О некоторых вопросах порядка проведения камеральных проверок
- Принято
- Фондом социального страхования Российской Федерации
- Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) рассмотрел предложения региональных отделений Фонда по совершенствованию организации и проведения камеральных проверок страхователей, представленных во исполнение пункта 5.3 Приказа Фонда от 14.05.2005 N 106 "О камеральных проверках страхователей", и сообщает.
- Предложения региональных отделений Фонда касаются, в основном, порядка организации работы по проведению камеральных проверок в исполнительных органах Фонда. В связи с этим направляем ответы на наиболее актуальные вопросы, касающиеся применения отдельных положений Методических указаний в рамках действующего законодательства.
- При возникновении дополнительных предложений в процессе работы по проведению камеральных проверок необходимо направлять их в Департамент контрольно-ревизионной работы Фонда.
- Б.А.ДУДЕНКОВ
Приложение
к Письму от 22 июля 2005 года № 02-18/04-6591
к Письму от 22 июля 2005 года № 02-18/04-6591
- Вопрос 1. Каков порядок истребования дополнительных документов при проведении камеральных проверок страхователей и какие финансовые санкции вправе применить исполнительные органы Фонда к страхователю за неисполнение им требований о представлении дополнительных документов?
- Ответ. Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы (их заверенные копии), являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователи обязаны предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
- Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" финансовые санкции за неисполнение страхователем требования исполнительных органов Фонда о представлении дополнительных документов не предусмотрены.
- Порядок выделения страхователям средств на осуществление (возмещение) расходов на обязательное социальное страхование определен Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 (зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2004, N 5710) (далее - Инструкция).
- Пунктом 3.3 данной Инструкции установлено, что исполнительный орган Фонда выделяет страхователю средства на осуществление (возмещение) расходов на обязательное социальное страхование после предоставления страхователем всех необходимых документов.
- Документы, на основании которых осуществляется выделение средств страхователям, приведены в пункте 14 Методических указаний, а также в пунктах 3.3, 3.6 и 4.3 Инструкции.
- В случае непредставления страхователем документов по запросу исполнительного органа Фонда последний вправе оставить заявление страхователя о выделении средств без рассмотрения.
- Вопрос 2. Каков порядок применения мер ответственности к страхователям, не ведущим финансово-хозяйственную деятельность?
- Ответ. Контроль за деятельностью страхователя по исполнению им обязанностей, предусмотренных статьями 17 и 19 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также осуществление необходимых мер, обеспечивающих финансовую устойчивость системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является обязанностью страховщика, установленной указанным Федеральным законом.
- Неприменение мер ответственности к страхователям может повлечь за собой массовые нарушения порядка уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
- Таким образом, закрепление в актах Фонда норм, касающихся нецелесообразности применения мер ответственности к страхователям, не ведущим финансово-хозяйственную деятельность, будет противоречить действующему законодательству.
- Под термином "страхователи, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность" понимаются страхователи, не сдающие расчетные ведомости по средствам Фонда более двух лет, не числящиеся по юридическим адресам, не имеющие движения по расчетным счетам.
- Региональные отделения могут вести отдельный учет таких страхователей и информации по ним.
- Решения о привлечении к ответственности страхователей, длительное время не сдающих расчетную ведомость, отсутствующих по юридическим адресам, при наличии подтверждающих указанные факты документов, в каждом конкретном случае должны приниматься исполнительными органами Фонда с учетом всей имеющейся в отделении Фонда информации.
- Вопрос 3. Целесообразно ли принятие мер по взысканию со страхователей недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и (или) пени в сумме 100 рублей и менее?
- Ответ. Порядок взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен статьей 22.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
- Действующее законодательство, в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации, не предусматривает каких-либо упрощенных процедур взыскания небольших (до 100 рублей) сумм недоимки с должников.
- Закрепление в актах Фонда норм, касающихся нецелесообразности взыскания суммы недоимки в незначительном размере до 100 рублей, будет противоречить действующему законодательству.
- Таким образом, учитывая требования Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", региональные отделения Фонда должны принимать меры по взысканию любых сумм задолженности со страхователей.
- Вопрос 4. Вправе ли исполнительные органы Фонда требовать от банков сведения об открытии или закрытии счетов страхователей?
- Ответ. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе Российской Федерации" Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
- В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц" регистрирующий орган обязан пересылать сведения о юридическом лице в исполнительные органы Фонда.
- Действующее законодательство не предусматривает обязанности банков сообщать сведения о счетах страхователей в исполнительный орган Фонда.