О применении статей 28.5, 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
- Принято
- Государственным таможенным комитетом Российской Федерации
- 1. Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, на основании которого принимается решение по делу об административном правонарушении. В этом документе фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения и характеризующие лицо, привлекаемое к ответственности. Требования к содержанию протокола установлены ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
- В случае неправильного составления протокола об административном правонарушении, составления его неправомочным лицом протокол возвращается в орган, должностному лицу, которые его составили (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса).
- Согласно ч. 2 ст. 28.2 Кодекса в протоколе указываются не только достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения (место, время, способ совершения и т.п.), но и другие сведения, необходимые для разрешения дела.
- В зависимости от того, какой объем сведений, необходимых для разрешения дела, известен должностному лицу на момент выявления правонарушения, законом установлены следующие сроки составления протокола:
- а) известны все сведения, необходимые для разрешения дела, - протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 Кодекса);
- б) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, привлекаемых к ответственности, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, - протокол составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 Кодекса);
- в) отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела, либо данные о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо сведения о свидетелях, которые возможно получить путем осуществления процессуальных действий, требующих значительных (более двух суток) временных затрат, - протокол составляется по окончании административного расследования в сроки, предусмотренные ч. 5 ст. 28.7 Кодекса (ч. 3 ст. 28.5 Кодекса).
- К сведениям, которые могут быть выяснены в срок до двух суток с момента выявления административного правонарушения, можно отнести следующие:
- - сведения об отдельных обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу, привлекаемому к ответственности, документа, имеющего значение для таможенных целей (лицензии, справки банка, сертификата и т.п.));
- - данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и должность, место жительства, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, размер его зарплаты или иного заработка, пенсии или стипендии, привлечение ранее к административной ответственности и др.);
- - сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, полное наименование, юридический и фактический адрес, наличие на учете в соответствующем налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных)).
- Получение указанных сведений может осуществляться по оперативным средствам связи из налоговых органов, органов внутренних дел, других государственных органов, организаций по месту работы лица, привлекаемого к ответственности, и других учреждений. При этом в случае необходимости должностное лицо вправе для установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения применить меры обеспечения производства по делу вплоть до административного задержания физического лица.
- 2. Вещи, изъятые по делу об административном правонарушении, подлежат оценке в случаях, предусмотренных Кодексом.
- В соответствии с ч. 2 ст. 27.11 Кодекса стоимость изъятых вещей по делу об административном правонарушении определяется на основании государственных регулируемых цен, если таковые установлены.
- Государственное регулирование цен и тарифов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
- К основным правовым актам в этой области относятся следующие:
- - Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)";
- - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
- Данными актами определены:
- - перечень продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;
- - перечень продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Отдельными Постановлениями Правительства Российской Федерации регулируются цены на следующие виды товаров:
- - лекарственные средства (Постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства");
- - газ (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации");
- - этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2001 N 467 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта из пищевого сырья");
- - водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью выше 28%, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.1996 N 131 "О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.1996 N 915);
- - алмазное сырье и драгоценные камни (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.1992 N 279 "О расчетных и отпускных ценах на драгоценные металлы, алмазы и драгоценные камни" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.1997 N 773);
- - протезно - ортопедические изделия (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.1995 N 694 "О реализации протезно - ортопедических изделий").
- Основными органами по разработке и реализации единой государственной политики цен в Российской Федерации являются Комитет цен при Министерстве экономики Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.1992 N 133 "Вопросы Комитета цен при Министерстве экономики Российской Федерации"), а также органы ценообразования и контроля цен в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Таким образом, сведения о государственных регулируемых ценах на изъятые по делу вещи необходимо запрашивать в указанных выше государственных органах.
- Если государственные регулируемые цены на изъятые вещи не установлены, стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.
- Обращаю внимание, что порядок оценки стоимости вещей, являющихся предметом административного правонарушения, когда их изъятие не производилось, не определен. В этом случае стоимость определяется путем использования одного из методов, изложенных в ч. 2 ст. 27.11 Кодекса.
- Статс - секретарь -
- заместитель председателя Комитета
- генерал - полковник
- таможенной службы
- Ю.Ф.АЗАРОВ