» » » О Методических рекомендациях

О Методических рекомендациях


Российская Федерация
Письмо Минобрнауки РФ от 29 июня 2006 года № АФ-157/02
О Методических рекомендациях
Принято
Министерством образования и науки Российской Федерации
  1. Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (далее - Методические рекомендации).
  2. В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
  3. Предлагаемые Методические рекомендации рассмотрены Минфином России, прошли апробацию в пилотных регионах и рекомендуются к использованию при разработке региональных систем нормативного финансирования в образовании.
  4. А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
к Письму от 29 июня 2006 года № АФ-157/02
Рекомендация
Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ
  1. Вводный раздел
  2. Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и "прозрачного" способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие, прежде всего, от числа обучающихся.
  3. В методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
  4. Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).
  5. Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом <*>.
  6. --------------------------------
    <*> В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г., ст. 16 (21) N 122-ФЗ.

  7. При разработке методических рекомендаций учтены следующие нормативные правовые и организационно-методические документы:
  8. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 16 марта 2006 г. N 42-ФЗ),
  9. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ),
  10. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ),
  11. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ),
  12. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" от 19 марта 2001 г. N 196 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854),
  13. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования",
  14. письмо Министерства образования Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 20-51-2839/20-01 "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ" (Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования).
  15. 1. Порядок расчета норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования
  16. 1.1. В расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).
  17. 1.2. Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:
  18. стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;
  19. нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;
  20. нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;
  21. расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);
  22. коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;
  23. норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.
  24. 1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования <*> (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей:
  25. --------------------------------
    <*> 1 ступень общего образования: 1 - 4 классы, начальное общее образование, 2 ступень общего образования: 5 - 9 классы, основное общее образование, 3 ступень общего образования: 10 - 11 классы, среднее (полное) общее образование.

  26. количество обучающихся в классе - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и 14 в сельских общеобразовательных учреждениях;
  27. количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе;
  28. ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию <*>.
  29. --------------------------------
    <*> До введения региональных тарифных систем основой могут быть ставки ЕТС. При введении региональных систем оплаты труда расчет может осуществляться на основе региональных систем оплаты труда и учитывать ставки заработной платы по среднему разряду оплаты труда, установленные региональным законодательством.

  30. 1.4. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных социальных рисков на адаптационный период устанавливается доля расходов на оплату труда АУП, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.
  31. 1.5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению.
  32. 1.6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются по формуле:
  33.      sn    sn
        R   = З   + Р     ;
         i     i     учеб.
        где:
         sn
        З    - расходы   по   заработной плате в i-том   муниципальном
         i
    образовании   на   реализацию    государственного образовательного
    стандарта общего образования   в расчете   на  одного обучающегося
    по видам классов (s) и по ступеням общего образования (n).
        Р       - расходы   на обеспечение образовательного процесса в
         учебн.
    расчете на одного обучающегося.
         sn
        З   определяется по формуле:
         i
              a
              - x b x 1.262 x 1.02 x 1.33 x 12
         sn   d
        З   = -------------------------------- x 1.43 x w x c x R;
         i                    m
  34. где:
  35. a - количество часов по БУП;
  36. d - число часов за ставку заработной платы. Для первой ступени общего образования - 20 часов, для второй и третьей ступеней общего образования - 18 часов;
  37. b - ставка заработной платы, соответствующая средневзвешенному разряду по ЕТС <*> по i-тому муниципальному образованию;
  38. --------------------------------
    <*> При введении региональных тарифных систем ЕТС заменяется на РТС (региональная тарифная система).

  39. 1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
  40. 1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории и т.п.;
  41. 1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и надбавок;
  42. 12 - количество месяцев в году;
  43. m - нормативная наполняемость классов;
  44. 1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал (на период адаптации применяется коэффициент 1,43);
  45. w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги в зависимости от различных факторов, представленных в таблице N 1 (Приложении 1);
  46. c - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги по видам классов, представленные в таблице N 2 (Приложение 1);
  47. R - региональный коэффициент удорожания, отражающий введенные регионом дополнительные ставки заработной платы и региональные надбавки/доплаты.
  48.     1.7. Расходы на обеспечение образовательного процесса  Р
                                                                учебн.
    определяются   на   каждого   обучающегося   по   ступеням  общего
    образования, в процентном отношении   к   общему размеру норматива
    расходов, в соответствии со  сложившимися расходами  при ежегодном
    постепенном увеличении доли этих расходов.
  49. 1.8. При определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать следующее:
  50. месторасположение общеобразовательного учреждения (городские и сельские районы);
  51. количество классов в общеобразовательном учреждении;
  52. реализация программ дополнительного образования;
  53. предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
  54. реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов).
  55. Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:
  56. разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица N 3 Приложения 1);
  57. повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования (таблица N 1 Приложения 1);
  58. повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специальных (коррекционных) классов, гимназических (лицейских) классов (таблица N 2 Приложения 1).
  59. Пример расчета норматива по ступеням общего образования для городских общеобразовательных учреждений приведен в Приложении 2.
  60. 1.9. Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги.
  61. 2. Порядок расчета объема субвенций
  62. 2.1. Размер субвенций муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях муниципальных образований определяется, исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания.
  63. 2.2. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.
  64. 2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:
  65.           3    o    o      3    g    g      3    k    k
        S  = SUM (R  x H )  + SUM (R  x H )  + SUM (R  x H ) ;
         i   n=1   i    i n   n=1   i    i n   n=1   i    i n
        где:
        S  - объем  субвенции  для  i-го   муниципального   бюджета на
         i
    реализацию основных общеобразовательных программ;
         o   g   k
        R , R , R  - нормативы    расходов  на   реализацию   основных
         i   i   i
    общеобразовательных   программ   в  расчете на одного обучающегося
    соответственно   в обычных, гимназических (лицейских), специальных
    (коррекционных) классах;
         o   g   k
        Н , Н , Н  - прогнозируемая на соответствующий финансовый  год
         i   i   i
    среднегодовая   численность  обучающихся соответственно в обычных,
    гимназических (лицейских), специальных   (коррекционных) классах в
    общеобразовательных     учреждениях     на     территории     i-го
    муниципального образования;
  66. n - ступени общего образования.
  67. 3. Методы обязательной адаптации при переходе к формированию бюджетов на нормативной основе
  68. 3.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность "условных обучающихся". Расчет числа "условных обучающихся" осуществляется по формуле:
  69.                                                  нормативная наполняемость
        Усл. Обучающиеся = факт. число обучающихся x -------------------------.
                                                     фактическая наполняемость
  70. "Условный обучающийся" позволяет учитывать не только фактическое число обучающихся в муниципальном образовании, но и особенности муниципального образования, в первую очередь меньшую, чем нормативная, наполняемость классов. В связи с возможной различной наполняемостью по ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования расчет числа "условных обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени.
  71. 3.2. Осуществляется выравнивание (сглаживание) рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).
  72. Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает:
  73. сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям;
  74. выявление отклонений, анализ причин;
  75. определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для "мягкого" перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.
  76. Выравнивание, "сглаживание" объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиску диапазона допустимых отклонений.
Приложение
к Письму от 29 июня 2006 года № АФ-157/02
Расчетные коэффициенты таблица № 1 коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов
  1. Удорожание в зависимости от различных факторов
    от деления классов на группы К1 от наличия групп продленного дня К2 от наличия программ дополнительного образования К3 общее удорожание по ступеням К1 x К2 x К3
    начальное общее образование 1,04 1,4 1,03 1,50
    основное общее образование 1,12 1 1,03 1,15
    среднее(полное) общее образование 1,22 1 1,03 1,26
  2. (25 час. + 1 час.)
  3.     начальное общее образование 1,04 = ------------------;
                                               25 час.
                                           (34 + 4)
        основное общее образование  1,12 = --------;
                                              34
                                                  (36 + 8)
        среднее (полное) общее образование 1,22 = --------.
                                                     36
  4. Таблица N 2
  5. Коэффициенты удорожания по видам классов
  6. Общеобразовательные 1
    Гимназические/лицейские 1,15
    Специальные (коррекционные) 1,2
  7. Таблица N 3
  8. Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования
  9. Часы по БУП Коэффициенты удорожания
    начальное общее образование 25 1
    основное общее образование 34 1,36
    среднее (полное) общее образование 36 1,44
  10.     начальное общее образование 1 = (25 часов)
                                          (34 часа)
        основное общее образование 1,36 = ---------
                                           25 час.
                                                  (36 час.)
        среднее (полное) общее образование 1,44 = ---------
                                                   25 час.
Приложение
к Письму от 29 июня 2006 года № АФ-157/02
Расчет
Пример расчета норматива по типам классов и ступеням для городских общеобразовательных школ
  1. Общеобразовательные классы
    1 ступень общего образования {<(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 12 месяцев> / 25 человек} x 1,43 x 1,5
    2 ступень общего образования {<(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 12 месяцев> / 25 человек} x 1,43 x 1,15
    3 ступень общего образования {<(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 12 месяцев> / 25 человек} x 1,43 x 1,26
    Гимназические и лицейские классы
    1 ступень общего образования {<(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев> / 25 человек} x 1,43 x 1,5
    2 ступень общего образования {<(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев> / 25 человек} x 1,43 x 1,15
    3 ступень общего образования {<(36 часов / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,15 x 12 месяцев> / 25 человек} x 1,43 x 1,26
    Специальные (коррекционные) классы
    1 ступень общего образования {<(25 часов / 20 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев> / 9 человек} x 1,43 x 1,5
    2 ступень общего образования {<(34 часа / 18 часов) x 2020 рублей x 1,262 x 1,33 x 1,02 x 1,2 x 12 месяцев> / 9 человек} x 1,43 x 1,15
  2. Заместитель
  3. директора Департамента
  4. экономики и финансов
  5. Г.А.МАМЕД-ЗАДЕ

Предыдущая новость - О формировании первоначальных данных по алкогольной продукции, информация о которой еще не зафиксирована в ЕГАИС

Следующая новость - О Методических рекомендациях