О применении иностранных официальных документов на территории Российской Федерации, представляемых в целях обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Принято
- Фондом социального страхования Российской Федерации
- В связи с поступающими запросами региональных отделений Фонда по вопросу применения иностранных официальных документов сообщаем.
- В соответствии со статьей 7 Гражданского кодекса Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
- При этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Аналогичная норма содержится и в статье 2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
- Статьей 55 Консульского Устава СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.06.1976, определено, что консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей. Такие документы и акты принимаются к рассмотрению только при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законодательством СССР или международным договором Российской Федерации.
- Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания с целью использования их в другом государстве. Консульская легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении.
- Иностранные документы, предназначенные для использования на территории России, могут быть легализованы на территории того государства, где эти документы выданы, либо на территории Российской Федерации.
- Функции по консульской легализации за границей выполняют дипломатические или консульские учреждения Российской Федерации.
- В первом случае документ должен быть заверен в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ, а затем легализован в консульской службе Российской Федерации, находящейся в данном государстве.
- Во втором случае иностранный документ заверяется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении государства, где он был выдан, а затем легализуется в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.
- Документы, составленные на иностранном языке, должны представляться с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык.
- Вместе с тем, процедура консульской легализации может быть отменена положениями международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация.
- В соответствии с Гаагской конвенцией от 5 октября 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, к которой Российская Федерация присоединилась 31 мая 1992 года, документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства, предназначенные для представления в официальные органы государств - участников Конвенции, могут быть использованы на территории другого государства только после их соответствующего удостоверения.
- В соответствии с указанной Конвенцией на документах, совершенных компетентным органом одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль) - удостоверительная надпись. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступает лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми он скреплен. Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации.
- Легализации и проставления апостиля не требуется, если договоренности между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру.
- Так, двусторонние договоры об оказании правовой помощи, участницей которых является Российская Федерация, а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная 22 января 1993 года в Минске государствами - членами СНГ, определяют порядок, в соответствии с которым документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения, рассматриваются как официальные и пользуются на территории других государств - участников договора (конвенции) доказательственной силой официальных документов без какого-либо удостоверения.
- После легализации или удостоверения посредством апостиля, а также в случаях, когда легализация не требуется, производится перевод документов и верность перевода свидетельствуется нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.
- На основании изложенного, при представлении в исполнительные органы Фонда иностранных официальных документов, необходимых для осуществления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принимаются к рассмотрению документы, легализованные в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или положениями международных договоров, отменяющих или упрощающих процедуру легализации, участницей которых является Российская Федерация.
- Л.Н.РАУ