Об исполнении постановлений налоговых и таможенных органов по принудительному взысканию налогов, сборов и реализации арестованного имущества
- Принято
- Федеральным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу
- Направляем вам для использования в работе решение совместного регионального совещания от 14.03.2002 "Об исполнении постановлений налоговых и таможенных органов по принудительному взысканию налогов, сборов и реализации арестованного имущества".
- Заместитель
- начальника управления
- С.В.РУСАКОВ
- РЕШЕНИЕ
- СОВМЕСТНОГО СОВЕЩАНИЯ АППАРАТА ПОЛНОМОЧНОГО
- ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
- ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ, ФЕДЕРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
- МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
- ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ
- ИНСПЕКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И
- СБОРАМ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, ПРИВОЛЖСКОГО
- ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ГТК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
- МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФСФО РОССИИ В
- ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ, ПРИВОЛЖСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
- РФФИ, ГЛАВНЫХ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ
- НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
- от 14 марта 2002 года
- ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ НАЛОГОВЫХ И ТАМОЖЕННЫХ
- ОРГАНОВ ПО ПРИНУДИТЕЛЬНОМУ ВЗЫСКАНИЮ НАЛОГОВ, СБОРОВ И
- РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА
- Совместное совещание аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, Федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приволжскому федеральному округу, Приволжского таможенного управления ГТК Российской Федерации, межрегионального территориального органа ФСФО России в Приволжском федеральном округе и Приволжского отделения РФФИ, (далее - совместное совещание) отмечает:
- Органами юстиции, налоговыми, таможенными органами, территориальными органами ФСФО России и отделениями РФФИ установлены деловые отношения с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа.
- Работа по принудительному исполнению актов уполномоченных органов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с учетом решения межведомственного совещания Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) и Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюста России) от 12.07.2001, совместного приказа Государственного таможенного комитета (далее - ГТК России) и Минюста России от 22.03.01 N 282/91 и других нормативно - правовых актов, для придания целенаправленности и системного характера действиям судебных приставов на местах по обращению взыскания на имущество предприятий - должников.
- Принятие в 2001 году организационно - правовых мер по активизации работы по принудительному взысканию задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам положительно отразилось на основных статистических показателях: за 12 месяцев 2001 года, в ходе исполнительных действий служб судебных приставов (далее - ССП) Приволжского федерального округа (далее - ПФО), по постановлениям налоговых органов перечислено в бюджет свыше 7,5 млрд. рублей; по постановлениям таможенных органов - 37 млн. 781 тыс. рублей. Отмечается рост, по сравнению с 2000 годом, в 2,5 раза.
- Вместе с тем, назрела необходимость смены идеологии в работе с задолженностью. Эффективность работы по принудительному исполнению актов специально уполномоченных органов в Приволжском регионе остается недостаточно высокой, требует постоянного внимания, координации и согласованности между всеми органами, участвующими в данном процессе, так как серьезные проблемы в сфере исполнительного производства касаются нескольких министерств и ведомств.
- При выполнении задачи - пополнение бюджета, основными проблемами являются: нарушения норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Федерального Закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - закон N 119-ФЗ), Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - закон N 6-ФЗ) налоговыми органами и службами судебных приставов.
- В настоящее время значимыми вопросами, требующими решения на новой стадии отношений между налоговыми, таможенными и иными органами, участвующими в реализации решений по принудительному взысканию, являются:
- 1. Нарушения службами судебных приставов, действующих в Приволжском федеральном округе, норм закона N 119-ФЗ, выражающиеся:
- - в несоблюдении сроков совершения исполнительных действий;
- - в неприменении мер принудительного характера в полном объеме (ст. 45 закона N 119-ФЗ);
- - нарушение порядка по обращению взыскания на имущество должника (п. 2 ст. 38, 47 НК РФ);
- - в нарушении порядка уведомления при наложении ареста на имущество третьей очереди (ст. 60 закона N 119-ФЗ);
- - в нарушении порядка работы по нескольким исполнительным документам в отношении одного должника (ст. 55 закона N 119-ФЗ);
- - в нарушении установленного порядка перечисления денежных средств с депозитных счетов служб судебных приставов в бюджеты различных уровней.
- 2. Нарушения налоговыми и таможенными органами норм НК РФ, выражающиеся:
- - в необеспечении принудительного взыскания, за счет имущества должника - организации в порядке ст. 47, 77 НК РФ, путем наложения ареста на имущество должника;
- - в присвоении прав взыскателя, в нарушение ст. 29 закона N 119-ФЗ "О судебных приставах", и использование этих прав в процессе принудительного исполнения, при отзыве своих постановлений, предоставлении отсрочек и рассрочек погашения задолженностей по налогам и сборам в бюджеты различных уровней, ходатайств об отложении исполнительных действий (ст. 61 - 64 НК РФ);
- - в присвоении функций суда по приостановлению и прекращению исполнительных производств, по своим постановлениям;
- - в непредоставлении, по требованию судебного пристава - исполнителя, необходимой информации, в рамках исполнительного производства, в соответствии с п. 3 ст. 46 закона N 119-ФЗ, ст. 14 ФЗ "О судебных приставах" и п. 2 ст. 102 НК РФ.
- 3. Нарушение ТО ФСФО РФ своих обязанностей по срокам и достоверности предоставления ответов по уведомлениям судебного пристава - исполнителя о произведенном аресте имущества третьей очереди.
- 4. Не все представители РФФИ в регионах округа имеют достаточную материально - техническую базу для проведения эффективной реализации переданного им имущества. Имеются случаи, когда отсутствие изучения конъюнктуры рынка сказывается на конечных результатах организации продаж. Это происходит в результате отсутствия четкого взаимодействия между исполнительным органом и продавцом на стадии ареста имущества.
- Все вышеперечисленные проблемы оказывают негативное влияние на результаты работы по принудительному исполнению актов уполномоченных органов и, как следствие, на показатели статистической отчетности, характеризующие указанную деятельность ССП субъектов РФ в ПФО, налоговых и таможенных органов регионов.
- В целях дальнейшего совершенствования конструктивного сотрудничества и взаимодействия налоговых и таможенных органов, территориальных органов ФСФО России, отделений РФФИ и служб судебных приставов субъектов РФ ПФО по взысканию задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам, с учетом состоявшегося обсуждения, совместное совещание решило рекомендовать:
- 1. Осуществлять согласованные меры по устранению отмеченных недостатков в работе. С этой целью разработать ведомственные планы мероприятий по устранению отмеченных недостатков.
- 2. Ежеквартально анализировать ситуацию по выполнению принятого на совместном совещании решения с обязательным информированием АППП РФ в ПФО.
- 3. Урегулировать взаимодействие с РФФИ, имеющим исключительное право на реализацию арестованного, конфискованного и бесхозяйного имущества на территории Российской Федерации.
- 4. С решением совместного совещания ознакомить сотрудников подведомственных служб и подразделений.
- 5. В части, касающейся Федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, руководителей территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации:
- - проанализировать причины низкой эффективности принудительного исполнения постановлений налоговых органов по взысканию налогов, сборов и реализации арестованного имущества, принять комплекс мер по их устранению. Активнее использовать предусмотренные законодательством меры принудительного характера;
- - во II полугодии 2002 года организовать проведение тематических проверок территориальных подразделений ССП, имеющих низкие показатели взыскания недоимки, при проведении которых особое внимание уделять: вопросу соблюдения сроков и порядка совершения исполнительных действий; нарушениям порядка направления уведомлений органам, предусмотренных ст. 60 закона N 119-ФЗ при аресте имущества третьей очереди; рассмотрению вопроса своевременности перечисления с депозитных счетов службы средств, поступивших от реализации арестованного имущества, на бюджетные счета;
- - поставить вопрос перед МЮ РФ о несоответствии "Временной инструкции о порядке ареста и реализации прав, принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций - должников", утвержденной приказом МЮ РФ от 03.07.1998 N 76, требованиям ст. 38, 47 НК РФ и необходимости его отмены;
- - своевременно информировать прокуратуру по всем фактам отзыва, приостановления, прекращения исполнительного производства, предоставления должнику рассрочки и отсрочки платежа, а также по заявлениям налоговых и таможенных органов об отложении исполнительных действий при взыскании налогов и сборов за счет имущества организации - должника;
- - при проведении плановых занятий с сотрудниками ССП изучить тему "Решение совместного совещания от 14.03.2002", организовать принятие зачетов.
- 6. В части, касающейся Межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приволжскому Федеральному округу Приволжского таможенного управления ГТК Российской Федерации и руководителей территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам:
- - изучить причины возникновения отмеченных на совместном совещании недостатков в работе с территориальными ССП ПФО;
- - обеспечить и контролировать соблюдение налогового законодательства и не допускать вмешательства налоговых органов в процесс принудительного исполнения постановлений о взыскании налогов и сборов за счет имущества должника - организации, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на Межрегиональную инспекцию МНС России по ПФО.
- - при принятии решения о вынесении постановления по взысканию задолженности по налогам и сборам за счет имущества должника - организации, принимать исчерпывающие меры, предусмотренные ст. 45, 46, 77 НК РФ;
- - своевременно информировать прокуратуру по всем фактам немотивированных возвратов постановлений налоговых органов о взыскании налога за счет имущества должника - организации с актами о невозможности взыскания или с частичным взысканием при фактическом наличии имущества у должника - организации;
- - при вынесении постановлений в отношении сельскохозяйственных кооперативов учитывать ограничения, установленные ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
- - не допускать отказ в предоставлении информации по требованиям судебного пристава - исполнителя в рамках исполнительного производства.
- 7. В части, касающейся Межрегионального территориального органа ФСФО России в Приволжском федеральном округе:
- - территориальным органам ФСФО России обратить внимание на имеющие место случаи несвоевременного уведомления ССП об инициировании в арбитражном суде процедуры банкротства в отношении должников - организаций, в связи с арестом судебным приставом - исполнителем имущества должника 3 очереди.
- 8. В части, касающейся Приволжского отделения РФФИ:
- - для достижения эффективности, при реализации арестованного имущества рассмотреть возможность расширения имеющейся сети специализированных организаций и их представительств, способных в полном объеме обеспечить транспортировку, хранение и реализацию арестованного и конфискованного имущества.
- Начальник
- Федерального управления
- Министерства юстиции
- Российской Федерации
- по Приволжскому Федеральному округу
- А.И.ФЕДОТОВ
- Руководитель
- межрегиональной инспекции
- Министерства Российской Федерации
- по налогам и сборам по
- Приволжскому Федеральному округу
- С.В.ЗАЙКОВ
- Начальник
- Приволжского таможенного управления
- ГТК Российской Федерации
- А.А.ВАГИН
- Руководитель
- межрегионального
- территориального органа ФСФО России
- в Приволжском федеральном округе
- В.И.ГЛОТОВ
- Начальник
- Приволжского отделения
- В.Б.ЛЕОНОВ