» » » Письмо ДВТУ МАП РФ от 27 мая 2003 года № 01

Письмо ДВТУ МАП РФ от 27 мая 2003 года № 01


Российская Федерация
Письмо ДВТУ МАП РФ от 27 мая 2003 года № 01/2-1201
Рекомендации по практическому применению законодательства РФ о защите прав потребителей при оказании услуг общественного питания в части предоставления информации об услуге и ее исполнителе
Принято
Дальневосточным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
  1. В соответствии с договором о сотрудничестве и обмене информацией направляем для размещения в ИПС "КонсультантПлюс:ХабаровскийВыпуск" Рекомендации по практическому применению законодательства РФ о защите прав потребителей при оказании услуг общественного питания в части предоставления информации об услуге и ее исполнителе, разработанные ДВТУ МАП России.
  2. Заместитель руководителя
  3. территориального управления
  4. Т.Ф.Бурмагина
  5. УТВЕРЖДАЮ
  6. Руководитель
  7. ДВТУ МАП России
  8. В.А.Бодров
  9. 07 мая 2003 г.
  10. РЕКОМЕНДАЦИИ
  11. ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  12. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ
  13. ОКАЗАНИИ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ЧАСТИ
  14. ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ УСЛУГЕ И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛЕ
  15. 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
  16. Настоящие рекомендации разработаны для органов местного самоуправления и могут быть использованы ими при рассмотрении заявлений и обращений потребителей, анализе договоров на оказание услуг хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги общественного питания.
  17. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
  18. 1. Закон РФ "О защите прав потребителей" в редакции от 30.12.2001 N 86-ФЗ;
  19. 2. Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ ;
  20. 3. ГОСТ Р 50763-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия";
  21. 4. ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий";
  22. 5. Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 N 987 ;
  23. 6. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 .
  24. Термины и определения основных понятий в области общественного питания приведены в ГОСТ Р 50647-94, классификация услуг общественного питания, общие требования к качеству услуг и обязательные требования по безопасности услуг, оказываемых в сфере общественного питания - в ГОСТ 50764-95. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья определены СП 2.3.6.1079-01, введенными в действие 01.02.2002, а также СП 2.3.6.1254-03 (дополнение раздела XVI к СП 2.3.6.1079-01), определяющими требования к временным организациям общественного питания быстрого обслуживания (введены с 01.05.2003).
  25. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ
  26. Требования к информации об исполнителе услуги определены в ст. ст. 8 и 9 Закона РФ "О защите прав потребителей" (1) и п. 11 Правил оказания услуг общественного питания (2).
  27. В соответствии с п. 11 (2) на вывеске необходимо указывать тип и класс предприятия общественного питания - ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная (4, п. 4.1), информация о котором может быть дополнена информацией об оказываемых услугах, например, детское кафе, предприятие-автомат, столовая-раздаточная, диетическая столовая и т.п. (4, п. 5.9).
  28. На классы по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются рестораны и бары (люкс, высший и первый):
  29. "люкс" - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий - для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;
  30. "высший" - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий - для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;
  31. "первый" - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления - для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в том числе заказных и фирменных - для баров (4, п. 4.2).
  32. Классность при проведении сертификации услуг общественного питания в настоящее время не подтверждается и определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно.
  33. Рекомендуем при проведении проверок обращать внимание на соответствие класса ресторана или бара заявленному.
  34. В наименовании предприятия общественного питания необходимо использовать термины, определенные ГОСТ Р 50647-94 (приложение А). Так, например, не рекомендуется школьную кулинарную фабрику называть "школьная базовая столовая".
  35. Если деятельность осуществляет организация, на вывеске необходимо указывать ее наименование (фирменное наименование), включающее организационно-правовую форму (ООО, ОАО, ЗАО, ГУП).
  36. В случае, если деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, то информация о его государственной регистрации, включающая фамилию, имя, отчество предпринимателя, размещается в удобном для ознакомления потребителя месте.
  37. Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Правительством Российской Федерации, в наглядной и доступной форме должны быть доведены до сведения потребителей (2, п. 10).
  38. В случае, если предприятие осуществляет торговлю алкогольной продукцией (в бутылках или в розлив), до сведения потребителя в наглядной и доступной форме должны быть доведены Правила продажи алкогольной продукции (3), а при реализации покупной продукции и Правила продажи отдельных видов товаров.
  39. В связи с тем, что деятельность по реализации алкогольной продукции подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию.
  40. Услуга общественного питания подлежит сертификации. При оказании услуг информация о сертификации доводится до сведения потребителя путем ознакомления его с сертификатом или копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации, выдавшем сертификат.
  41. ООО "Хабаровский центр сертификации и метрологического контроля", ООО "Комсомольский-на-Амуре центр сертификации", ООО "Центр сертификации ЕАО" аккредитованы на право проведения работ по сертификации услуг общественного питания.
  42. Исполнитель услуги обязан иметь ассортиментный перечень производимой им продукции (определяется самостоятельно с учетом соблюдения обязательных требований в государственных стандартах и нормативных документах, а также санитарно-эпидемиологическое заключение (срок его действия - 5 лет).
  43. Место расположения предприятия общественного питания определяет (согласовывает) орган местного самоуправления.
  44. Услуги, предоставляемые потребителям предприятиями общественного питания различных типов, в соответствии с ГОСТ 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий" подразделяют на:
  45. - услуги питания;
  46. - услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
  47. - услуги по организации потребления и обслуживания;
  48. - услуги по реализации кулинарной продукции;
  49. - услуги по организации досуга;
  50. - информационно-консультативные услуги;
  51. - прочие услуги.
  52. Информацию о перечне оказываемых услуг, условиях их оказания, цене и условиях оплаты исполнитель также обязан довести до сведения потребителей в наглядной и доступной форме (2, п. 12).
  53. Для ознакомления потребителей документы и информацию рекомендуется размещать в Уголке потребителя или в альбоме, которые должны находиться на видном и доступном месте.
  54. Предварительный заказ на оказание услуги может быть оформлен путем составления документа (заказ, квитанция и др. виды), содержащие необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилия, имя, отчество потребителя, вид услуги, ее цена и условия оплаты, дата приема и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), а также путем оформления заказа посредством телефонной, электронной и иной связи (2, 17).
  55. При осуществлении разносной торговли представитель предприятия общественного питания (продавец) должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью организации или индивидуального предпринимателя, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя предприятия, а также сведений о предприятии.
  56. Исполнителем при расчетах за оказываемые услуги выдается потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).
  57. Отношения между потребителем и исполнителем услуги регулируются также главами I и III Закона РФ "О защите прав потребителей", а также пунктами 4, 5, 8, 9, 24 - 28 Правил оказания услуг общественного питания.
  58. 4. ТРЕБОВАНИЯ К КУЛИНАРНОЙ ПРОДУКЦИИ
  59. Кулинарная продукция: совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.
  60. Информация о продукции доводится до сведения потребителей в меню, в прейскурантах или иным способом, принятым при оказании таких услуг.
  61. Следует обратить внимание, что потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.
  62. В меню (прейскуранте) должно быть указано:
  63. фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
  64. вес (объем) порций готовых блюд, емкость бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций;
  65. цена готового блюда или 100 г, для алкогольных напитков - цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов;
  66. сведения о пищевой ценности продукции общественного питания при организации детского и диетического питания.
  67. Требования к срокам реализации кулинарной продукции определены ГОСТом 50763-95 (п. 6).
  68. Каждая партия кулинарной продукции, реализуемая вне зала предприятия общественного питания, должна сопровождаться удостоверением о качестве с указанием:
  69. - наименования и адреса предприятия-изготовителя или гражданина-предпринимателя;
  70. - наименования нормативного документа, по которому выработана продукция;
  71. - наименования кулинарной продукции;
  72. - даты и часа изготовления кулинарной продукции и срока годности (включает в себя время пребывания продукции на предприятии-изготовителе с момента окончания технологического процесса, время транспортирования, хранения и реализации);
  73. - массы упаковочной единицы;
  74. - цены одной штуки (килограмма) изделия;
  75. - условий хранения (3, п. 6.5, 6.6, 8.3).
  76. Кулинарную продукцию, доставляемую из заготовочных предприятий в доготовочные, столовые-раздаточные, магазины кулинарии и реализуемую потребителям вне предприятия общественного питания, упаковывают в транспортную тару (3, п. 10.1).
  77. Кулинарные полуфабрикаты, кулинарные изделия, блюда охлажденные и замороженные, реализуемые потребителю непосредственно на предприятии-изготовителе, в отделах кулинарии и через столы-заказы, упаковывают в потребительскую тару (3, п. 10.2).
  78. Тара должна быть чистой, прочной, без посторонних запахов и иметь маркировочный ярлык.
  79. На каждую единицу транспортной и потребительской тары наклеивают маркировочный ярлык, в котором указывают:
  80. - наименование и адрес предприятия-изготовителя или гражданина-предпринимателя и (или) товарный знак;
  81. - наименование кулинарной продукции;
  82. - обозначение нормативного документа;
  83. - массу нетто кулинарной продукции;
  84. - количество штук (порций) и массу одной штуки (порции) кулинарной продукции;
  85. - количество упаковочных единиц;
  86. - дату и час выработки;
  87. - срок и условия хранения;
  88. - номер и фамилию упаковщика;
  89. - номер партии;
  90. - информационные данные о пищевой и энергетической ценности 100 г продукта.
  91. Маркировочный ярлык может содержать информацию о цене продукта за кг, штуку, порцию. На ярлыке указывают также допускаемый уровень опасных (химических) веществ, если они использовались при изготовлении продукции (3, п. 10.9).
  92. При реализации покупной продукции необходимо соблюдать требования к информации о ней и ее изготовителе, изложенные в Правилах продажи соответствующих товаров (5, 6).
  93. Примечание. Настоящие рекомендации разработаны на основании нормативных документов, действующих по состоянию на 01.05.2003, и не отражают требований к качеству и безопасности кулинарной и др. продукции.
  94. Разработаны ст. инспектором отдела
  95. по контролю за соблюдением
  96. законодательства о защите прав
  97. потребителей и контролю за рекламой
  98. Л.Р.Чупровой

Предыдущая новость - Письмо МНС РФ от 05 мая 2003 года № ШС-6-14

Следующая новость - Информационное письмо ЦБ РФ от 16 мая 2003 года № 23