- Принято
- Министерством образования и науки Российской Федерации
- Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (далее - Методические рекомендации).
- В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
- Предлагаемые Методические рекомендации рассмотрены Минфином России, прошли апробацию в пилотных регионах и рекомендуются к использованию при разработке региональных систем нормативного финансирования в образовании.
- А.А.ФУРСЕНКО
- Вводный раздел
- Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и "прозрачного" способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся.
- В методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
- Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).
- Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом <*>.
-
--------------------------------
<*> В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г., ст. 16 (21) N 122-ФЗ. - При разработке методических рекомендаций учтены следующие нормативные правовые и организационно-методические документы:
- Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 16 марта 2006 г. N 42-ФЗ),
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ),
- Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ),
- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ),
- Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" от 19 марта 2001 г. N 196 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854),
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования",
- письмо Министерства образования Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 20-51-2839/20-01 "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ" (Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования).
- 1. Порядок расчета норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования
- 1.1. В расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).
- 1.2. Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:
- стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;
- нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;
- нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;
- расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);
- коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;
- норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.
- 1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования <*> (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей:
-
--------------------------------
<*> 1 ступень общего образования: 1 - 4 классы, начальное общее образование, 2 ступень общего образования: 5 - 9 классы, основное общее образование, 3 ступень общего образования: 10 - 11 классы, среднее (полное) общее образование. - количество обучающихся в классе - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и 14 в сельских общеобразовательных учреждениях;
- количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе;
- ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию <*>.
-
--------------------------------
<*> До введения региональных тарифных систем основой могут быть ставки ЕТС. При введении региональных систем оплаты труда расчет может осуществляться на основе региональных систем оплаты труда и учитывать ставки заработной платы по среднему разряду оплаты труда, установленные региональным законодательством. - 1.4. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных социальных рисков на адаптационный период устанавливается доля расходов на оплату труда АУП, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.
- 1.5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению.
- 1.6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются по формуле:
-
sn sn R = З + Р ; i i учеб. где: sn З - расходы по заработной плате в i-том муниципальном i образовании на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов (s) и по ступеням общего образования (n). Р - расходы на обеспечение образовательного процесса в учебн. расчете на одного обучающегося. sn З определяется по формуле: i a - x b x 1.262 x 1.02 x 1.33 x 12 sn d З = -------------------------------- x 1.43 x w x c x R; i m
- где:
- a - количество часов по БУП;
- d - число часов за ставку заработной платы. Для первой ступени общего образования - 20 часов, для второй и третьей ступеней общего образования - 18 часов;
- b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС <*> по i-тому муниципальному образованию;
-
--------------------------------
<*> При введении региональных тарифных систем ЕТС заменяется на РТС (региональная тарифная система). - 1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
- 1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п.;
- 1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок;
- 12 - количество месяцев в году;
- m - нормативная наполняемость классов;
- 1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал (на период адаптации применяется коэффициент 1,43);
- w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов, представленных в таблице N 1 (Приложении 1);
- c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам классов, представленные в таблице N 2 (Приложение 1);
- R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/доплаты.
-
1.7. Расходы на обеспечение образовательного процесса Р учебн. определяются на каждого обучающегося по ступеням общего образования, в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли этих расходов.
- 1.8. При определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать следующее:
- месторасположение общеобразовательного учреждения (городские и сельские районы);
- количество классов в общеобразовательном учреждении;
- реализация программ дополнительного образования;
- предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
- реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов).
- Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:
- разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица N 3 Приложения 1);
- повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования (таблица N 1 Приложения 1);
- повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специальных (коррекционных) классов, гимназических (лицейских) классов (таблица N 2 Приложения 1).
- Пример расчета норматива по ступеням общего образования для городских общеобразовательных учреждений приведен в Приложении 2.
- 1.9. Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги.
- 2. Порядок расчета объема субвенций
- 2.1. Размер субвенций муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях муниципальных образований определяется, исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания.
- 2.2. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.
- 2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:
-
3 o o 3 g g 3 k k S = SUM (R x H ) + SUM (R x H ) + SUM (R x H ) ; i n=1 i i n n=1 i i n n=1 i i n где: S - объем субвенции для i-го муниципального бюджета на i реализацию основных общеобразовательных программ; o g k R , R , R - нормативы расходов на реализацию основных i i i общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах; o g k Н , Н , Н - прогнозируемая на соответствующий финансовый год i i i среднегодовая численность обучающихся соответственно в обычных, гимназических (лицейских), специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях на территории i-го муниципального образования;
- n - ступени общего образования.
- 3. Методы обязательной адаптации при переходе к формированию бюджетов на нормативной основе
- 3.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность "условных обучающихся". Расчет числа "условных обучающихся" осуществляется по формуле:
-
нормативная наполняемость Усл. Обучающиеся = факт. число обучающихся x -------------------------. фактическая наполняемость
- "Условный обучающийся" позволяет учитывать не только фактическое число обучающихся в муниципальном образовании, но и особенности муниципального образования, в первую очередь меньшую, чем нормативная, наполняемость классов. В связи с возможной различной наполняемостью по ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования расчет числа "условных обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени.
- 3.2. Осуществляется выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).
- Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает:
- сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям;
- выявление отклонений, анализ причин;
- определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для "мягкого" перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.
- Выравнивание, "сглаживание" объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиску диапазона допустимых отклонений.
-
Удорожание в зависимости от различных факторов от деления классов на группы К1 от наличия групп продленного дня К2 от наличия программ дополнительного образования К3 общее удорожание по ступеням К1 x К2 x К3 начальное общее образование 1,04 1,4 1,03 1,50 основное общее образование 1,12 1 1,03 1,15 среднее(полное) общее образование 1,22 1 1,03 1,26 - (25 час. + 1 час.)
-
начальное общее образование 1,04 = ------------------; 25 час. (34 + 4) основное общее образование 1,12 = --------; 34 (36 + 8) среднее (полное) общее образование 1,22 = --------. 36
- Таблица N 2
- Коэффициенты удорожания по видам классов
-
Общеобразовательные 1 Гимназические/лицейские 1,15 Специальные (коррекционные) 1,2 - Таблица N 3
- Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования
-
Часы по БУП Коэффициенты удорожания начальное общее образование 25 1 основное общее образование 34 1,36 среднее (полное) общее образование 36 1,44 -
начальное общее образование 1 = (25 часов) (34 часа) основное общее образование 1,36 = --------- 25 час. (36 час.) среднее (полное) общее образование 1,44 = --------- 25 час.
-
Общеобразовательные классы 1 ступень общего образования {<(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 12 месяцев> / 25 человек} x 1,43 x 1,5 2 ступень общего образования {<(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 12 месяцев> / 25 человек} x 1,43 x 1,15 3 ступень общего образования {<(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 12 месяцев> / 25 человек} x 1,43 x 1,26 Гимназические и лицейские классы 1 ступень общего образования {<(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев> / 25 человек} x 1,43 x 1,5 2 ступень общего образования {<(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев> / 25 человек} x 1,43 x 1,15 3 ступень общего образования {<(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев> / 25 человек} x 1,43 x 1,26 Специальные (коррекционные) классы 1 ступень общего образования {<(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев> / 9 человек} x 1,43 x 1,5 2 ступень общего образования {<(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев> / 9 человек} x 1,43 x 1,15 - Заместитель
- директора Департамента
- экономики и финансов
- Г.А.МАМЕД-ЗАДЕ