О соответствии антимонопольному законодательству решения Санитарно-противоэпидемической комиссии Правительства Хабаровского края от 18.07.2003 N 11 «Об усилении мер по профилактике сальмонеллеза в Хабаровском крае»
- Принято
- Дальневосточным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
- В соответствии с договором о сотрудничестве и обмене информацией направляем для размещения в ИПС "КонсультантПлюс: ХабаровскийВыпуск" информационное письмо Дальневосточного территориального управления МАП России "О соответствии антимонопольному законодательству решения санитарно-противоэпидемической комиссии Правительства Хабаровского края от 18.07.2003 N 11 "Об усилении мер по профилактике сальмонеллеза в Хабаровском крае".
- Приложение: на 2 л. в 1 экз.
- Заместитель руководителя
- территориального управления
- Е.В.Гуринович
- ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
- МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
- ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
- В связи с многочисленными заявлениями хозяйствующих субъектов, поступившими в территориальное управление в июле - августе 2003 года, обращением Хабаровского краевого объединения промышленников и предпринимателей по поводу законности письма ГУ ЦГСЭН в г. Хабаровске от 25.07.2003 N 965, адресованного хозяйствующим субъектам и содержащего запрет на организацию завоза яйца из других регионов со ссылкой на решение санитарно-противоэпидемической комиссии от 18.07.2003 N 11 "Об усилении мер по профилактике сальмонеллеза в Хабаровском крае" Дальневосточное территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства разъясняет следующее.
- Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а статья 74 Конституции РФ определяет, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
- Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" административные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных, отнесены к числу ограничительных мероприятий.
- Согласно пункту 5 статьи 29 названного Закона порядок и условия осуществления санитарной охраны территории Российской Федерации, а также мероприятия по санитарной охране территории Российской Федерации устанавливаются федеральными законами, санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Статья 30 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также п. 2.7 санитарно-эпидемиологических правил "Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.1328-03" (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 108, зарегистрированным в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4754) предусматривают, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.
- Санитарно-противоэпидемическая комиссия Правительства Хабаровского края согласно Положению, утвержденному постановлением главы администрации Хабаровского края от 13.10.1994 N 526, является координационным органом и не наделена полномочиями принимать нормативные правовые акты и другие решения, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц. Решения комиссии, направленные на ограничение прав граждан и хозяйствующих субъектов, могут носить только рекомендательный характер. Так, пунктом 4 Положения к функциям Комиссии отнесено определение необходимости введения и отмены в установленном порядке на территории края особых условий и режимов ведения хозяйственной деятельности, а пунктом 8 Положения оговорено, что по вопросам, требующим решения главы администрации (в настоящее время - Правительства) края, Комиссия в установленном порядке вносит соответствующие предложения. Следовательно, решение от 18.07.2003 N 11 "Об усилении мер по профилактике сальмонеллеза в Хабаровском крае" в части установления запретов, адресованных неопределенному кругу лиц, принято санитарно-противоэпидемической комиссией неправомочно.
- Кроме того, п. 3 ст. 30 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливается санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В этот перечень, приведенный в Приложении 1 санитарно-эпидемиологических правил "Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.1328-03", сальмонеллез не внесен.
- Таким образом, санитарно-противоэпидемической комиссией Правительства Хабаровского края принят документ, не соответствующий законодательству РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вне правомочий, установленных постановлением главы администрации Хабаровского края, и не являющийся нормативным правовым актом. В связи с этим решение санитарно-противоэпидемической комиссии от 18.07.2003 N 11 "Об усилении мер по профилактике сальмонеллеза в Хабаровском крае" не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них указаний.
- В свете вышеизложенного ДВТУ МАП России не усматривает признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях санитарно-противоэпидемической комиссии Правительства Хабаровского края, выразившихся в принятии решения от 18.07.2003 N 11 "Об усилении мер по профилактике сальмонеллеза в Хабаровском крае".
- Конкретные действия органов власти и управления, направленные на ограничение завоза яйца и/или реализации завезенного яйца на территории Хабаровского края, могут быть обжалованы хозяйствующими субъектами в установленном законом порядке.
- Заместитель руководителя
- территориального управления
- Е.В.Гуринович