О налоге на добавленную стоимость
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба по вопросу применения письма МНС России от 18.11.2004 N 03-1-07/2343/16 сообщает следующее.
- В письме МНС России от 18.11.2004 N 03-1-07/2343/16, согласованном с Минфином России, разъяснен на основании положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также с учетом законодательства о нотариате порядок исчисления налога на добавленную стоимость. Указанные разъяснения применялись частными нотариусами в 2004 году.
- В частности, в указанном письме разъяснено, что согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина.
- Таким образом, услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
- При выполнении действий, по которым предусмотрена обязательная нотариальная форма, от налога на добавленную стоимость освобождается взимаемая частными нотариусами плата по тарифам, соответствующая размеру государственной пошлины.
- В случае если частные нотариусы за совершение нотариальных действий, предусматривающих обязательную нотариальную форму, взимают тариф в размере, превышающем размер государственной пошлины, то с суммы указанного превышения частный нотариус обязан в порядке, установленном главой 21 Кодекса, исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
- При оказании частными нотариусами услуг, по которым законодательными актами Российской Федерации обязательная нотариальная форма не предусмотрена и взимаемая плата определяется соглашением между лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусами, то на такие услуги положение подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса не распространяется и указанная плата в полном размере подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
- Начиная с 1 января 2005 года изложенный выше порядок исчисления налога применяется с учетом внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, а также в законодательство о нотариате.
- Так, на основании статьи 8 Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2005 года нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма.
- Таким образом, указанные юридически значимые действия, совершаемые нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, а также нотариусом, занимающимся частной практикой, и за которые взимается нотариальный тариф, на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
- При этом необходимо отметить, что услуги правового и технического характера (составление проектов сделок, доверенностей, заявлений, завещаний и других документов, выполнение технической работы по изготовлению документов, а также разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий), оказываемые нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, а также нотариусом, занимающимся частной практикой, и за которые вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрено ни уплаты государственной пошлины, ни нотариального тарифа, а взимается отдельная плата, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
- Указанные разъяснения ФНС России изложены в ответе на запрос частного нотариуса, направленном в адрес налогоплательщика, а также в УФНС по Санкт-Петербургу. Данный ответ также согласован с Минфином России.
- В отношении вопроса отнесения нотариусов к налогоплательщикам налога на добавленную стоимость необходимо отметить следующее.
- В соответствии со статьей 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
- Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 11 Кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы.
- Таким образом, согласно вышеуказанной норме Кодекса для целей налогообложения нотариусы отнесены к категории индивидуальных предпринимателей.
- Данная позиция нашла отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 116-О, в котором указывается, что "данное в Налоговом кодексе Российской Федерации определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в пункте 2 статьи 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения".
- Таким образом, учитывая, что в целях налогообложения частные нотариусы отнесены к категории индивидуальных предпринимателей, при осуществлении ими операций, признаваемых объектом налогообложения, указанные лица исчисляют и уплачивают в бюджет налог на добавленную стоимость в порядке, изложенном выше.
- Что касается арбитражной практики, на которую указывается в запросе УФНС по Тюменской области, то необходимо отметить, что решения судов принимаются в отношении конкретного налогоплательщика с учетом конкретных обстоятельств дела, в связи с чем распространять указанные решения на других нотариусов оснований не имеется.
- М.П.МОКРЕЦОВ