О направлении Рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи
- Принято
- Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет Рекомендации по способам оплаты медицинской помощи, ориентированным на результаты деятельности медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи для использования в работе.
- Министр
- Т.А.Голикова
Рекомендации по способам оплаты медицинской помощи, ориентированным на результаты деятельности медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
- Рекомендации по способам оплаты медицинской помощи, ориентированным на результаты деятельности учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, подготовлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 года N 913 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год".
- Внедрение в практику здравоохранения эффективных способов оплаты медицинской помощи позволит обеспечить доступность и качество предоставляемой населению медицинской помощи, а также экономическую заинтересованность учреждений здравоохранения и персонала в результатах своего труда.
- Рекомендации предназначены для специалистов органов управления здравоохранением и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, руководителей учреждений здравоохранения и страховых медицинских организаций.
- 1. Общие положения
- В целях обеспечения доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - территориальная программа), рекомендуется шире применять способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результаты деятельности медицинских организаций:
- по законченному случаю оказания медицинской помощи;
- на основе подушевого финансового обеспечения амбулаторной медицинской помощи с учетом половозрастной структуры прикрепленного населения;
- по средней стоимости стационарного лечения пациента в профильном отделении больничного учреждения;
- по клинико-статистической группе болезней;
- по единице объема оказанной медицинской помощи.
- Выбор адекватного способа оплаты медицинской помощи должен отражать необходимые медико-организационные и экономические условия ее оказания, поскольку система финансового обеспечения учреждений здравоохранения оказывает непосредственное воздействие на:
- - заинтересованность медицинских учреждений в оказании оптимального (с точки зрения поддержания и улучшения здоровья населения) объема медицинской помощи и обеспечении соответствующего уровня качества лечения;
- - величину общего объема финансового обеспечения медицинской помощи, возможность его прогнозирования;
- - рациональное использование и контроль потребления финансовых, кадровых и материальных ресурсов, направляемых на оказание медицинской помощи (система оплаты медицинской помощи должна предусматривать противозатратные механизмы, обеспечивать оптимизацию расходов на оплату медицинских услуг и связанные с этим контрольные функции и т.д.);
- - формирование экономического интереса работников здравоохранения к обеспечению доступности и качества медицинской помощи.
- Существующие в настоящее время системы оплаты медицинской помощи различаются по способам и полноте учета перечисленных выше факторов.
- Выделяют главные классификационные признаки для определения на их основе системы оплаты:
- 1. Метод возмещения расходов, при этом различают ретроспективную (по фактическим затратам) и нормативную (по заранее рассчитанным тарифам) системы оплаты.
- 2. Степень ориентации на объемы деятельности (выделяют способы оплаты, зависящие от объема оказанной медицинской помощи и не зависящие от числа обслуживаемых пациентов).
- 3. Уровень агрегирования единицы объема деятельности медицинского учреждения, подлежащей оплате (методы оплаты в расчете на средний (среднепрофильный) койко-день, медицинскую услугу, прикрепленный контингент и т.д.).
- Исходя из задач, решаемых учреждениями здравоохранения разного типа, конкретных условий их деятельности, вида и условий оказания медицинской помощи осуществляется выбор способов оплаты медицинских услуг.
- Поскольку основными государственными источниками финансового обеспечения медицинской помощи в Российской Федерации являются бюджетные ассигнования бюджетов соответствующих уровней и средства системы обязательного медицинского страхования, следует учитывать основные положения бюджетного законодательства Российской Федерации.
- Бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает формирование и выполнение бюджетными учреждениями государственных и муниципальных заданий. Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены требования к содержанию, порядку формирования, использованию, а также финансовому обеспечению государственного (муниципального) задания.
- Так, государственное (муниципальное) задание должно содержать:
- выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;
- показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
- порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
- требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
- Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
- порядок оказания соответствующих услуг;
- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).
- Государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
- Государственное (муниципальное) задание формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
- Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
- Использование способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности учреждений здравоохранения, возможно в условиях программно-целевого управления системой здравоохранения в целом. Наличие программы с конкретными целями и задачами, ожидаемыми результатами и экономическим обоснованием стоимости всех этапов ее выполнения - необходимое условие для осуществления финансового обеспечения учреждений здравоохранения, ориентированного на результаты их деятельности.
- С конца 90-х годов во всех субъектах Российской Федерации реализуется Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Программа). Более 85% всех государственных финансовых средств, выделяемых ежегодно на финансирование системы здравоохранения, расходуются именно на реализацию Программы. Поэтому основные нормативные показатели видов и объемов медицинской помощи, а также нормативы финансового обеспечения Программы служат основой для использования учреждениями здравоохранения способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты их деятельности (рисунок 1).
- Начиная с 2005 года Программа определяет финансовые нормативы стоимости единиц объемов и нормативы расходов на 1 жителя в год. Для обеспечения единообразия в процедурах разработки, финансирования и контроля выполнения Программы Правительство Российской Федерации утвердило своим Постановлением от 6 мая 2003 г. N 255 Положение о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией.
- Реальная потребность населения в объемах медицинской помощи, коррекция федеральных нормативов ее объемов по видам и условиям предоставления, формирование территориальных нормативов, наличие имеющихся для оказания медицинской помощи ресурсов здравоохранения, включая финансовое обеспечение территориальной программы, - основа формирования государственных (муниципальных) заданий учреждениям здравоохранения. Безусловно, при использовании способов оплаты медицинской помощи следует учитывать полноту и качество выполнения государственных (муниципальных) заданий учреждениями здравоохранения.
-
?????????????????????????????????????????????????????????????????? ?Анализ экономической эффективности использования государственных? ????????????????????? ресурсов здравоохранения и реализация территориальной программы????????????????????? ? ? государственных гарантий ? ? ? ?????????????????????????????????????????????????????????????????? ? ? / ? ? ? ? ? ???????????????????????????????????????????????????????????? ? ? ?Оценка доступности и качества медицинской помощи населению? ? ? ???????????????????????????????????????????????????????????? ? ? ? ? ? ??????????????????????????????????????????????? ???????????????????????? ? ? ? Стандартизация медицинской помощи ? ? Разграничения платных? ? ? ?????????????????????????????????????????????????? медицинских услуг и ? ? ?Коррек- ?профессиональные?технологические? стандарты ? ?бесплатной медицинской? ? ?тировка ? стандарты ? стандарты ?оснащенности? ? помощи населению ? ? ?потреб- ??????????????????????????????????????????????? ???????????????????????? ? ?ности ? / ? ?населе- / ? ? ?ния ре- ?????????????????????????????? ???????????????????????????????? ????????????????????????? ? ?гиона в ?Формирование государственных? ? - способы оплаты медицинской? ?Государственные задания? ? ?меди- ? и муниципальных годовых ??? помощи, ориентированные на???? медицинским ? ? ?цинской ? заданий учреждениям ? ? результаты ? ?организациям различных ? ? ?помощи ? здравоохранения ? ???????????????????????????????? ? форм собственности и ? ? ? ?????????????????????????????? ? Тарифное соглашение ? ? уровней подчиненности ? ? ? ???????????????????????????????? ????????????????????????? ? ? / ? ? ? ? ? ???????????????????????????? ??????????????????????????? ?????????????????? ? ? ?Программа оптимизации сети? ? финансово-экономическое ? ? Система оплаты ? ? ? ?учреждений здравоохранения???? обоснование ????труда работников? ? ? ? региона ? ?территориальной программы? ? здравоохранения? ? ? ???????????????????????????? ?государственных гарантий ? ? региона ? ? ? / ??????????????????????????? ?????????????????? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ???????????????????????????????????????????????????? ? ? ? ?Территориальные подушевые нормативы единиц объемов? ? ? ? ? медицинской помощи по видам ? ? ? ? ???????????????????????????????????????????????????? ? ? ? / / ? ? ? ? ????????????????????????????? ? ? ????????????????????? ????????????????????????????????????????????????????? ??????????????? ? ? ?Оценка деятельности???? Потребность населения региона в различных видах ? ... ?Установленные? ? ? ? действующей сети ??? медицинской помощи ??? ? федеральные ? ? ? ? учреждений ?? ????????????????????????????????????????????????????? ? ? нормативы ? ? ? ? здравоохранения ?? ? Климато- ? Медико- ? Характеристика ? ? ??????????????? ? ? ?????????????????????? ?географические?демографические?основных показателей? ???????????????????? ???????????????????????????????? ? особенности ? особенности ? здоровья населения ? ?????????????????????????????????????????????????????
- Рис. 1 Программно-целевое управление системой оказания медицинской помощи населению на региональном уровне
- Целями внедрения способа оплаты медицинских услуг, ориентированного на результат, являются:
- - обеспечение доступности и должного уровня качества предоставляемой медицинской помощи;
- - усиление связи между приоритетами государственной политики и структурой расходов в сфере здравоохранения;
- - повышение эффективности использования государственных ресурсов и оптимизация государственных расходов.
- На рисунке 2 представлены основные способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результат, сфера их использования и инструменты тарифного регулирования в системе обязательного медицинского страхования.
-
Способы оплаты Инструменты тарифного использование регулирования в настоящее время ??????????????????????? ????????????????????????????????????????? ? Нормативы стоимости ? III ?Укрупненные единицы объемов медицинской???????????? единицы объемов ? ????????????????? ? помощи по видам ? ? медицинской помощи, ? ? Финансово- ? ????????????????????????????????????????? ?дифференцированные по? ? экономическое ? / / / / ? профилям и ? ? обоснование ? ? ? ? ??????????????? специальностям ? ? Программы ? ?????????? ? ??????????? ???????????????????????? ? госгарантий, ? ? ? ????????? ? / ? ? тарифные ? ? ?????????????????????????????? ... ? n ? ? ? / ? соглашения, ? II В ? ?Группы, объединяющие болезни? ?(около ? ???????????????????????? ?взаиморасчеты с? ? ?????????????????????????????? ? 500) ????????? Перечень групп ? ? поставщиками ? ? / / ????????? ?? нозологических форм ? ? мед. услуг ? ? ? ? / ??для взрослых и детей,? ????????????????? ? ? ? ? ?? сходных по ? / ? ? (???????????????????????????????????????????????) ?? диагностике и ? ? / II ? ( Выбывший больной (выписанный, переведенный, ) ?? лечению и весовым ? ????????????????? ? ( умерший) ) ?? коэффициентам ????Государственное? ? (???????????????????????????????????????????????) ??удорожания стоимости ? ?финансирование ? ? ? ? ? ???????????????????????? ? деятельности ? ? ? ? ? ? / ? ? медицинских ? ? ? ? ? ? ? / ? организаций, ? ? ? ? ? ? ????????????????????? ?ориентированное? ? ???????????????? ???????????????? ???????? ? ? Протоколы ведения ????? на результат ? ???Нозологическая? ?Нозологическая? ... ? n ????? ?больных (стандарты)? ????????????????? II А ? форма ? ? форма ? ?(более??????? + тарифы, ? ???????????????????? ???????????????? ???????????????? ?30000)? ?дифференцированные ? ? Негосударственное? ? ? ???????? ? по уровням ? ? финансирование ? ? ?? - - - - ? ? ?? - - - ?? ? оказания ? ? медицинских ? ? ? ? ? мед. помощи ? ? организаций, в ? ? Сложность курации больного ? ????????????????????? ? т.ч. добровольное? ? ? ? / ? ? медицинское ? ????????? ?????????????????????? ? / ? страхование, ? ? ? ? ?? ? ????????????????? ? платные ? ? ? ? ?? ? ? Классификатор ? ?медицинские услуги? ????? ????? ????? ????? ????? ?простых услуг +????? и случаи, когда ? I ? 1 ? ? 2 ? ? 3 ? ? 4 ? ... ? n ?????????? тарифы ? ? нет необходимости? ????? ????? ????? ????? ????? ????????????????? ? выполнять весь ? ? стандарт ? Простые медицинские и другие услуги ????????????????????
- Рис. 2. Способы оплаты медицинских услуг, ориентированные на результаты деятельности медицинских организаций, при реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
- Реализация Программы предусматривает использование различных способов оплаты медицинской помощи, из которых наиболее распространенным в практике здравоохранения России в настоящее время является оплата по тарифам на укрупненные единицы объема медицинской помощи, дифференцированным по различным профилям отделений и специальностям.
- Этому способствует сложившиеся практика планирования и анализа выполнения Программы и, соответственно, формирование нормативов потребности в медицинской помощи на основе единиц объемов медицинской помощи с учетом ее профильной (специализированной) структуризации. Для стационаров и дневных стационаров это - профильные отделения и отделения общего профиля, а для амбулаторной помощи это - посещения врачей различных клинических специальностей. Оплата по укрупненным единицам объема может быть достаточно эффективной, если для стимулирования деятельности учреждений здравоохранения учитываются критерии качества и доступности медицинской помощи. Действующие в настоящее время принципы и методы планирования Программы позволяют использовать и другие эффективные способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результаты деятельности учреждений здравоохранения. В перспективе предстоит еще большая работа по определению критериев и показателей, позволяющих измерить этот результат.
- 2. Основные критерии качества и доступности медицинской помощи, а также показатели оптимизации расходов в учреждениях здравоохранения различного типа
- Любые инновации в сфере здравоохранения должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение доступности и качества медицинской помощи населению. Поэтому способы оплаты медицинской помощи, ориентированные на результат, в свою очередь, рекомендуется увязывать с системой оплаты труда работников здравоохранения. В субъекте Российской Федерации рекомендуется разработать модель конечных результатов деятельности учреждений здравоохранения различного типа, включающую набор показателей, отражающих доступность и качество медицинской помощи. Подведение итогов деятельности учреждения здравоохранения с использованием данной модели может служить основой для последующего осуществления стимулирующих выплат тем учреждениям здравоохранения, которые достигли целевых значений результативных показателей (наиболее эффективно выполнили свое государственное (муниципальное) задание).
- В качестве основных критериев для оценки деятельности больничных учреждений здравоохранения рекомендуется использовать нижеприведенные показатели:
- 1. Уровень госпитализации (число лиц, выбывших из стационара, в расчете на 100 человек).
- 2. Структура госпитализированной заболеваемости по заболеваниям и степени тяжести их течения.
- 3. Средняя длительность пребывания больного на койке (в днях на одного больного).
- 4. Доля пациентов, выписанных из стационара с благоприятными исходами лечения заболеваний (полное выздоровление от острого заболевания, клиническая ремиссия хронического заболевания, улучшение состояния).
- 5. Больничная летальность (включая послеоперационную).
- 6. Процент расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов.
- 7. Хирургическая активность.
- 8. Наличие или отсутствие послеоперационных осложнений.
- 9. Наличие или отсутствие ятрогенных заболеваний и (или) состояний.
- 10. Уровень удовлетворенности потребителя качеством медицинских услуг.
- 11. Показатели оптимизации стационарной медицинской помощи (обеспеченность населения койками различного профиля, удельный вес коек дневного пребывания больных в структуре коечного фонда больницы, удельный вес коек по уходу за больными в структуре коечного фонда больницы, соотношение коек интенсивного лечения, долечивания и восстановительного лечения в процентах и т.п.).
- 12. Сроки ожидания гражданами плановой госпитализации.
- Для оценки деятельности учреждений и структурных подразделений скорой медицинской помощи могут быть рекомендованы показатели:
- 1. Средние сроки ожидания приезда скорой медицинской помощи (мин.):
- - на улице в случае травмы или заболевания;
- - на дому.
- 2. Структура выездов (при несчастном случае, заболевании и состоянии, родах и патологии беременности, госпитализации больных).
- 3. Процент расхождения диагноза скорой медицинской помощи и клинического диагноза.
- 4. Фактическое число выездов скорой медицинской помощи в расчете на одну бригаду (среднесуточная нагрузка на одну бригаду).
- 5. Результативность выездов в процентах ко всем выездам, включая ложные, отмененные, смерть до приезда бригады.
- 6. Удельный вес выездов скорой медицинской помощи на дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
- 7. Фактическое число смертельных исходов в ДТП до приезда бригады скорой медицинской помощи.
- 8. Удельный вес родов в стационарах (от числа женщин, доставленных бригадой скорой медицинской помощи в стационары).
- 9. Удельный вес родов вне стационара - на месте, в пути следования в стационар, в расчете на всех женщин, обслуживаемых бригадой скорой медицинской помощи.
- 10. Удельный вес вызовов, связанных с оказанием неотложной медицинской помощи в часы работы поликлиники к общему числу вызовов.
- 11. Удельный вес повторных выездов.
- 12. Среднесуточный простой автотранспорта.
- 13. Фактическое число случаев, когда ожидание обслуживания бригадой скорой медицинской помощи длилось более одного часа.
- 14. Удельный вес фактического числа выездов бригады скорой медицинской помощи к детям и подросткам до 17 лет включительно, из них доставлено для госпитализации.
- 15. Удельный вес фактического числа выездов бригады скорой медицинской помощи к детям до одного года жизни, из них доставлено для госпитализации.
- 16. Средние сроки ожидания приезда бригады скорой медицинской помощи по вызову к детям и подросткам до 17 лет включительно.
- 17. Средние сроки ожидания приезда бригады скорой медицинской помощи по вызову к детям до одного года жизни.
- Для оценки деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений могут быть рекомендованы следующие показатели:
- 1. Коэффициент качества оказания медицинской помощи на основе комплексной экспертной оценки выполнения диагностических мероприятий, полноты диагноза, лечебно-профилактических мероприятий, сроков лечения, соблюдения преемственности этапов лечения, адекватности экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности и правильности оформления соответствующей учетно-отчетной документации и пр. На основе коэффициентов качества оказания медицинской помощи населению определяются коэффициенты работы врачей, отделений и медицинской организации в целом.
- 2. Коэффициент профилактической активности как удельный вес посещений пациентом амбулаторно-поликлинического учреждения с профилактической целью к общему количеству посещений за год.
- 3. Патологическая пораженность населения, в том числе социально значимой патологией (по данным медицинских осмотров, в том числе детей, основной и дополнительной диспансеризации работающего и неработающего населения и пр.).
- 4. Индекс здоровья как удельный вес здоровых лиц, выявленных по данным профилактических медицинских осмотров.
- 5. Дефекты в работе амбулаторно-поликлинического учреждения (отказ в оказании медицинской помощи как в поликлинике, так и на дому; расхождение диагнозов, установленных в амбулаторно-поликлиническом учреждении и стационаре, а также клинического и патологоанатомического диагнозов; обоснованные жалобы граждан; ятрогенные заболевания и состояния; чрезмерное превышение или сокращение сроков лечения (более чем 20% от стандарта); досуточная летальность больного в стационаре больницы при условии своевременного его обращения в амбулаторно-поликлиническое учреждение; смертность пациентов на дому от управляемых причин; запущенность выявления туберкулеза и онкологических заболеваний и пр.).
- 6. Показатели рационального использования ресурсов, эффективности использования медицинских технологий:
- - коэффициент использования стационарозамещающих технологий как отношение числа больных, прошедших через дневной стационар, к общему числу лиц, нуждающихся в плановой госпитализации;
- - коэффициент использования дневных стационаров на дому как отношение числа больных, прошедших лечение в дневном стационаре на дому, к общему числу лиц, нуждающихся в плановой госпитализации;
- - интенсивность деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения как отношение общего количества простых медицинских услуг к общему количеству посещений;
- - рациональное использование кадровых ресурсов, включая коэффициент совместительства;
- - среднее число посещений амбулаторно-поликлинического учреждения в расчете на одного жителя в год;
- - среднее число посещений врачей по поводу заболеваний в расчете на одного жителя в год;
- - среднее число пациенто-дней в дневных стационарах в расчете на одного жителя в год;
- - фактический подушевой показатель финансирования амбулаторной медицинской помощи в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий и его соответствие утвержденному нормативу.
- 7. Уровень удовлетворенности потребителя доступностью и качеством медицинских услуг по результатам выборочных социологических исследований.
- 8. Показатели, отражающие состояние санитарно-эпидемиологического режима медицинской организации.
- 9. Показатели, отражающие лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан и граждан при отдельных заболеваниях за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации:
- - удельный вес лиц, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускались по рецептам врачей бесплатно;
- - удельный вес лиц, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускались по рецептам врачей с 50%-ной скидкой со свободной цены;
- - средняя стоимость одного рецепта.
- 3. Способы оплаты медицинской помощи в амбулаторных условиях
- Рекомендуются следующие способы оплаты медицинской помощи в амбулаторных условиях:
- 1. Оплата медицинских услуг (как комплексных услуг - посещение врача, так и простых услуг - лабораторное исследование, процедура и т.п.).
- 2. Оплата по законченным случаям лечения.
- 3. Оплата деятельности учреждения на основе подушевого принципа финансового обеспечения с учетом коэффициентов удорожания стоимости медицинской помощи для отдельных возрастно-половых групп населения, уровня и структуры заболеваемости и иных факторов, влияющих на стоимость медицинской помощи.
- Амбулаторное учреждение за счет полученных средств обязательного медицинского страхования и соответствующих бюджетов оплачивает как собственные расходы учреждения, так и лабораторные исследования при отсутствии собственной лаборатории и т.п.
- В таблице 1 приводятся основные преимущества и недостатки вышеназванных способов оплаты амбулаторной медицинской помощи.
- Таблица 1
- Сравнительная характеристика способов оплаты медицинской помощи в амбулаторных условиях
-
Способы оплаты медицинской помощи в амбулаторных условиях (1) (2) (3) ПРЕИМУЩЕСТВА 1. Заинтересованность в оказании оптимального объема медицинской помощи и обеспечении качества + + - обеспечение профилактической работы + - сокращение сроков лечения и количества необоснованных лечебно-диагностических мероприятий + + 2. Возможность прогнозирования общего объема финансирования медицинской помощи + + 3. Рациональное использование и контроль потребления ресурсов: - ограничение общих расходов на медицинскую помощь + - контроль общих расходов вне амбулаторной помощи + - сокращение расходов страховщика на ведение дела и оплату медицинской помощи + - сокращение объемов обрабатываемой экономической информации + + - предоставление детальной информации об объеме и структуре услуг + 4. Формирование экономического интереса медицинских работников: - прямая зависимость дохода от объема деятельности + + - косвенное влияние на доход (через организацию оптимальной системы оплаты труда) + НЕДОСТАТКИ 1. Отсутствие стимулов к оказанию оптимального объема медицинской помощи и обеспечению качества лечения + - превышение оптимального объема медицинских услуг + - необоснованное сокращение объемов медицинской помощи + + - незаинтересованность в профилактической работе + 2. Трудности планирования общего объема расходов + + 3. Нерациональное использование ресурсов и сложность организации контроля их потребления: - отсутствие стимула к ограничению общих расходов + + - отсутствие экономической связи с другими этапами медицинской помощи + + - большой объем обрабатываемой экономической и статистической информации + - 4. Способы оплаты медицинской помощи в условиях стационара
- Для финансового обеспечения медицинской помощи в условиях стационара могут использоваться следующие способы оплаты:
- 1. Оплата фактических расходов лечения каждого госпитализированного пациента на основе детальной калькуляции по фактически оказанным простым услугам.
- 2. Оплата по числу фактически проведенных пациентом койко-дней в профильном отделении стационара.
- 3. Оплата по средней стоимости лечения одного больного, закончившего лечение в профильном отделении.
- 4. Оплата по клинико-статистической группе заболеваний.
- В таблице 2 приводятся основные преимущества и недостатки вышеназванных способов оплаты в условиях стационара.
- Таблица 2
- Сравнительная характеристика способов оплаты медицинской помощи в условиях стационара
-
Способы оплаты медицинской помощи в условиях стационара (1) (2) (3) (4) ПРЕИМУЩЕСТВА 1. Заинтересованность в оказании оптимального объема медицинской помощи и обеспечении качества: + - сокращение сроков лечения + + 2. Возможность прогнозирования общего объема финансирования медицинской помощи + 3. Рациональное использование и контроль потребления ресурсов: - ограничение общих расходов на медицинскую помощь + + - сокращение расходов страховщика на ведение дела и оплату медицинской помощи + + - сокращение объемов обрабатываемой экономической информации + + - предоставление детальной информации об объеме и структуре услуг + 4. Формирование экономического интереса медицинских работников: - прямая зависимость дохода от объема деятельности + + - косвенное влияние на доход (через организацию оптимальной системы оплаты труда) + + НЕДОСТАТКИ 1. Отсутствие стимулов к оказанию оптимального объема медицинской помощи и обеспечению качества лечения - превышение оптимального объема медицинских услуг + + - удлинение сроков госпитализации + + - необоснованное сокращение объемов медицинской помощи + + - необоснованное изменение состава обслуживаемых больных + + 2. Трудности планирования общего объема расходов + + + 3. Нерациональное использование ресурсов и сложность организации контроля потребления: - отсутствие стимула к ограничению общих расходов + + + - отсутствие стимула к интенсификации деятельности стационара + - большой объем обрабатываемой экономической и статистической информации + - сложность обеспечения контроля реального объема медицинской помощи + + + - недостаточная информационная база для анализа деятельности + + + - При реализации территориальных программ государственных гарантий субъект Российской Федерации вправе самостоятельно решать, какие из эффективных способов оплаты медицинской помощи можно использовать в конкретных условиях, сложившихся в регионе. При этом следует учитывать, что страховые принципы финансового обеспечения медицинской помощи позволяют наиболее успешно внедрять способы ее оплаты, ориентированные на результаты деятельности учреждений здравоохранения.
- В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" тарифы на медицинские услуги, предоставляемые по территориальным программам обязательного медицинского страхования, определяются соглашением между заинтересованными сторонами, для чего в субъектах Российской Федерации создаются и функционируют согласительные комиссии. Члены согласительной комиссии участвуют в разработке Положения о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования, в котором устанавливаются способы оплаты медицинских услуг, а также ответственность за несоблюдение условий оказания и оплаты медицинской помощи. Оплата медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется страховыми медицинскими организациями только в соответствии с указанным Положением.
- Согласованные действия органов управления здравоохранением и территориальных фондов обязательного медицинского страхования по созданию и развитию в субъекте Российской Федерации единой системы контроля качества и обеспечения доступности медицинской помощи гражданам, использование эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности учреждений здравоохранения, будут способствовать более эффективному функционированию всей системы здравоохранения.