О земельном налоге
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба направляет поступившие письмом от 27.12.2005 N 03-06-02-02/108 официальные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросу уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, и применения налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства.
- Налоговым органам в своей работе надлежит руководствоваться указанными официальными разъяснениями Минфина России.
- Доведите указанные разъяснения до сведения налоговых органов и налогоплательщиков.
- И.Ф.ГОЛИКОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 27 декабря 2005 г. N 03-06-02-02/108
- Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.
- 1. По вопросу уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.
- В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
- На основании статьи 390 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
- Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
- Как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не учитывалось кадастровое деление территорий Российской Федерации. В результате чего возникают ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей.
- Однако глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса не содержит положений, определяющих порядок определения налоговой базы и исчисления земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.
- В этой связи считаем, что при исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база должна определяться в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля кадастровой стоимости земельного участка пропорциональная доли площади, занимаемой земельным участком, на территории соответствующего муниципального образования.
- Для такого земельного участка земельный налог исчисляется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования.
- Сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка.
- Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования.
- 2. По вопросу применения налоговых ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства.
- Статьей 394 Налогового кодекса для исчисления земельного налога определены две предельные величины налоговых ставок в размере 0,3 процента и 1,5 процента от налоговой базы, применяемые на условиях, установленных данной статьей.
- В частности, предельная величина налоговой ставки в размере 0,3 процента применяется в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность).
- Вместе с тем, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки могут приобретаться в собственность, а также предоставляться в собственность физическим и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
- Так, статьей 15 Земельного кодекса установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
- На основании статьи 28 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
- Принимая во внимание указанные положения Земельного кодекса, полагаем, что при исчислении земельного налога положения статьи 394 Налогового кодекса должны одинаково применяться в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для жилищного строительства.
- Таким образом, считаем, что предельную величину налоговой ставки земельного налога в размере 0,3 процента следует применять в отношении земельных участков, как предоставленных, так и приобретенных для жилищного строительства.
- Кроме того, считаем, что аналогичный подход следует применять при реализации положений пунктов 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса, предусматривающих применение повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога.
- Директор
- Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- М.А.МОТОРИН