам
  10. Максимальное значение показателя
    Ведущий эксперт 0
    Старший эксперт 0
Приложение
к Письму от 11 марта 2014 года № 02-97
Рекомендация
Приложение
к Письму от 11 марта 2014 года № 02-97
Рекомендация
  1. Раздел Положения, в который вносятся изменения Формулировки
    Раздел "Структура и состав ПК" В состав предметных комиссий по общеобразовательному предмету включаются специалисты, соответствующие следующим требованиям: - наличие высшего образования; - соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах; - наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет); - наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором; - наличие присвоенного в текущем году статуса ведущего, старшего или основного эксперта.
    Раздел "Структура и состав ПК" Функционал, доступный для эксперта, определяется присвоенным ему статусом: - ведущий эксперт имеет право быть назначен председателем или заместителем председателя ПК, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку работ в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта. - старший эксперт имеет право осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках; - основной эксперт имеет право осуществлять первую/или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ в составе ПК.
    Раздел "Структура и состав ПК" Третий эксперт назначается автоматизированно из числа членов предметной комиссии, имеющих статус ведущий эксперт или старший эксперт, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
    Раздел "Структура и состав ПК" При организации обмена экзаменационными работами участников ЕГЭ между субъектами Российской Федерации к проверке таких работ привлекаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт.
    Пункт "Председатель ПК в период подготовки и проведения ЕГЭ осуществляет" Председатель ПК в период подготовки и проведения ЕГЭ осуществляет: - организацию ежегодного обучения (обучающих семинаров) специалистов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций; - представление в ГЭК предложений по составу предметной комиссии, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором - организацию согласования подходов к оцениванию между экспертами, проводимого в день начала проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ; - подбор экспертов для привлечения к работе в конфликтной комиссии, из числа экспертов, которым в текущем году присвоен статус ведущий эксперт или старший эксперт; - отбор экзаменационных работ участников ЕГЭ, вызвавших сложности в оценивании.
    Пункт "Председатель ПК в период подготовки и проведения ЕГЭ обязан" Председатель ПК в период подготовки и проведения ЕГЭ имеет право - участвовать в ежегодных семинарах по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, организуемых ФГБНУ "ФИПИ".
    Пункт "Член ПК в период подготовки и проведения ЕГЭ обязан" Член ПК в период подготовки и проведения ЕГЭ обязан - проходить ежегодное квалификационное испытание, по результатам которого эксперту может быть присвоен тот или иной статус.
  2. Рекомендуемые изменения в Положение о конфликтной комиссии
  3. субъекта РФ
  4. Раздел Положения, в который вносятся изменения Формулировки
    Раздел "Порядок рассмотрения апелляций" При возникновении спорных вопросов по оцениванию заданий с развернутым ответом конфликтная комиссия устанавливает правильность оценивания экзаменационной работы участника ЕГЭ. В этом случае к рассмотрению апелляции привлекаются эксперты по соответствующему учебному предмету, имеющие статус ведущий эксперт или старший эксперт, ранее не проверявшие работу апеллянта.
Приложение
к Письму от 11 марта 2014 года № 02-97
Рекомендация
Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию предметных комиссий
  1. N п/п Мероприятие Срок
    1. Внесение изменений в нормативные документы регионального уровня До 17 февраля
    2. Оценивание работ из межрегионального банка специалистами, претендующими на статус ведущих экспертов Ноябрь - декабрь
    3. Сбор информации об участниках, претендующих на позиции руководителей ПК, в очных семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ Декабрь
    4. Проведение очных семинаров по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ Январь - февраль
    5. Предоставление в ФГБНУ "ФИПИ" списков кандидатур председателей ПК, формируемых в субъектах Российской Федерации До 1 марта
    6. Согласование Рособрнадзором кандидатур председателей ПК субъектов Российской Федерации До 10 марта
    7. Подготовка экспертов ПК субъектов Российской Федерации к проверке экзаменационных работ ЕГЭ 2014 года Февраль - март
    8. Присвоение статусов экспертам ПК ЕГЭ Март
    9. Формирование ПК субъектов Российской Федерации до 1 апреля
    10. Формирование ПК, создаваемых Рособрнадзором До 1 апреля
    11. Проведение оперативного согласования оценивания развернутых ответов Первый день проверки работ по предмету
    12. Отбор экзаменационных работ участников ЕГЭ, вызвавших сложности в оценивании, для включения в межрегиональный банк работ В процессе проверки работ

Предыдущая новость - О проведении самообследования образовательных организаций высшего образования

Следующая новость - О направлении ответов по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ