Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- В целях повышения качества аудита бухгалтерской отчетности организаций, руководствуясь Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. N 180, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности рекомендует аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2007 г. обратить особое внимание на:
- в части организации аудита
- соответствие правил (стандартов) аудиторской деятельности, установленных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности;
- соблюдение Кодекса этики аудиторов России;
- адекватность принятого уровня существенности;
- использование письма-представления руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств;
- достаточность аудиторских процедур, проведенных в отношении оценочных значений;
- достаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица;
- документирование аудита;
- существенность положений, модифицирующих аудиторское заключение;
- в части бухгалтерской отчетности аудируемого лица
- обоснованность учетной политики аудируемого лица;
- соответствие принятых аудируемым лицом форм бухгалтерской отчетности характеру и условиям деятельности этого лица;
- существенность информации, раскрытой аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности;
- раскрытие аудируемым лицом информации об изменении способа оценки материально-производственных запасов;
- представление аудируемым лицом информации о средствах в расчетах, выраженных в иностранной валюте;
- раскрытие аудируемым лицом - застройщиком информации по договорам долевого строительства;
- представление аудируемым лицом информации о вкладах участников общества с ограниченной ответственностью в имущество общества;
- классификацию аудируемым лицом доходов;
- признание аудируемым лицом доходов;
- признание аудируемым лицом доходов от продажи основных средств;
- признание аудируемым лицом управленческих и коммерческих расходов в себестоимости;
- признание аудируемым лицом курсовых разниц по причитающимся к оплате процентам по займам и кредитам;
- признание аудируемым лицом расходов на приобретение трудовых книжек;
- обоснованность принятых аудируемым лицом сроков полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;
- обоснованность принятого аудируемым лицом способа начисления амортизации объектов основных средств;
- начисление аудируемым лицом амортизации объектов основных средств способом уменьшаемого остатка;
- резервирование аудируемым лицом под снижение стоимости материальных ценностей;
- проведение аудируемым лицом проверки финансовых вложений на обесценение;
- резервирование аудируемым лицом сомнительных долгов;
- своевременность списания аудируемым лицом дебиторской и кредиторской задолженности;
- полноту раскрытия аудируемым лицом информации об аффилированных лицах;
- полноту раскрытия аудируемым лицом информации об условных фактах хозяйственной деятельности;
- оформление бухгалтерской отчетности;
- утверждение и опубликование аудируемым лицом годовой бухгалтерской отчетности.
- Применимые федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
- При проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2007 г. необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 (с последующими изменениями).
- Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" до утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, в части, не противоречащей Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" и федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности при Минфине России рекомендовал аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам руководствоваться следующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации: "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям", "Проверка прогнозной финансовой информации", "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций".
- В случае если аудиторская организация (индивидуальный аудитор) установила свои правила (стандарты) аудиторской деятельности, то согласно статье 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" такие правила (стандарты) не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности, а требования, содержащиеся в них, не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
- Соблюдение Кодекса этики аудиторов России
- При проведений аудита бухгалтерской отчетности, действуя в общественных интересах, аудитор обязан соблюдать нормы профессиональной этики, предусмотренные Кодексом этики аудиторов России, одобренным Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 31 мая 2007 г.
- Адекватность принятого аудиторской организацией уровня существенности
- Согласно ФПСАД N 4 в процессе проведения аудита аудитор обязан оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе бухгалтерской отчетности. Существенность зависит от величины показателя бухгалтерской отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.
- Аудитор оценивает то, что является существенным по своему профессиональному суждению.
- Использование письма-представления руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств
- Согласно ФПСАД N 23, если предполагается, что получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства по вопросу, являющемуся существенным для бухгалтерской отчетности, не представляется возможным, аудитор должен получить письмо-представление руководства аудируемого лица по данному вопросу. В определенных ситуациях письмо-представление руководства аудируемого лица может оказаться единственным существующим аудиторским доказательством.
- При этом согласно ФПСАД N 1 аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм. Проявление профессионального скептицизма означает, в частности, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств.
- При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным. В то же время аудитор не должен предполагать и безоговорочной честности руководства аудируемого лица.
- В связи с этим, руководствуясь ФПСАД N 23, аудитор должен:
- получить аудиторские доказательства, подтверждающие заявления и разъяснения, содержащиеся в письме-представлении руководства аудируемого лица, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемому лицу источники информации;
- оценить, являются ли заявления и разъяснения, содержащиеся в письме-представлении руководства аудируемого лица, разумными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе иным заявлениям и разъяснениям руководства аудируемого лица;
- определить компетентность и степень информированности лиц, подписавших письмо-представление.
- Аудиторские процедуры в отношении оценочных значений
- Согласно ФПСАД N 21 аудитор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, подтверждающие оценочные значения, раскрытые в бухгалтерской отчетности аудируемого лица. Среди оценочных значений - отложенные налоговые активы, обесценение активов (финансовых вложений, материально-производственных запасов, дебиторской задолженности), величина переоценки основных средств, необходимость продолжения переоценки основных средств, др.
- При проверке оценочных значений рекомендуется:
- провести общую и детальную проверку процедур, используемых руководством аудируемого лица при расчете оценочного значения;
- использовать независимую оценку для сравнения с оценкой, проведенной руководством аудируемого лица;
- проверить последующие события, в том числе события после отчетной даты, чтобы подтвердить правильность сделанного расчета.
- Проверка применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
- Согласно ФПСАД N 11 при выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица аудитор должен рассмотреть всю совокупность факторов, оказывающих и (или) способных оказать влияние на возможность этого лица продолжать деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным годом (проверка применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица).
- При планировании аудита аудитор должен проанализировать, существуют ли какие-либо события или условия, которые обуславливают значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно. В ходе аудита аудитор должен внимательно следить за тем, имеются ли доказательства существования факторов, которые обуславливают значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно. Среди таких факторов - убытки на протяжении ряда лет, отрицательная величина оборотного капитала, существенные непогашенные долги, падающий объем или отсутствие перспектив наращивания объема продаж товаров, продукции, работ, услуг, др.
- В случае выявления указанных факторов аудитор должен выполнить дополнительные аудиторские процедуры, предусмотренные ФПСАД N 11.
- Документирование аудита
- Согласно ФПСАД N 2 все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудит проводился в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; должны быть документально оформлены. При этом рабочие документы должны составляться аудитором в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.
- Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование всех важных моментов, по которым аудитору необходимо выразить профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.
- Существенность положений, модифицирующих аудиторское заключение
- Согласно ФПСАД N 6 при определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано.
- При модификации аудиторского заключения следует иметь в виду, что в соответствии с ФПСАД N 4 при оценке последствий искажений бухгалтерской отчетности аудитору следует принимать во внимание существенность.
- Обоснованность учетной политики аудируемого лица
- В соответствии с ПБУ 1/98 при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерскому учету.
- Согласно ФПСАД N 6 в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя в том числе оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке бухгалтерской отчетности. Иначе, при формировании аудиторского заключения аудитор должен оценивать также обоснованность принятой организацией учетной политики.
- Соответствие принятых аудируемым лицом форм бухгалтерской отчетности характеру и условиям деятельности этого лица
- В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
- В приложении к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н приведены образцы форм бухгалтерской отчетности организации, которые рекомендовано учитывать при разработке форм бухгалтерской отчетности, представляемой в установленные адреса. При разработке организацией форм бухгалтерской отчетности целесообразно исходить из характера и условий деятельности организации, необходимости обеспечить представление в отчетности объективной и полезной информации.
- Согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н, при формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.
- Согласно ФПСАД N 6 в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя в том числе оценку представления бухгалтерской отчетности. Иначе, при аудите бухгалтерской отчетности, составленной исключительно по образцам форм, особое внимание аудитор должен обратить на то, в какой степени исследуемая бухгалтерская отчетность позволяет пользователю делать правильные выводы о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, а также принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
- Существенность информации, раскрытой аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности
- В соответствии с ПБУ 4/99 показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
- Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
- Согласно ПБУ 1/98 организация должна раскрывать принятые способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
- В соответствии с Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н, показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Аналогичный подход к определению существенности предусмотрен ПБУ 1/98.
- Решение организацией вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Иначе, существенность при формировании бухгалтерской отчетности определяется совокупностью качественных и количественных факторов.
- Раскрытие аудируемым лицом информации об изменении способа оценки материально-производственных запасов
- Согласно ПБУ 5/01 с 1 января 2008 г. при отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО) производиться не может.
- В соответствии с ПБУ 1/98 изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Учитывая это, в бухгалтерской отчетности за 2007 г. в случае изменения способа оценки материально-производственных запасов при их отпуске в производство и ином выбытии их организация должна раскрыть информацию, предусмотренную ПБУ 1/98.
- Представление аудируемым лицом информации о средствах в расчетах, выраженных в иностранной валюте
- В соответствии с ПБУ 3/2006 пересчет средств в расчетах (включая по заемным средствам) с юридическими и физическими лицами, выраженных в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.
- Учитывая изложенное, выраженные в иностранной валюте суммы предоставленных другим организациям займов, числящихся в организации в качестве финансовых вложений, а также дебиторской задолженности, приобретенной на основании уступки права требования, подлежат пересчету на дату совершения операции в иностранной валюте и на отчетную дату.
- Раскрытие аудируемым лицом-застройщиком информации по договорам долевого строительства
- В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
- Исходя из этого с целью формирования достоверного и полного представления о финансовом положении застройщика, осуществляющего операции, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, финансовых результатах деятельности такого застройщика и изменениях в его финансовом положении в дополнение к требованиям, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, застройщик должен раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о:
- обязательствах участников договора по внесению денежных средств с выделением не внесенных в срок платежей;
- обязательствах застройщика перед участниками договора по передаче прав на объект строительства после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию;
- обязательствах застройщика перед участниками договора, возникающих в случае, если объект построен с отступлениями от условий договора, приведшими к ухудшению качества объекта, или с иными недостатками, а также по возврату денежных средств и уплаты процентов в случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства;
- задолженности по кредитам и займам, привлеченным для долевого строительства;
- активах застройщика, находящихся в залоге в обеспечение исполнения обязательств по договору залогом;
- задолженности участников договора по оплате квартир после завершения долевого строительства и признания застройщиком выручки от продажи квартир.
- Представление аудируемым лицом информации о вкладах участников общества с ограниченной ответственностью в имущество общества
- Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н, в бухгалтерском учете общества с ограниченной ответственностью вклад участника в его имущество в соответствии с действующим законодательством отражается этим обществом по дебету счетов учета имущества в корреспонденции с кредитом счета учета добавочного капитала.
- В бухгалтерском учете участника общества с ограниченной ответственностью при отражении его вклада в имущество общества следует руководствоваться ПБУ 10/99.
- Классификация аудируемым лицом доходов
- В соответствии с ПБУ 9/99 для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований этого ПБУ, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
- Признание аудируемым лицом доходов
- В соответствии с ПБУ 9/99 доходы организации (доходы от обычных видов деятельности, прочие поступления) признаются в бухгалтерском учете лишь при единовременном наличии условий, предусмотренных указанным ПБУ.
- Признание аудируемым лицом доходов от продажи основных средств
- Согласно ПБУ 9/99 поступления от продажи основных средств признаются в бухгалтерском учете в порядке, аналогичном порядку признания в бухгалтерском учете выручки. Иными словами, указанные поступления признаются в бухгалтерском учете при наличии условий, предусмотренных пунктом 12 ПБУ 9/99. При этом выполнение условия перехода права собственности определяется исходя из норм гражданского законодательства.
- Признание аудируемым лицом управленческих и коммерческих расходов в себестоимости
- Согласно ПБУ 10/99 управленческие и коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
- Исходя из Федерального закона "О бухгалтерском учете" решение организации применять указанный способ признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости зависит от структуры организации, отрасли и других особенностей деятельности ее (в том числе соответствия доходов и расходов).
- Согласно ФПСАД N 6 в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя в том числе оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке бухгалтерской отчетности. Иначе, при формировании аудиторского заключения аудитор должен оценивать среди прочего обоснованность избранного организацией способа признания управленческих и коммерческих расходов в себестоимости.
- Признание аудируемым лицом курсовых разниц по причитающимся к оплате процентам по займам и кредитам
- В соответствии с ПБУ 3/2006 курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы (за исключением курсовой разницы, связанной с расчетами с учредителями по вкладам).
- Данное положение следует учитывать при применении ПБУ 15/01 в части учета курсовых разниц по причитающимся к оплате процентам по займам и кредитам.
- Признание аудируемым лицом расходов на приобретение трудовых книжек
- В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" с целью учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее в организациях ведутся: приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее; книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. При выдаче работнику трудовой книжки и вкладыша в нее работодатель взимает с него оплату.
- Исходя из ПБУ 10/99 и ПБУ 9/99 расходы организации по приобретению бланков трудовой книжки и вкладыша в нее относятся на прочие расходы, а плата, взимаемая работодателем с работника при выдаче ему трудовой книжки и вкладыша в нее, - на прочие доходы.
- Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, данные о движении бланков трудовой книжки и вкладыша в нее учитываются на счете 006 "Бланки строгой отчетности".
- Обоснованность принятых аудируемым лицом сроков полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов
- В соответствии с ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000 срок полезного использования соответственно объекта основных средств и нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из критериев, предусмотренных указанными ПБУ.
- Согласно ФПСАД N 6 в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя в том числе оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке бухгалтерской отчетности. Иначе, при формировании аудиторского заключения аудитор должен оценивать среди прочего обоснованность определенных организацией сроков полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов.
- Обоснованность принятого аудируемым лицом способа начисления амортизации объектов основных средств
- В соответствии с ПБУ 6/01 начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
- Исходя из Федерального закона "О бухгалтерском учете" решение организации применять тот или иной способ начисления амортизации зависит от структуры организации, отрасли и других особенностей деятельности ее (в том числе вида объекта, характера использования его, соответствия доходов и расходов).
- Согласно ФПСАД N 6 в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя в том числе оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке бухгалтерской отчетности. Иначе, при формировании аудиторского заключения аудитор должен оценивать среди прочего обоснованность избранного организацией способа начисления амортизации объектов основных средств.
- Начисление аудируемым лицом амортизации объектов основных средств способом уменьшаемого остатка
- Согласно ПБУ 6/01 начисление амортизации объектов основных средств производится, в частности, способом уменьшаемого остатка. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета. При этом нормативными документами не установлен порядок погашения остатка стоимости объекта основных средств, образующегося в конце срока полезного использования объекта.
- В соответствии с ПБУ 1/98 если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерскому учету.
- Учитывая изложенное, порядок погашения остатка стоимости объекта основных средств, образующегося в конце срока полезного использования объекта, при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка определяется организацией самостоятельно при формировании учетной политики.
- Резервирование аудируемым лицом под снижение стоимости материальных ценностей
- В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей, который образуется за счет финансового результата организации. При этом резервирование производится в отношении материально-производственных запасов, которые морально устарели либо полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость которых снизилась.
- Резервирование в отношении товаров, числящихся на конец отчетного года как товары отгруженные, не производится.
- Проведение аудируемым лицом проверки финансовых вложений на обесценение
- В соответствии с ПБУ 19/02 при составлении годовой бухгалтерской отчетности в отношении финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость и наблюдаются признаки обесценения, организация должна провести проверку наличия условий устойчивого существенного снижения их стоимости.
- При проверке используются данные об учетной стоимости финансовых вложений по состоянию на отчетную дату года, за который составляется бухгалтерская отчетность, и отчетную дату года, предшествующего отчетному году.
- Если проверка подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, то организация образует резерв под обесценение финансовых вложений за счет финансового результата.
- Резервирование аудируемым лицом сомнительных долгов
- В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
- Решение о создании резервов сомнительных долгов должно приниматься организацией исходя из совокупности норм, установленных пунктом 70 указанного Положения и пунктом 7 ПБУ 1/98 (в части требования осмотрительности). В противном случае учетная политика организации не будет обеспечивать соблюдение требования осмотрительности в бухгалтерском учете.
- С учетом пункта 7 ПБУ 1/98 норма пункта 70 указанного Положения устанавливает возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями (или иными предусмотренными законодательством способами), то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный долг.
- Своевременность списания аудируемым лицом дебиторской и кредиторской задолженности
- В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, списанию с бухгалтерского баланса подлежит:
- дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, и другие долги, нереальные для взыскания;
- кредиторская и депонентская задолженность, по которой срок исковой давности истек.
- При списании соответствующих сумм следует руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Списание соответствующих сумм производится по каждому долгу и обязательству, которые выявляются при проведении инвентаризации расчетов. Документальным основанием для списания является приказ (распоряжение) руководителя организации, а также соответствующее письменное обоснование.
- Раскрытие аудируемым лицом информации об аффилированных лицах
- В соответствии с ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать данные об аффилированных лицах.
- Порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ (кроме кредитных организаций) установлен ПБУ 11/2000. В бухгалтерской отчетности организаций иных организационно-правовых форм информацию об аффилированных лицах целесообразно раскрывать применительно к порядку, установленному указанным ПБУ.
- В соответствии с указанным ПБУ перечень аффилированных лиц, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, устанавливается самостоятельно организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, на основе этого ПБУ исходя из содержания отношений между организацией и аффилированным лицом с учетом соблюдения требования приоритета содержания перед формой.
- Информация об аффилированных лицах должна быть изложена ясно и полно, с тем чтобы заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности были понятны характер и содержание отношений и операций с аффилированными лицами.
- Согласно ФПСАД N 9, если аудитор не может получить достаточных надлежащих аудиторских доказательств относительно аффилированных лиц и операций с ними или приходит к выводу о том, что информация о них раскрыта в бухгалтерской отчетности неясно или неполно, аудитор должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.
- Раскрытие аудируемым лицом информации об условных фактах хозяйственной деятельности
- В соответствии с ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать данные об условных фактах хозяйственной деятельности.
- Порядок раскрытия информации об условных фактах хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности (кроме кредитных организаций) установлен ПБУ 8/01.
- Согласно ФПСАД N 6, если аудитор приходит к выводу о том, что информация раскрыта в бухгалтерской отчетности неполно, он должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.
- Оформление бухгалтерской отчетности
- В соответствии с ПБУ 4/99:
- по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, за исключением отчета, составленного за первый отчетный период, должны быть приведены данные, минимум, за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Сопоставимые данные должны приводиться в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, а также в пояснениях к ним;
- статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, информация по которой дополнительно раскрывается в соответствующем пояснении, должна иметь указание на такое раскрытие.
- Утверждение и опубликование аудируемым лицом годовой бухгалтерской отчетности
- Согласно законодательству об акционерных обществах (пункт 1 статьи 97 и пункт 1 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 48, пункт 3 статьи 88 и пункт 1 статьи 92 Федерального закона "Об акционерных обществах") и об обществах с ограниченной ответственностью (пункт 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 33 и пункт 2 статьи 49 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью") акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью обязаны утверждать годовую бухгалтерскую отчетность (годовые отчеты и бухгалтерские балансы) и ежегодно публиковать годовую бухгалтерскую отчетность (годовые отчеты и бухгалтерские балансы в случаях, установленных Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью").
- Указанные нормы законодательства действуют в отношении всех акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, в том числе перешедших на упрощенную систему налогообложения.