» » » Письмо ЦБ РФ от 11 августа 2005 года № 110-Т

Письмо ЦБ РФ от 11 августа 2005 года № 110-Т


Российская Федерация
Письмо ЦБ РФ от 11 августа 2005 года № 110-Т
О разъяснениях по вопросам территориальных учреждений Банка России, возникающим при организации и проведении проверок кредитных организаций (их филиалов)
Принято
Центральным банком Российской Федерации
  1. Центральный банк Российской Федерации направляет для практического применения разъяснения по вопросам территориальных учреждений Банка России, возникающим при организации и проведении проверок кредитных организаций (их филиалов).
  2. А.А.КОЗЛОВ
Приложение
к Письму от 11 августа 2005 года № 110-Т
Разъяснение
Разъяснения по вопросам территориальных учреждений банка России, возникающим при организации и проведении проверок кредитных организаций (их филиалов)
  1. N
    п/п
    
    Вопросы
    территориальных
    учреждений Банка России
    
    Разъяснения по вопросам
    территориальных учреждений
    Банка России
    
    1
    
    2
    
    3
    
    1.
    
    В каком порядке
    осуществляется
    планирование и
    организация проверок по
    вопросу правильности
    отражения обязательств
    по счетам бухгалтерского
    учета в балансах филиалов
    кредитных организаций при
    проверке выполнения
    кредитной организацией
    нормативов обязательных
    резервов, если
    предложения
    территориального
    учреждения Банка России,
    осуществляющего надзор
    за деятельностью
    кредитной организации,
    поступают после
    утверждения плана
    проверок
    территориального
    учреждения Банка России,
    осуществляющего надзор
    за деятельностью филиала
    кредитной организации?
    
    В соответствии с подпунктом 2.16.1 Инструкции
    Банка России от 1 декабря 2003 года N 108-И
    "Об организации инспекционной деятельности
    Центрального банка Российской Федерации (Банка
    России)" ("Вестник Банка России" от 9 декабря
    2003 года N 67; от 9 февраля 2005 года N 7)
    (далее - Инструкция Банка России N 108-И)
    проверки филиалов кредитных организаций по
    вопросу правильности отражения филиалами
    кредитных организаций обязательств по счетам
    бухгалтерского учета включаются в планы
    проверок территориальных учреждений Банка
    России, осуществляющих надзор за деятельностью
    филиалов кредитных организаций, с учетом
    предложений территориальных учреждений Банка
    России, осуществляющих надзор за деятельностью
    кредитных организаций.
    При необходимости, например, при поступлении
    предложений о проведении проверки после
    утверждения плана проверок территориального
    учреждения Банка России, в него по решению
    руководителя территориального учреждения Банка
    России могут вноситься изменения либо
    проводиться проверки, не предусмотренные
    указанным планом.
    В этом же порядке осуществляется планирование
    и организация проверок уполномоченных банков
    (их филиалов), совершающих отдельные виды
    банковских операций и иные сделки с наличной
    иностранной валютой и валютой Российской
    Федерации,   чеками (в   том   числе  дорожными
    чеками), номинальная стоимость которых  указана
    в иностранной валюте, с участием физических лиц
    (далее - операции с наличной валютой и чеками).
    
    2.
    
    Предоставлено ли право
    территориальному
    учреждению Банка России,
    осуществляющему надзор
    за деятельностью
    территориального банка
    Акционерного
    коммерческого
    Сберегательного банка
    Российской Федерации
    (открытое акционерное
    общество) (далее -
    Сбербанк России), при
    составлении планов
    проверок по вопросу
    выполнения кредитными
    организациями нормативов
    обязательных резервов,
    проводимых с
    одновременной проверкой
    правильности отражения
    обязательств по счетам
    бухгалтерского учета в
    балансах филиалов
    кредитной организации,
    определять срок
    проведения проверки,
    а также (при
    необходимости) вопросы
    проверки отделений
    территориального банка
    Сбербанка России и
    доводить их до сведения
    территориальных
    учреждений Банка России,
    осуществляющих надзор за
    деятельностью отделений
    территориального банка
    Сбербанка России и их
    внутренних структурных
    подразделений?
    
    Составление территориальными учреждениями
    Банка России планов проверок по вопросу
    выполнения Сбербанком России нормативов
    обязательных резервов осуществляется в
    соответствии с подпунктом 2.16.1 Инструкции
    Банка России N 108-И и с учетом особенностей
    организационной структуры Сбербанка России,
    включающей центральный аппарат Сбербанка
    России (головной офис Сбербанка России),
    отделения, организационно подчиненные головному
    офису Сбербанка России (отделения Сбербанка
    России), территориальные банки Сбербанка
    России, отделения, организационно подчиненные
    территориальным банкам Сбербанка России
    (отделения территориального банка Сбербанка
    России), а также внутренние структурные
    подразделения, организационно подчиненные:
    отделениям Сбербанка России (внутренние
    структурные подразделения отделений Сбербанка
    России);
    территориальным банкам Сбербанка России
    (внутренние структурные подразделения
    территориального банка Сбербанка России);
    отделениям территориального банка Сбербанка
    России (внутренние структурные подразделения
    отделения территориального банка Сбербанка
    России).
    Территориальные учреждения Банка России,
    осуществляющие надзор за деятельностью
    территориальных банков Сбербанка России,
    вправе с учетом подпункта 10.1.2 Инструкции
    Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И
    "О порядке проведения проверок кредитных
    организаций (их филиалов) уполномоченными
    представителями Центрального банка Российской
    Федерации", зарегистрированной Министерством
    юстиции Российской Федерации 26 сентября 2003
    года, N 5118; 28 января 2005 года, N 6284
    ("Вестник Банка России" от 9 декабря 2003 года
    N 67; от 9 февраля 2005 года N 7) (далее -
    Инструкция Банка России N 105-И) и пункта 1.7
    Инструкции Банка России N 108-И при составлении
    планов проверок выполнения кредитными
    организациями нормативов обязательных резервов,
    проводимых с одновременной проверкой
    правильности отражения обязательств по счетам
    бухгалтерского учета в балансах филиалов
    кредитной организации, определять срок
    проведения проверки, а также (при
    необходимости) вопросы, подлежащие проверке в
    отделениях территориального банка Сбербанка
    России, и доводить их до сведения
    территориальных учреждений Банка России,
    осуществляющих надзор за деятельностью
    отделений территориального банка Сбербанка
    России и их внутренних структурных
    подразделений.
    
    3.
    
    Как реализуются
    полномочия руководителя
    территориального
    учреждения Банка России
    на предоставление
    руководителю расчетно-
    кассового центра права
    подписи поручения на
    проведение проверки по
    вопросу организации
    работы, совершения и
    учета операций с наличной
    валютой и чеками в
    уполномоченных банках
    (их филиалах)?
    
    В соответствии с пунктом 8.2 Инструкции Банка
    России N 108-И руководитель территориального
    учреждения Банка России вправе (обязанность не
    установлена) предоставить право подписи
    поручения на проведение проверки, распоряжения
    на проведение проверки и задания на проведение
    проверки руководителю отделения
    территориального учреждения Банка России,
    руководителю операционного управления
    территориального учреждения Банка России,
    руководителю расчетно-кассового центра
    территориального учреждения Банка России
    (лицам, их замещающим).
    Решение о предоставлении руководителю
    расчетно-кассового центра права подписи
    поручения на проведение проверки, распоряжения
    на проведение проверки и задания на проведение
    проверки по вопросу организации работы,
    совершения и учета операций с наличной валютой
    и чеками в уполномоченных банках (их филиалах)
    принимается руководителем териртоирального
    учреждения Банка России с учетом удаленности
    уполномоченного банка (его филиала) и его
    внутренних структурных подразделений от
    территориального учреждения Банка России,
    количества работников территориального
    учреждения Банка России, осуществляющих
    функции контроля за соблюдением кредитными
    организациями актов валютного законодательства
    Российской Федерации и актов органов валютного
    регулирования и т.д.
    Для реализации указанных полномочий
    соответствующие права руководителя
    расчетно-кассового центра могут быть
    установлены во внутренних распорядительных
    документах территориального учреждения Банка
    России (распоряжение, приказ) либо
    руководителям соответствующих расчетно-кассовых
    центров может быть выдана доверенность.
    
    4.
    
    Вправе ли
    территориальное
    учреждение Банка России:
    проводить проверки по
    вопросу организации
    работы, совершения и
    учета операций с наличной
    валютой и чеками в
    уполномоченных банках
    (их филиалах) с иной
    периодичностью, чем
    установлена главой 11
    Инструкции Банка России
    N 105-И;
    не проводить проверки
    тех уполномоченных
    банков (их филиалов), в
    том числе их внутренних
    структурных
    подразделений, которые
    непосредственно не
    совершают операции с
    наличной валютой и
    чеками, но право
    совершения указанных
    операций которым
    делегировано?
    
    Положения главы 11 Инструкции Банка России
    N 105-И, в том числе и требование о проведении
    проверок не реже одного раза в год,
    распространяются на проверки уполномоченного
    банка (его филиала), включая проверки их
    внутренних структурных подразделений
    (дополнительного офиса, кредитно-кассового
    офиса, операционной кассы вне кассового узла,
    обменного пункта) независимо от их
    местонахождения. Указанные проверки
    проводятся при осуществлении ими операций
    с наличной валютой и чеками, указанных
    в пунктах 3.1 и 3.2 Инструкции Банка России
    от 28 апреля 2004 года N 113-И "О порядке
    открытия, закрытия, организации работы
    обменных пунктов и порядке осуществления
    уполномоченными банками отдельных видов
    банковских операций и иных сделок с наличной
    иностранной валютой и валютой Российской
    Федерации, чеками (в том числе дорожными
    чеками), номинальная стоимость которых указана
    в иностранной валюте, с участием физических
    лиц", зарегистрированной Министерством юстиции
    Российской Федерации 2 июня 2004 года, N 5824
    ("Вестник Банка России" от 9 июня 2004 г. N 33)
    (далее - Инструкция Банка России N 113-И).
    Нормативными актами Банка России не
    предусмотрен порядок представления
    уполномоченными банками (их филиалами) в
    территориальные учреждения Банка России
    сведений о внутренних структурных
    подразделениях уполномоченного банка (его
    филиала), которые наделены правом совершать
    операции с наличной валютой и чеками, но
    фактически их не осуществляют.
    В настоящее время Департаментом финансового
    мониторинга и валютного контроля проводится
    работа по внесению изменений в Инструкцию Банка
    России N 113-И в части введения обязанности
    уполномоченного банка (его филиала) направлять
    в территориальное учреждение Банка России по
    местонахождению внутренних структурных
    подразделений уполномоченного банка (его
    филиала), которым предоставлено право совершать
    операции с наличной валютой и чеками,
    уведомление о подтверждении факта начала их
    осуществления.
    
    5.
    
    Каким образом в
    территориальном
    учреждении Банка России
    возможно организовать
    планирование и
    проведение проверок
    кредитных организаций
    (их филиалов) по
    вопросу выполнения
    кредитными
    организациями
    нормативов обязательных
    резервов и по вопросу
    организации работы,
    совершения и учета
    операций с наличной
    валютой и чеками в
    уполномоченных банках (их
    филиалах) с точки зрения
    оптимизации этой работы?
    
    Подпунктом 2.16.1 Инструкции Банка России
    N 108-И устанавливается порядок организации
    территориальными учреждениями Банка России
    проведения проверок по вопросу выполнения
    кредитными организациями нормативов
    обязательных резервов и по вопросу организации
    работы, совершения и учета операций с наличной
    валютой и чеками в уполномоченных банках (их
    филиалах) на основе планов проверок
    территориальных учреждений Банка России.
    Одновременно предусматривается возможность
    внесения при необходимости в планы проверок
    территориальных учреждений Банка России по
    указанным вопросам изменений либо проведения
    проверок, не предусмотренных данными планами.
    В соответствии с пунктом 2.17 Инструкции
    Банка России N 108-И вопрос выполнения
    кредитными организациями нормативов
    обязательных резервов и вопрос организации
    работы, совершения и учета операций с наличной
    валютой и чеками в уполномоченных банках (их
    филиалах) могут включаться в задание на
    проведение внеплановой проверки или проверки,
    предусмотренной Сводным планом комплексных и
    тематических проверок кредитных организаций (их
    филиалов), составляемых на очередной год.
    Непосредственное проведение проверок
    кредитных организаций (их филиалов) по
    указанным вопросам в соответствии с пунктом
    1.2 Инструкции Банка России N 108-И может
    осуществляться на основании решения
    руководителя территориального учреждения Банка
    России работниками различных структурных
    подразделений территориальных учреждений Банка
    России, в том числе работниками инспекционных
    подразделений Банка России.
    Оформление результатов проверок, в задание на
    проведение которых включен вопрос выполнения
    кредитными организациями нормативов
    обязательных резервов или вопрос организации
    работы, совершения и учета операций с наличной
    валютой и чеками в уполномоченных банках (их
    филиалах), осуществляется в порядке,
    установленном главами 7 и 8 Инструкции Банка
    России N 105-И. Составление до завершения
    проверки акта проверки кредитной организации
    (ее филиала) (далее - акт проверки) по
    указанным вопросам, согласно пункту 8.5
    Инструкции Банка России N 105-И, осуществляется
    по решению должностного лица Банка России,
    поручившего проведение проверки. Данное решение
    может быть отражено в распоряжении на
    проведение проверки.
    
    6.
    
    В связи с исключением
    из текста Инструкции
    Банка России N 105-И и
    Инструкции Банка России
    N 108-И слов "типовая
    форма" возможно ли
    внесение корректировок в
    содержание форм
    документов, изложенных в
    приложениях к ним?
    
    При подготовке документов должна
    обеспечиваться полнота представления
    информации, составляющей их содержание в
    соответствии с Инструкцией Банка России N 105-И
    и Инструкцией Банка России N 108-И. Документы
    должны составляться по форме, предусмотренной
    приложениями к указанным Инструкциям.
    При необходимости в документы могут вноситься
    дополнительные записи или уточнения в
    зависимости от конкретной ситуации.
    Ответственность за содержание подготовленных
    в соответствии с установленными в приложениях
    формами документов, а также за обоснованность
    внесенных изменений и дополнений несет
    должностное лицо Банка России, подписавшее
    документ.
    
    7.
    
    С какой целью в
    приложении к заявке на
    предоставление
    документов (информации),
    необходимых для
    проведения проверки,
    указываются данные члена
    рабочей группы и
    ответственного работника
    по каждому
    предоставляемому
    кредитной организацией
    (ее филиалом) документу?
    
    Использование письменной заявки на
    предоставление документов (информации),
    необходимых для проведения проверки кредитной
    организации (ее филиала), составляемой в
    соответствии с приложением 4 к Инструкции Банка
    России N 105-И (далее - заявка), обусловлено
    необходимостью обеспечения контроля за
    сохранностью и движением документов кредитной
    организации, предоставленных в ходе проверки.
    В частности, информация, содержащаяся в заявке,
    может быть использована для предотвращения
    случаев необоснованного предъявления претензий
    к руководителю рабочей группы и (или) членам
    рабочей группы, связанных с возможной утратой
    или порчей документов кредитной организации (ее
    филиала).
    Кроме того, в соответствии с пунктом 2.6
    Инструкции Банка России N 105-И документы
    (информация) кредитной организации (ее
    филиала), необходимые для проведения проверки,
    на основании заявки могут быть предоставлены
    как руководителю рабочей группы, так и
    независимо от него членам рабочей группы. Во
    избежание дублирования заказа одних и тех же
    документов (информации) кредитной организации
    руководитель рабочей группы на основании
    информации, имеющейся в заявках, может
    координировать деятельность рабочей группы, в
    том числе распределяя (перераспределяя)
    полученные на основании заявок документы
    (информацию) между членами рабочей группы.
    После завершения проверки также может
    осуществляться анализ хранящихся в паспорте
    проверки заявок в целях контроля за
    правильностью и полнотой отражения вопросов
    проверки в индивидуальных отчетах членов
    рабочей группы, а также в акте проверки и
    докладной записке о результатах проверки.
    
    8.
    
    Возможно ли
    изготовление экземпляров
    акта проверки в
    количестве, превышающем
    установленное
    нормативными актами Банка
    России, в том числе для
    структурного
    подразделения Банка
    России, по предложению
    которого проводилась
    проверка кредитной
    организации (ее филиала)?
    
    Количество экземпляров акта проверки
    установлено нормативными актами Банка России.
    При необходимости возможно изготовление копий
    акта проверки (пункт 10.8 Инструкции Банка
    России N 108-И). С учетом требования пункта 7.4
    Инструкции Банка России N 105-И о формировании
    акта проверки в электронном виде и его хранении
    на электронном носителе в инспекционном
    подразделении Банка России, проводившем
    проверку, внутренним регламентом
    территориального учреждения Банка России может
    быть установлен порядок использования
    информации о результатах проверок, хранящейся в
    электронном виде.
    
    9.
    
    Возможно ли не
    составлять докладные
    записки о результатах
    проверки по вопросу
    выполнения кредитными
    организациями нормативов
    обязательных резервов или
    по вопросу организации
    работы, совершения и
    учета операций с наличной
    валютой и чеками в
    уполномоченных банках (их
    филиалах) без оформления
    резолюции должностного
    лица, подписавшего
    поручение на проведение
    проверки, на первом
    экземпляре акта проверки,
    принимая во внимание, что
    такой порядок
    предусматривается
    внутренним регламентом
    территориального
    учреждения Банка России?
    
    Докладная записка о результатах проверки по
    вопросу выполнения кредитными организациями
    нормативов обязательных резервов или по вопросу
    организации работы, совершения и учета операций
    с наличной валютой и чеками в уполномоченных
    банках (их филиалах) может не составляться,
    согласно пункту 10.6 Инструкции Банка России
    N 108-И, по решению должностного лица Банка
    России, подписавшего поручение на проведение
    проверки (руководителя отделения
    территориального учреждения Банка России,
    руководителя операционного управления
    территориального учреждения Банка России,
    руководителя расчетно-кассового центра
    территориального учреждения Банка России или
    иного должностного лица Банка России).
    Перечень вопросов, по результатам проверки
    которых докладная записка может не
    составляться, является закрытым и расширению не
    подлежит.
    Решение о несоставлении докладных записок о
    результатах проверок по указанным вопросам
    должно быть оформлено в виде резолюции
    должностного лица Банка России, подписавшего
    поручение на проведение проверки, на первом
    экземпляре акта проверки.
    
    10.
    
    Возможно ли исчисление
    срока для исправления в
    Главную инспекцию
    кредитных организаций
    (межрегиональную
    инспекцию) электронной
    копии акта проверки со
    дня поступления в
    территориальное
    учреждение Банка России
    акта проверки в случае
    его возврата после
    ознакомления с ним
    руководителя кредитной
    организации (ее филиала)
    через организацию связи,
    как это предусмотрено при
    направлении проекта
    докладной записки о
    результатах проверки,
    согласно пункту 10.6
    Инструкции N 108-И?
    
    Файлы с электронными копиями актов проверок
    необходимо направлять в срок не позднее трех
    рабочих дней с момента возникновения
    соответствующего основания (ознакомления с
    актом проверки, отказа руководителя кредитной
    организации (ее филиала) от получения для
    ознакомления акта проверки или уполномоченного
    ответственного работника внутреннего
    структурного подразделения кредитной
    организации (ее филиала) от приема акта
    проверки для передачи его на ознакомление
    руководителю кредитной организации (ее
    филиала).
    Срок возникновения оснований для направления
    файлов с электронными копиями актов проверок в
    Главную инспекцию кредитных организаций
    необходимо исчислять со дня возврата через
    организацию связи акта проверки после
    ознакомления с ним руководителя кредитной
    организации (ее филиала) или поступления
    информации об отказе руководителя кредитной
    организации (ее филиала) от ознакомления с ним
    в инспекционное или иное структурное
    подразделение Банка России, в том числе
    структурное подразделение территориального
    учреждения Банка России, проводившее проверку.
    
    11.
    
    Необходимо ли
    направлять в
    межрегиональную инспекцию
    Главной инспекции
    кредитных организаций
    акты проверок и
    докладные записки о
    результатах проверок,
    проводимых без участия в
    составе рабочих групп
    работников инспекционных
    подразделений Банка
    России?
    
    Подпунктом 10.6.1 Инструкции Банка России
    N 108-И определена необходимость направления
    для рассмотрения генеральному инспектору
    Главной инспекции кредитных организаций
    изготовленных в установленном порядке
    электронных копий акта проверки и докладной
    записки о результатах проверки, проведенной
    работниками инспекционных подразделений
    территориальных учреждений Банка России либо с
    участием работников инспекционных подразделений
    территориальных учреждений Банка России.
    
    12.
    
    Планируется ли
    изменение порядка
    направления первого
    экземпляра акта проверки
    и копии докладной записки
    о результатах проверки
    филиала (отделения)
    территориального банка
    Сбербанка России?
    
    Согласно подходам Банка России к надзору за
    банками, имеющими филиалы, надзор за
    деятельностью кредитной организации
    осуществляется территориальным учреждением
    Банка России по местонахождению его головного
    офиса во взаимодействии с территориальным
    учреждением Банка России по местонахождению
    филиалов кредитной организации (пункт 6
    Инструкции Банка России от 11 сентября 1997
    года N 65 "О порядке осуществления надзора за
    банками, имеющими филиалы" ("Вестник Банка
    России" от 16 сентября 1997 года N 59; от
    26 декабря 1997 года N 89; от 6 октября
    1999 года N 61; от 9 декабря 2003 года N 67;
    от 18 февраля 2004 года N 14).
    С учетом особенностей организационной
    структуры Сбербанка России территориальному
    учреждению Банка России, осуществляющему надзор
    за деятельностью отделения территориального
    банка Сбербанка России (его внутреннего
    структурного подразделения), целесообразно
    направлять первый экземпляр акта проверки и
    копию докладной записки о результатах
    проверки, а также при необходимости предложения
    о применении мер воздействия, в территориальное
    учреждение Банка России, осуществляющее
    надзор за деятельностью территориального банка
    Сбербанка России.
    Территориальному учреждению Банка России,
    осуществляющему надзор за деятельностью
    территориального банка Сбербанка России,
    рекомендуется обобщать полученные материалы,
    подготавливать сводную информацию по
    территориальному банку Сбербанка России с
    предложениями о применении мер воздействия и
    направлять их в Московское главное
    территориальное управление Банка России для
    рассмотрения и принятия решения о применении
    мер воздействия к Сбербанку России в целом в
    соответствии с законодательством Российской
    Федерации и нормативными актами Банка России.
    Указанные подходы Банк России планирует
    реализовать при внесении изменений в
    нормативные акты Банка России, регламентирующие
    организацию инспекционной деятельности.
    
    13.
    
    Каким образом
    направляются
    территориальному
    учреждению Банка России,
    осуществляющему надзор
    за деятельностью
    кредитной организации,
    предложения о применении
    мер воздействия к
    кредитной организации в
    соответствии с пунктом
    10.8 Инструкции Банка
    России N 108-И?
    
    Если по результатам проверки обособленного
    подразделения кредитной организации или
    внутреннего структурного подразделения
    кредитной организации (ее филиала) выявлены
    нарушения, требующие, по мнению структурного
    подразделения Банка России, проводившего
    проверку, применения мер воздействия к
    к кредитной организации, в адрес
    территориального учреждения Банка России,
    осуществляющего надзор за деятельностью
    головного офиса кредитной организации,
    направляется информационное письмо, содержащее
    предложения по мерам воздействия и
    мотивированное обоснование необходимости их
    применения. Предложения о применении мер
    воздействия к кредитной организации могут быть
    включены также в докладную записку о
    результатах проверки обособленного
    подразделения кредитной организации или
    внутреннего структурного подразделения
    кредитной организации (ее филиала).
    
    14.
    
    Какая дата
    проставляется на
    титульном листе паспорта
    проверки кредитной
    организации (ее филиала)
    (далее - паспорт
    проверки) и каким
    образом приобщаются к
    паспорту проверки
    документы, поступившие в
    структурные подразделения
    Банка России позднее этой
    даты?
    
    После завершения руководителем рабочей группы
    работы по формированию паспорта проверки на
    титульном листе паспорта проверки проставляется
    дата, по состоянию на которую составлена опись
    документов, хранящихся в паспорте проверки. В
    соответствии с примечанием <5> приложения 11
    к Инструкции Банка России N 108-И под
    указанной датой понимается фактическая дата
    направления акта проверки должностному лицу
    Банка России, подписавшему поручение на
    проведение проверки.
    Последующую работу по формированию и ведению
    паспорта проверки целесообразно осуществлять
    структурному подразделению или работнику
    (работникам), занимающимся обеспечением
    инспекционной деятельности.
    В случае передачи паспорта проверки по
    решению должностного лица Банка России,
    подписавшего поручение на проведение проверки,
    в иное структурное подразделение Банка России,
    дальнейшее формирование и хранение паспорта
    проверки осуществляет структурное подразделение
    Банка России, которому передается паспорт
    проверки.
    В структурном подразделении, ответственном за
    дальнейшее формирование и хранение паспорта
    проверки, все документы (их копии), поступившие
    позже даты составления описи документов,
    хранящихся в паспорте проверки, указанной на
    титульном листе паспорта проверки (в том числе:
    уведомление об ознакомлении органов управления
    кредитной организации с актом проверки,
    экземпляры информационного сообщения о
    предоставлении информации в Единую
    информационную базу данных Банка России
    "Принятые меры воздействия", переписка по
    вопросам рассмотрения возражений кредитной
    организации по акту проверки), включаются в
    опись и учитываются на общих основаниях (после
    регистрации в САДД Банка России, а также их
    рассмотрения и исполнения), как документы,
    связанные с проведенной проверкой.
    Порядок работы с паспортом проверки может
    быть определен во внутреннем документе,
    регламентирующем инспекционную деятельность
    территориального учреждения Банка России.
    
    15.
    
    Вправе ли
    территориальное
    учреждение Банка России
    включать в задание на
    проведение проверки
    кредитной организации
    (ее филиала) вопрос
    соблюдения кредитными
    организациями -
    профессиональными
    участниками рынка ценных
    бумаг требований
    законодательства
    Российской Федерации о
    ценных бумагах?
    
    В соответствии со статьей 39 и пунктом
    7 статьи 42 Федерального закона "О рынке ценных
    бумаг" (Собрание законодательства Российской
    Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48,
    ст. 5857; 1999, N 28, ст. 3472; 2001, N 33
    (I часть), ст. 3424; 2002, N 52 (II часть), ст.
    5141; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3225;
    Российская газета от 12.03.2005 N 49) все виды
    профессиональной деятельности на рынке ценных
    бумаг осуществляются на основании специального
    разрешения - лицензии, выдаваемой федеральным
    органом исполнительной власти по рынку ценных
    бумаг (Федеральной службой по финансовым рынкам
    - ФСФР России). Орган, выдавший лицензию,
    контролирует деятельность профессиональных
    участников рынка ценных бумаг и принимает
    решение об отзыве выданной лицензии в случае
    нарушения законодательства Российской Федерации
    о ценных бумагах. На основании пункта 6 статьи
    44 указанного Закона осуществление проверок
    профессиональных участников рынка ценных бумаг,
    в том числе кредитных организаций, отнесено к
    компетенции ФСФР России.
    В связи с изложенным Банк России не вправе
    осуществлять контроль за деятельностью
    кредитных организаций как профессиональных
    участников рынка ценных бумаг.
    Вместе с тем Банк России (территориальное
    учреждение Банка России) как орган, функцией
    которого является регистрация эмиссии ценных
    бумаг кредитными организациями (статья 4
    Федерального закона "О Центральном банке
    Российской Федерации (Банке России)" (Собрание
    законодательства Российской Федерации, 2002,
    N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52
    (I часть), ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711;
    N 31, ст. 3233; N 52 (I часть), ст. 5277),
    при установлении фактов нарушения
    законодательства о рынке ценных бумаг вправе
    применять к кредитным организациям - эмитентам
    меры воздействия, предусмотренные статьей 74
    Федерального закона "О Центральном банке
    Российской Федерации (Банке России)". При этом
    меры воздействия за нарушение кредитными
    организациями нормативных актов федерального
    органа исполнительной власти по рынку ценных
    бумаг территориальными учреждениями Банка
    России не применяются, за исключением случая
    нарушения порядка раскрытия информации для
    эмитентов ценных бумаг, установленных
    Положением о раскрытии информации эмитентами
    эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом
    Федеральной службы по финансовым рынкам
    от 16.03.2005 N 05-5/пз-н, зарегистрированным в
    Министерстве юстиции Российской Федерации
    26 апреля 2005 года N 6550 ("Бюллетень
    нормативных актов федеральных органов
    исполнительной власти", 2005, N 18).
    
    16.
    
    Учитывается ли
    вступление в силу
    Федерального закона "О
    внесении изменения в
    статью 839 части второй
    Гражданского кодекса
    Российской Федерации"
    (Собрание
    законодательства
    Российской Федерации,
    2005, N 13, ст. 1080)
    при организации и
    проведении проверок
    кредитных организаций
    по вопросам соблюдения
    кредитными организациями
    порядка начисления
    процентов по активным и
    пассивным операциям
    банка?
    
    В соответствии с Федеральным законом
    "О внесении изменения в статью 839 части второй
    Гражданского кодекса Российской Федерации"
    проценты на сумму банковского вклада
    начисляются со дня, следующего за днем ее
    поступления в банк, до дня ее возврата
    вкладчику включительно, а если ее списание со
    счета вкладчика произведено по иным основаниям,
    до дня списания включительно.
    С момента вступления в силу Федерального
    закона "О внесении изменения в статью 839 части
    второй Гражданского кодекса Российской
    Федерации" требования Положения Банка России
    от 26 июня 1998 года N 39-П "О порядке
    начисления процентов по операциям, связанным с
    привлечением и размещением денежных средств
    банками, и отражения указанных операций по
    счетам бухгалтерского учета",
    зарегистрированного Министерством юстиции
    Российской Федерации 23 июля 1998 года N 1565,
    26 января 1999 года N 1688 ("Вестник Банка
    России" от 6 августа 1998 года N 53-54;
    от 28 августа 1998 года N 61; от 4 февраля
    1999 года N 7), в том числе требования его
    пунктов 3.5 и 3.7, кредитные организации
    обязаны соблюдать с учетом изменений, внесенных
    в статью 839 части второй Гражданского кодекса
    Российской Федерации.
    Указанные изменения статьи 839 части второй
    Гражданского кодекса Российской Федерации
    следует учитывать при организации и проведении
    проверок кредитных организаций (их филиалов) по
    вопросам соблюдения кредитными организациями
    порядка начисления процентов по активным и
    пассивным операциям банка, связанным с
    привлечением и размещением денежных средств
    клиентов банка - физических и юридических лиц,
    как в национальной валюте Российской Федерации,
    так и в иностранных валютах, за использование
    денежных средств, находящихся на банковских
    счетах, осуществляемых на основании договоров,
    заключаемых в соответствии с нормами
    Гражданского кодекса Российской Федерации, и
    порядка отражения в бухгалтерском учете
    указанных операций.
    
    17.
    
    Проводятся ли проверки
    кредитных организаций (их
    филиалов) Банком России
    по обращению
    правоохранительных
    органов?
    
    Часть 1 статьи 144 Уголовно-процессуального
    кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ)
    устанавливает, что при проверке сообщения о
    совершенном или готовящемся преступлении орган
    дознания, дознаватель, следователь и прокурор
    вправе требовать производства документальных
    проверок, ревизий и привлекать к их участию
    специалистов.
    Решение о необходимости производства
    документальных проверок указанными лицами
    принимается до возбуждения уголовного дела. При
    этом требование о проведении проверки должно
    быть мотивированным, со ссылкой на нарушенные
    нормы закона и упоминанием оснований -
    доказательств (сигналов, жалоб, заявлений и
    пр.), с указанием конкретного перечня вопросов,
    подлежащих выяснению. При этом УПК РФ не
    содержит нормы, предоставляющей право следствию
    в ходе расследования уголовного дела требовать
    производства проверок.
    В соответствии со статьей 56 Федерального
    закона "О Центральном банке Российской
    Федерации (Банке России)" Банк России является
    органом банковского регулирования и банковского
    надзора и осуществляет постоянный надзор за
    соблюдением кредитными организациями и
    банковскими группами банковского
    законодательства, нормативных актов Банка
    России, установленных ими обязательных
    нормативов. При этом Банк России не вмешивается
    в оперативную деятельность кредитных
    организаций, за исключением случаев,
    предусмотренных федеральными законами.
    Статьей 73 Федерального закона "О Центральном
    банке Российской Федерации (Банке России)"
    установлено, что Банк России проводит проверки
    кредитных организаций (их филиалов) для
    осуществления своих функций банковского
    регулирования и банковского надзора. Пунктом
    1.3 Инструкции Банка России N 105-И
    установлено, что проверки кредитных организаций
    (их филиалов), проводимые Банком России, не
    выполняют задач проверок, проводимых
    аудиторскими организациями, и документальных
    ревизий, осуществляемых в соответствии с
    законодательством Российской Федерации для
    сбора доказательств по уголовным и другим
    делам.
    Вместе с тем вопросы, поставленные
    правоохранительными органами, могут быть
    включены в задание на проведение проверки.
    
    18.
    
    Обладает ли
    руководитель
    территориального
    учреждения Банка России
    правом принятия решения о
    проведении внеплановых
    проверок кредитных
    организаций (их филиалов)
    в связи с обращениями
    федеральных органов?
    
    В соответствии с пунктом 7.3 Инструкции Банка
    России N 108-И проверки кредитных организаций
    (их филиалов) в связи с обращениями федеральных
    органов в случаях, предусмотренных
    законодательством Российской Федерации,
    проводятся на основании решений руководства
    Банка России.
    Структурное подразделение Банка России,
    получившее обращение федерального органа о
    проведении проверки кредитной организации (ее
    филиала), не позднее трех рабочих дней со дня
    его получения направляет в Главную инспекцию
    кредитных организаций в установленном порядке
    информационное сообщение с приложением копии
    обращения федерального органа о проведении
    проверки кредитной организации (ее филиала), а
    также проектов распоряжения на проведение
    проверки, задания на проведение проверки и
    поручения на проведение проверки.
    Главная инспекция кредитных организаций
    рассматривает полученное обращение федерального
    органа и подготавливает материалы для принятия
    руководством Банка России решения о проведении
    внеплановой проверки кредитной организации (ее
    филиала).
    Требования пункта 7.3 Инструкции Банка
    России N 108-И распространяются и на обращения
    правоохранительных органов.
    
    19.
    
    Каким образом в
    кредитной организации
    должно быть организовано
    ознакомление совета
    директоров
    (наблюдательного совета)
    кредитной организации с
    результатами проверки
    кредитной организации
    (ее филиала)?
    
    Пунктом 9.6 Инструкции Банка России N 105-И
    устанавливается порядок информирования совета
    директоров (наблюдательного совета) кредитной
    организации о результатах проверки кредитной
    организации в целом, а также обособленного
    подразделения кредитной организации или
    внутреннего структурного подразделения
    кредитной организации (ее филиала) в срок не
    позднее 5 рабочих дней с даты ознакомления с
    ними руководителя кредитной организации.
    В обязательном порядке руководителем
    кредитной организации осуществляется
    направление совету директоров (наблюдательному
    совету) кредитной организации акта проверки
    кредитной организации, составленного по
    результатам комплексной или тематической
    проверки кредитной организации в целом.
    Порядок доведения руководителем кредитной
    организации до сведения совета директоров
    (наблюдательного совета) кредитной организации
    результатов проверки обособленного
    подразделения кредитной организации или
    внутреннего структурного подразделения
    кредитной организации (ее филиала) должен быть
    детально установлен внутренним регламентом
    кредитной организации с указанием конкретных
    действий по передаче акта проверки, сроков,
    участвующих должностных лиц кредитной
    организации (ее филиала) и ответственных
    работников и т.п. Внутренним регламентом
    кредитной организации могут предусматриваться
    различные варианты с учетом особенностей
    деятельности кредитной организации, например:
    представление совету директоров
    (наблюдательному совету) кредитной организации
    только акта проверки обособленного
    подразделения кредитной организации или
    внутреннего структурного подразделения
    кредитной организации (ее филиала);
    направление совету директоров
    (наблюдательному совету) кредитной организации
    информации о результатах проверки и
    представление акта проверки обособленного
    подразделения кредитной организации или
    внутреннего структурного подразделения
    кредитной организации (ее филиала);
    направление совету директоров
    (наблюдательному совету) кредитной организации
    только информации о результатах проверки
    обособленного подразделения кредитной
    организации или внутреннего структурного
    подразделения кредитной организации (ее
    филиала) в случае, когда в ходе проверки не
    были выявлены нарушения и недостатки в их
    деятельности.
    Регламентация во внутренних документах
    кредитной организации соответствующего порядка
    должна осуществляться в соответствии с
    законодательством Российской Федерации и
    нормативными актами Банка России. В связи с
    этим определение во внутренних документах
    кредитной организации порядка (сроков)
    обработки и передачи в кредитной организации
    (ее филиале) акта проверки и информации о ее
    результатах должно осуществляться исходя из
    необходимости соблюдения установленного пунктом
    9.6 Инструкции Банка России N 105-И срока
    направления руководителем кредитной организации
    совету директоров (наблюдательному совету)
    кредитной организации информации о результатах
    проверки и (или) акта проверки, а также
    обязательности информирования органов
    управления кредитной организации о фактах
    недостоверности учета (отчетности), нарушениях
    и недостатках в деятельности кредитной
    организации (ее филиала), выявленных при
    проведении проверки кредитной организации (ее
    филиала).
    
    20.
    
    В каком порядке
    территориальное
    учреждение Банка России
    осуществляет контроль за
    исполнением кредитной
    организацией требования
    пункта 9.6 Инструкции
    Банка России N 105-И об
    определении во внутренних
    документах кредитной
    организации порядка
    направления совету
    директоров
    (наблюдательному совету)
    кредитной организации
    информации о результатах
    проверки и (или) акта
    проверки обособленного
    подразделения кредитной
    организации или
    внутреннего структурного
    подразделения кредитной
    организации (ее филиала)?
    
    В соответствии с пунктом 5.2 и приложением 1
    к Положению Банка России от 16 декабря 2003
    года N 242-П "Об организации внутреннего
    контроля в кредитных организациях и банковских
    группах", зарегистрированному Министерством
    юстиции Российской Федерации 27 января 2004
    года, N 5489; от 22 декабря 2004 года, N 6222
    ("Вестник Банка России" от 4 февраля 2004 года
    N 7; от 31 декабря 2004 года N 74),
    территориальным учреждениям Банка России
    целесообразно при проведении проверки и оценки
    организации внутреннего контроля в кредитной
    организации (ее филиале) проверять соблюдение
    пункта 9.6 Инструкции Банка России N 105-И, в
    том числе внутреннего регламента кредитной
    организации, определяющего порядок
    информирования руководителя кредитной
    организации, совета директоров (наблюдательного
    совета) о результатах проверки кредитной
    организации (ее филиала).
    При оценке уполномоченными представителями
    Банка России соответствия внутренних документов
    кредитной организации нормативным правовым
    актам и иным актам Банка России, а также их
    соблюдения кредитной организацией целесообразно
    обращать внимание на установление во внутренних
    документах кредитной организации порядка
    информирования совета директоров
    (наблюдательного совета) о результатах проверки
    обособленного подразделения кредитной
    организации или внутреннего структурного
    подразделения кредитной организации
    (ее филиала).
    Одновременно рекомендуется уделять внимание
    проверке порядка информирования совета
    директоров (наблюдательного совета) кредитной
    организации о выявленных в ходе проверок
    кредитной организации (ее филиала) фактах
    недостоверности учета (отчетности), нарушениях
    и недостатках в деятельности кредитной
    организации (ее филиала), в том числе
    обособленных подразделений кредитной
    организации или внутренних структурных
    подразделений кредитной организации (ее
    филиала), а также мерах по их устранению.
    
    21.
    
    Вправе ли
    территориальное
    учреждение Банка России
    разрешать кредитной
    организации представление
    копии акта проверки (его
    части) третьим лицам?
    
    Акт проверки относится к документам,
    содержащим информацию ограниченного доступа,
    определяемую в соответствии с Федеральным
    законом "Об информации, информатизации и защите
    информации" (Собрание законодательства
    Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609; 2003,
    N 2, ст. 167), и его содержание не может быть
    разглашено кредитной организацией третьим
    лицам, за исключением случаев, предусмотренных
    законодательством Российской Федерации и
    нормативными актами Банка России.
    Банк России не наделен правом выдавать
    разрешения о предоставлении копий с экземпляра
    акта проверки, хранящегося в кредитной
    организации, а также его частей и разделов. В
    связи с этим принятие решения по указанному
    вопросу должно осуществляться органами
    управления кредитной организации в соответствии
    с пунктом 7.3 Инструкции Банка России N 105-И.
    Предоставление информации, относящейся к
    банковской тайне, в том числе содержащейся в
    актах проверок кредитных организаций (их
    филиалов), осуществляется кредитными
    организациями в соответствии со статьей 26
    Федерального закона "О банках и банковской
    деятельности" (Ведомости Съезда народных
    депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР,
    1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства
    Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998,
    N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, 3469,
    3470; 2001, N 26, ст. 2586; N 33 (часть I),
    ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27
    (I часть), ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст.
    5033; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233;
    N 45, ст. 4377; 2005, N 1 (I часть), ст. 18,
    45).
    На основании пункта 3.6 Инструкции Банка
    России N 105-И кредитная организация вправе по
    своему усмотрению предоставлять акт проверки
    аудиторским организациям (индивидуальным
    аудиторам), осуществляющим аудит кредитной
    организации (ее филиала), с соблюдением
    требований законодательства Российской
    Федерации.
    
    22.
    
    Какие документы могут
    храниться в приложении
    к паспорту проверки?
    
    Перечень документов (информации), хранящихся
    в паспорте проверки, установлен пунктом
    9.13 Инструкции Банка России N 108-И.
    В соответствии с примечанием <1> приложения 11
    к Инструкции Банка России N 108-И в комплект
    документов, хранящихся в паспорте проверки,
    могут включаться также иные документы
    (информация) независимо от времени их
    поступления по усмотрению руководителя рабочей
    группы или по указанию должностного лица Банка
    России, подписавшего поручение на проведение
    проверки, либо руководителя инспекционного или
    иного структурного подразделения Банка России,
    проводившего проверку.
    Документы (информация), не включенные в
    паспорт проверки, включаются в приложение к
    паспорту проверки и направляются в структурное
    подразделение территориального учреждения Банка
    России, ответственное за хранение и
    формирование паспорта проверки.
    
    23.
    
    Распространяется ли
    требование пункта 7.4
    Инструкции Банка России
    N 105-И о формировании в
    электронном виде и
    хранении на электронном
    носителе актов проверок
    на проверки, проводимые в
    соответствии с планами
    территориального
    учреждения Банка России
    структурными
    подразделениями
    территориального
    учреждения Банка России,
    осуществляющими функции
    контроля за выполнением
    кредитными организациями
    нормативов обязательных
    резервов и функции
    контроля за соблюдением
    кредитными организациями
    валютного
    законодательства
    Российской Федерации?
    
    Требования пункта 7.4 Инструкции Банка России
    N 105-И о формировании акта проверки в
    электронном виде и хранении его на электронном
    носителе в инспекционном подразделении Банка
    России, проводившем проверку, распространяются
    на проверки, проводимые инспекционными
    подразделениями Банка России.
    

Предыдущая новость - Письмо ФНС от 22 августа 2005 года № 22-2-14

Следующая новость - Письмо ЦБ РФ от 11 августа 2005 года № 110-Т