» » » Об источниках света, используемых в фарах транспортных средств

Об источниках света, используемых в фарах транспортных средств


Российская Федерация
Письмо Минпромторга РФ от 16 июня 2009 года № 132/С
Об источниках света, используемых в фарах транспортных средств
Принято
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации
  1. "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  2. АВТОМОБИЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ"
  3. ПИСЬМО
  4. от 16 июня 2009 г. N 132/с
  5. На запрос в отношении эффективности использования газоразрядных источников света сообщаем:
  6. 1. Разработка и производство фар транспортных средств осуществляется под конкретный источник света, предназначенный к использованию в фарах транспортных средств, в соответствии с требованиями международных правил - Правил ЕЭК ООН. Согласно этим Правилам каждая фара должна иметь маркировку, где указывается категория источника света, с которым необходимо осуществлять эксплуатацию фары на транспортном средстве. При этом замена категории используемого источника света категорически запрещена. В отношении возможности установки газоразрядных ламп в фары, предназначенные для использования с галогенными лампами накаливания, необходимо отметить недопустимость таких действий, так как это противоречит упомянутым Правилам, в силу действия, по меньшей мере, трех причин, каждая из которых в свою очередь, нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения.
  7. Во-первых, излучение газоразрядных ламп имеет меньшую длину волны - 470 нм вместо 550 нм у галогенных ламп, что при одинаковой высоте микронеровности (шероховатости) отражающей поверхности, согласно следствию из закона Релея, приводит к значительному увеличению угла рассеяния отраженного излучения (более подробно см. <1,2>). Вот почему практически все ксеноновые фары слепят. Чтобы исключить ослепление они должны иметь более высокий класс отражающей поверхности рефлектора, а это далеко не все фирмы, даже очень хорошие, могут выполнить.
  8. Во-вторых, как видно из рис. 1, габариты искрового разряда газоразрядных ламп превышают габариты тела накала галогенных ламп <3>, что также приводит к увеличению углов рассеяния как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, а следовательно - к ослеплению водителей встречного транспорта.
  9. Рис 1. Габаритные размеры тела накала лампы категории H7 (a) и искрового разряда газоразрядной лампы категории D2 (b)
  10. В-третьих, использование фар с газоразрядными источниками света, согласно требованиям Правил N 48 ЕЭК ООН, требует наличия в системе освещения автоматического корректора положения светового пучка в зависимости от загрузки и профиля дорожного полотна и наличия стеклоомывателя фары, а при использовании галогенных ламп выполнение этих требований необязательно. Очевидно в этом случае, что, установив вместо галогенной лампы газоразрядную, условия безопасности дорожного движения будут нарушены (ослепление при встречном разъезде, дискомфорт и повышенная утомляемость при движении в одном режиме работы).
  11. 2. Источники света разрабатываются и выпускаются согласно Правилам N 37 ЕЭК ООН. При их разработке, производстве и сертификации руководствуются исключительно техническими характеристиками, установленными этими Правилами, а не объектом использования. Как правило, применяемость определяется патроном, который в свою очередь является элементом конструкции фары. При этом маркировка на фаре несет информацию о категории предписанного конструкцией фары источника света.
  12. 3. Одобренных к применению образцов фар автотранспортных средств, предназначенных для использования как с газоразрядными, так и с галогенными источниками света, не существует. По вышеуказанным причинам, это просто противоречит здравому смыслу.
  13. 4. Для транспортных средств с традиционной системой освещения отечественными и международными стандартами установлены следующие режимы освещения: дальний свет, ближний свет, противотуманное освещение.
  14. Для транспортных средств с адаптивной системой освещения (AFS) регламентированы: дальний свет, магистральное освещение, сверхдальний свет, городской свет для малых скоростей движения, городской свет для повышенных скоростей движения, противотуманное освещение, включающее режимы: дождь - мокрая дорога, сильный дождь, плотный туман.
  15. Под понятием "режим работы" следует понимать совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий. В свою очередь светораспределение, согласно Правилам ЕЭК ООН, определяется категорией используемого источника света и конструкцией светового прибора, например, Правила N 112 регламентируют значения светотехнических характеристик, характер светораспределения, форму светотеневой границы и т.п. для фар с галогенными лампами, а Правила N 98 - то же самое, для фар с газоразрядными лампами. Поэтому терминологически они могут иметь одно название по назначению при использовании, но быть разными по сути, что и закреплено в отечественных и международных стандартах.
  16. В ГОСТ Р 51709-2001 в разделе определения отсутствуют формулировки используемых терминов "цвет" и "цвет огней" внешних световых приборов, но по характеру использования этих терминов в тексте они понимаются как цветовой тон, т.е. характеристика воспринимаемого цвета, описываемая словами: желтый, красный, белый и т.п. Согласно <4> эта характеристика соответствует колориметрическому понятию доминирующая длина волны. Очевидно, что было бы правильно в процессе оценки технического состояния определять соответствующие параметры инструментально, а не субъективно.
  17. В заключении необходимо отметить, что все перечисленные проблемы настоящего запроса были разрешены специалистами НИИАЭ и АВТОВАЗа в первоначальной редакции стандарта ГОСТ Р 51709-2001, но потом в результате действий разработчика (НИИАТ) по "адаптации" стандарта к "рабочим" условиям исчезли. В результате действующая редакция раздела ГОСТа Р 51709-2001, внешние световые приборы, опасна для использования и требует пересмотра.
  18. Литература:
  19. 1. А.С. Топорец "Отражение света шероховатыми поверхностями" в сборнике "Теоретические и прикладные проблемы рассеяния света" под редакцией Б.И. Степанова и А.П. Иванова. Наука и техника. Минск, 1971 г.
  20. 2. Headlamps with fiber-optic image converters for different applications. L.G. Novakovskiy, J.E. Koroleva, J.-P. Mi Miras PAL 2005, Vol Symposium Darmstadt University of Technology; 2005.
  21. 3. Plug & play semiconductor light sorces for visible and illumination applications. Th. Reiners, A. Bibl, P. Frey, R. Vollmer; PAL 2007, Vol. Symposium Darmstadt University of Technology; 2007.
  22. 4. Международный светотехнический словарь. Москва "Русский язык", 1979 г.
  23. Директор
  24. Е.А.ШМУРНОВ

Предыдущая новость - О рассмотрении запроса

Следующая новость - О приемке сетей связи в эксплуатацию