О разъяснениях по вопросам договорных отношений в связи с принятием Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549
- Принято
- Министерством регионального развития Российской Федерации
- Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, потребителей и поставщиков газа, в целях формирования единообразной практики применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 (далее - Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан), направляет разъяснения по вопросам договорных отношений с принятием Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и ранее заключенным договорам газоснабжения, порядка и условий договора, приостановления исполнения договора и расторжения договора для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в судебном порядке поставки газа.
- 1. Соотношение Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и ранее заключенных договоров газоснабжения
- В соответствии с частью 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
- Газоснабжение является одной из форм энергоснабжения (часть 1 статья 539 и часть 2 статья 548 Гражданского кодекса). Договор энергоснабжения относится к публичным договорам (часть 1 статья 426 Гражданского кодекса).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 принято в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1993 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", согласно статье 8 которого Правительство Российской Федерации утверждает правила поставок газа.
- Таким образом, Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан являются обязательными как при заключении, так и при исполнении ранее заключенных договоров поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
- Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другими законами или договором (часть 1 статья 450 Гражданского кодекса).
- Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 установлено, что договоры поставки газа, заключенные до вступления в силу Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, сохраняют юридическую силу до истечения срока их действия или до их перезаключения.
- Таким образом, понуждение абонентов к перезаключению договоров газоснабжения, в том числе договоров, которые считаются заключенными с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (часть 1 статья 540 Гражданского кодекса), является недопустимым.
- В то же время в целях формирования единого правового поля в отношениях по поставкам газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан рекомендуем поставщикам газа проводить договорную кампанию, направленную на оформление письменных договоров с абонентами - владельцами жилых помещений.
- Органам государственной власти и местного самоуправления рекомендуем оказывать в рамках предоставленных полномочий поставщикам газа информационную и организационную поддержку в проведении договорной кампании.
- 2. Порядок заключения договора
- В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан абонентом по договору поставки газа для обеспечения коммунальных услуг гражданам может выступать как физическое лицо, приобретающее газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, так и юридическое лицо, являющееся исполнителем коммунальной услуги газоснабжения.
- Правила не ограничивают возможность заключения договоров поставки газа между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и поставщиком газа и в том случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется юридическим лицом (управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным и иным специализированным кооперативом).
- В то же время в соответствии с пунктом 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
- Пунктом 6 статьи 155 Жилищного кодекса предусмотрено, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
- Жилищный кодекс не ограничивает право членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива установить порядок несения расходов на оплату коммунальных услуг путем заключения индивидуальных договоров с ресурсоснабжающими организациями.
- Аналогичные положения могут быть предусмотрены договорами, заключенными лицами, не являющимися членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, соответственно с товариществом собственников жилья.
- В случае принятия органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива указанного механизма внесения платы за коммунальные услуги нормативных препятствий к заключению договоров между поставщиком газа и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме нет.
- В тех случаях, когда органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги в их адрес, то договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан должен быть заключен поставщиком газа с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
- При этом необходимо принимать во внимание, что отсутствие подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, является основанием для отказа поставщиком газа в заключение договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан юридическому лицу, приобретающему газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению (подпункт "а" пункта 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан).
- 3. Условия договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан
- В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
- При этом существенными являются условия о предмете договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
- Пункты 15 и 16 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан прямо не называют перечисленный в нем перечень сведений, подлежащих указанию в договоре, его существенными условиями.
- Вместе с тем, содержание названного пункта говорит о том, что предусмотренные им положения носят императивный характер и указывают на необходимость включения в договор соответствующих сведений.
- Пункт 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан предусматривает право поставщика газа на отказ от заключения договора в случае непредоставления абонентом при направлении оферты сведений, необходимых для отражения в договоре.
- Таким образом, пункты 15 и 16 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан устанавливают перечень существенных условий договора.
- В то же время согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 установлено, что договоры поставки газа, заключенные до вступления в силу Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, сохраняют юридическую силу.
- В связи с этим отсутствие в договорах газоснабжения, заключенных до вступления в силу Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, существенных условий, предусмотренных пунктами 15 и 16 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, не является основанием для признания их незаключенными.
- 4. Приостановление исполнения договора и расторжение договора в судебном порядке
- Пункт 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан предусматривает, что до приостановления исполнения поставщиком своих обязательств последний обязан направить абоненту два уведомления (за 40 и за 20 дней до предполагаемой даты приостановления подачи газа).
- Как следует из данной нормы, у поставщика газа существует обязанность направить письменное уведомление, но не обеспечить его вручение.
- При этом возможно вручение уведомления о предстоящей приостановке подачи газа не непосредственно абоненту, а лицу, зарегистрированному по месту проживания в домовладении.
- В соответствии с пунктом 53 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан договор по иску поставщика газа может быть расторгнут в судебном порядке в случае, если абонент в течение 3 месяцев со дня приостановления подачи газа не принял мер по устранению причин, послуживших основанием для приостановления поставки газа, указанных в пункте 45 и подпункте "в" пункта 47 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
- На практике во многих случаях, когда абонент препятствует (уклоняется) в допуске представителей поставщика газа в жилое помещение либо поставщик газа не имеет фактической возможности в доступе в жилое помещение (отсутствие проживающих в жилом помещении), технически невозможно приостановить газоснабжение по конкретному договору без нарушения прав и законных интересов других абонентов.
- В такой ситуации необходимо исходить из того, что трехмесячный срок следует исчислять с даты приостановления, указанной в уведомлении о приостановлении поставки газа.
- В то же время бремя доказывания технической невозможности приостановления газоснабжения по договору без доступа в жилое помещение лежит на поставщике газа.
- Документальным подтверждением технической невозможности приостановления подачи газа может служить письменное заключение газораспределительной организации либо акт, фиксирующий выезд представителей поставщика газа и газораспределительной организации для приостановления газоснабжения.
- С.И.КРУГЛИК