О предоставлении информации
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- В редакции
- № МН-22-6/221@ от 26.03.2010.
- Федеральная налоговая служба в связи с участившимися запросами управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации о порядке предоставления сведений, содержащихся в государственных реестрах, органам государственной власти и органам прокуратуры по отдельным вопросам, сообщает следующее.
- 1. По вопросу предоставления органам государственной власти информации в целях проверки достоверности сведений о доходах и имуществе, предоставляемых гражданами при поступлении на государственную службу, об участии в создании коммерческих организаций, а также в органах этих организаций, государственных гражданских служащих.
- Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 01.06.1998 N 641 "О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и должности федеральной государственной гражданской службы" основанием для организации проверки является полученная от правоохранительных, налоговых, судебных и иных государственных органов информация о несоблюдении лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или должность федеральной государственной гражданской службы, ограничений, установленных Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" или Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", либо о представлении им недостоверных или неполных сведений.
- Кроме того, положениями пункта 6 статьи 8 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должностей государственной или муниципальной службы, а также служащего, замещающего должности государственной или муниципальной службы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
- По состоянию на 11 июня 2009 года порядок направления запросов в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, Президентом Российской Федерации не определен.
- Сведения о зарегистрированных правах физических лиц на недвижимое имущество, в том числе о земельных участках, а также о транспортных средствах поступают в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации от государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и регистрацию транспортных средств. Ввиду этого налоговые органы не являются первоисточником данной информации, а, следовательно, не могут в полной мере отвечать за степень ее актуальности и достоверности при предоставлении третьим лицам в целях указанной выше проверки.
- Кроме того, в соответствии с положениями статьи 102 НК РФ любая полученная налоговыми органами информация представляет собой налоговую тайну.
- В соответствии с пунктом 24 Правил ведения ЕГРЮЛ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила ведения ЕГРЮЛ) и пунктом 32 Правил ведения ЕГРИП, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 (далее - Правила ведения ЕГРИП), органы государственной власти могут получать информацию об участии конкретных физических лиц в деятельности юридических лиц либо об их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей самостоятельно посредством установления доступа к федеральным базам данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Порядок получения доступа установлен Приказом ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@ (зарегистрирован в Минюсте России 17.11.2004 N 6123) (далее - Приказ N САЭ-3-09/7@).
- 2. По вопросу предоставления сведений об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства по запросам органов государственной власти и муниципального контроля в рамках исполнения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
- В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в Постановлении от 22.07.2008 N 556 определило критерии отнесения фирм к субъектам малого и среднего бизнеса, установив предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн. рублей.
- Кроме того, учитывается и средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
- б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
- Как в законодательстве о государственной регистрации, так и в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует понятие "субъект малого или среднего предпринимательства" (согласно критериям, установленным Законом N 209-ФЗ). Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает рассмотрение указанных субъектов экономической деятельности в качестве отдельной категории налогоплательщиков. В целях реализации возложенных на ФНС России задач и функций выделяются налогоплательщики, уплачивающие установленные налоги и сборы в общем порядке, а также налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы.
- В этой связи в налоговых декларациях нет признака отнесения налогоплательщика к данной категории хозяйствующих субъектов, а в информационных ресурсах налоговых органов регионального и местного уровней информация в разрезе субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует.
- В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, в том числе и сведения об основных показателях его деятельности, таких как среднесписочная численность работников юридических лиц и данные о величине дохода, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению без его согласия.
- Кроме того, Законом N 294-ФЗ на налоговые органы не возложена обязанность предоставлять указанные сведения по запросам органов государственного и муниципального контроля.
- Необходимая информация (о выручке от продажи товаров, работ, услуг, численности работников) содержится в формах статистической отчетности, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.09.2008 N 235 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2009 год".
- 3. По вопросу предоставления сведений по обращениям органов прокуратуры на основании статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1).
- Сведения и материалы, отнесенные законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, предоставляются налоговыми органами органам прокуратуры при строгом соблюдении Федерального закона N 2202-1, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 (зарегистрирован в Минюсте России от 26.03.2003 N 4335). При получении от органов прокуратуры надлежаще оформленного запроса, содержащего ссылку на положение федерального закона, устанавливающее право на получение конфиденциальной информации, и соответствующее законодательству Российской Федерации обоснование (мотив, цель), связанную с исполнением определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию, налоговые органы обязаны исполнять полученные запросы от органов прокуратуры.
- В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
- В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц налоговых органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
- В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
- Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
- При получении от органов прокуратуры запросов о представлении информации в отношении определенной категории налогоплательщиков, не связанных непосредственно с проверкой или иным процессуальным действием органа прокуратуры, территориальный налоговый орган должен определить: в какой части запрашиваемая информация является конфиденциальной, имеется данная информация в налоговом органе в систематизированном виде (содержится в формах статистической отчетности, ранее формировалась по поручениям вышестоящего налогового органа или по другим основаниям), а также оценить объем запрашиваемой информации и при необходимости согласовать и уточнить показатели (их перечень), масштаб выборки, сроки представления информации или предложить свой формат сведений в целях актуализации процесса сбора и обработки информации и недопущения необоснованного отвлечения трудовых ресурсов, которое может дестабилизировать работу налогового органа.
- При подготовке ответа на запросы органа прокуратуры в отношении конкретного налогоплательщика (определенной группы налогоплательщиков) налоговому органу в обязательном порядке следует руководствоваться статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой сведения, содержащиеся в материалах налоговых проверок и иных документах, полученных налоговыми органами, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению. За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, статьей 183 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
- В соответствии со статьями 9, 10 Федерального закона N 149-ФЗ установлены критерии ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
- Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов определен Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" (зарегистрирован в Минюсте России 26.03.2003 N 4335) (далее - Порядок).
- Согласно пункту 3 Порядка, определенного на основании пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
- Федеральный закон N 149-ФЗ (статьи 6, 9, 16) содержит аналогичные содержавшимся в Федеральном законе от 20.02.1995 N 24-ФЗ права и обязанности обладателя информации.
- В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).
- Согласно пункту 11 Порядка запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям Порядка, исполнению не подлежат.
- Таким образом, запрос органа прокуратуры должен содержать обоснование конкретной цели получения информации от налогового органа, определенной предметом надзора и полномочиями прокурора в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
- Учитывая изложенное, запросы органов прокуратуры об истребовании сведений и материалов, отнесенных законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, не содержащие соответствующего законодательству Российской Федерации обоснования вообще или фактически без обоснования:
- - для проведения некой неидентифицированной проверки (не по установлению нарушений определенных лиц и не в связи с поступившей в орган прокуратуры информацией о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором),
- - для планирования и организации надзорной деятельности,
- - для анализа состояния законности и иные производные запросы
- должны оставляться налоговыми органами без исполнения как не соответствующие Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Порядку доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденному Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96.
- Кроме того, предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), Правилами ведения ЕГРЮЛ и Правилами ведения ЕГРИП.
- В соответствии со статьей 6 Закона N 129-ФЗ регистрирующие (налоговые) органы обеспечивают предоставление на бумажном носителе содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений и документов о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.
- Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены в электронном виде в порядке и сроки, которые установлены Приказом N САЭ-3-09/7@.
- При этом пользователь, получающий сведения в Порядке предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, утвержденном вышеуказанным Приказом ФНС России, имеет возможность сформировать информацию об участии определенного физического лица в создании (деятельности) юридических лиц и регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.
- Учитывая вышеизложенное, ФНС России в целях обеспечения осуществления органами прокуратуры возложенных на них функций предоставляет сведения о юридических лицах, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в ЕГРИП, в электронном виде, а также, в случае необходимости, предоставить сведения о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе на бумажном носителе.
- 4. По запросам полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
- В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия сведений об идентификационном номере налогоплательщика, сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, являются налоговой тайной.
- Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
- Возможность представления налоговыми органами полномочным представителям Президента Российской Федерации по федеральным округам сведений, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к налоговой тайне, федеральными законами не предусмотрена.
- Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба не находит правовых оснований для предоставления полномочному представителю Президента Российской Федерации по федеральным округам сведений, составляющих налоговую тайну.
- Кроме того, сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, предоставляются органами полномочным представителям Президента Российской Федерации по федеральным округам в общем изложенным выше порядке.
- 5. По вопросу предоставления взыскателям сведений о счетах должника.
- В связи с обращением Федеральной налоговой службы о разъяснении вопроса, касающегося предоставления налоговыми органами взыскателям и судебным приставам-исполнителям имеющейся информации о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, и о номерах расчетных счетов с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ Генеральной прокуратурой Российской Федерации высказана следующая позиция.
- Вышеуказанные положения законодательства Российской Федерации необходимо рассматривать во взаимосвязи со статьями 12 и 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", а также статьями 64 и 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
- Согласно указанным нормам судебному приставу-исполнителю предоставлена возможность запрашивать и получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию.
- Сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций с указанием расчетных счетов должника, по смыслу статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве", могут быть запрошены как у банков и иных кредитных организаций, так и у налоговых органов.
- Аналогичную информацию вправе запросить и взыскатель, которому согласно пункту 8 статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предоставлено право обращения по вопросу исполнения требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, непосредственно в банк и иную кредитную организацию.
- Хотя согласно части 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о наименовании банков и иных кредитных организаций с указанием расчетных счетов должника, запрашиваемые судебными приставами-исполнителями и взыскателями, отнесены к конфиденциальной информации, они должны им предоставляться с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 N 8-П. Суть ее в том, что судебный пристав-исполнитель вправе получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в размере и пределах, которые определены судом, и необходимы для исполнения исполнительного документа.
- Учитывая вышеизложенную позицию Генеральной прокуратуры Российской Федерации, при обращении в налоговые органы взыскателя с запросом о получении информации о счетах должника с одновременным предъявлением подлинника или заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению взыскателю в течение семи дней со дня получения указанного запроса предоставляется информация о наименовании, основном государственном регистрационном номере (ОГРН) и месте нахождения банка, в котором открыты счета должника, а также о номерах этих счетов.
- Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести разъяснения до подведомственных территориальных налоговых органов и обеспечить контроль за их выполнением.
- Н.Е.МЕЛЬНИКОВ