Письмо Минфина РФ от 23 декабря 2009 года № 03-11-06/3/301
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: ООО является организацией, управляющей недвижимым имуществом - многоквартирными домами (ОКВЭД 70.32.1), осуществляет единственный вид деятельности и применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
- С собственниками помещений в многоквартирных домах - потребителями услуг заключены договоры управления. В соответствии с условиями договора управления управляющая организация (агент) по заданию собственников (принципалов) и за их счет принимает на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в том числе организации и обеспечению содержания и текущего ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; по организации предоставления коммунальных услуг пользователям жилых помещений путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями от имени и за счет средств пользователей; по контролю качества коммунальных услуг, предоставляемых пользователям жилых помещений.
- При этом управляющая организация самостоятельно определяет необходимость привлечения исполнителей для выполнения своих обязательств по договору управления.
- Цена договора управления является агентским вознаграждением, которое определяется как разница между суммами, начисленными пользователям жилых помещений за управление, содержание и ремонт общего имущества по официально утвержденным тарифам, и произведенными расходами по оплате работ, выполненных привлеченными управляющей компанией в рамках выполнения своих обязательств по договору управления организациями. При отсутствии соответствующего решения собственников плата за управление, содержание и ремонт общего имущества рассчитывается по тарифам, установленным органом местного самоуправления (п. 4 ст. 158 ЖК РФ).
- Исходя из анализа положений пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных агентом за принципала, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов агента в соответствии с условиями заключенных договоров.
- До октября 2009 г. между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией действовал договор о снабжении тепловой энергией и горячей водой (ресурсоснабжения) жилого фонда на коммунальные нужды отопления и горячего водоснабжения. По данному договору управляющая организация осуществляла действия от имени и за счет собственников жилых помещений многоквартирных домов в соответствии с заключенными договорами управления, платежи граждан - пользователей коммунальных услуг поступали на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.
- В настоящее время на территории города, где осуществляет деятельность управляющая организация, поставку коммунальных ресурсов в виде тепловой энергии и горячей воды осуществляет ресурсоснабжающая организация, предложившая заключить договор энергоснабжения, согласно которому управляющая организация, являясь абонентом ресурсоснабжающей организации, действует от своего имени и за свой счет. В проекте договора отсутствует ссылка на действие управляющей организации от имени и за счет средств собственников жилых помещений в рамках агентского договора (договора управления многоквартирным домом).
- В соответствии с условиями предлагаемого договора управляющая организация приобретает коммунальные ресурсы. Исходя из этих условий, а также п. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг по отношению к их потребителям, проживающим в многоквартирных домах, то есть оказывает им услуги по отоплению жилых помещений и горячему водоснабжению и получает плату от потребителей за оказанные услуги. Таким образом, управляющая организация в целях исполнения обязанностей, возложенных на нее действующим законодательством, вынуждена принять на себя полномочия по оказанию коммунальных услуг, не порученные собственниками жилья, но не нарушающие их прав.
- При этом в соответствии с п. 15 вышеуказанных Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, а если исполнителем является управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем коммунальных ресурсов осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Соответственно, стоимость коммунальной услуги равна стоимости приобретенного ресурса.
- Исходя из условий действующих договоров и фактически сложившихся обстоятельств должны ли платежи потребителей за оказанные коммунальные услуги, поступающие на счет управляющей организации, учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения средств, полученных товариществом собственников жилья от своих членов на оплату коммунальных услуг, на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, и сообщает следующее.
- В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
- Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.
- Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
- В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
- Таким образом, товарищество собственников жилья, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.
- Что касается других обязательных платежей, поступающих в ТСЖ, то в соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
- Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
- Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
- В том случае если ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ принимает к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса).
- Подпунктом 9 п. 1 ст. 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
- Таким образом, в случае если предпринимательская деятельность налогоплательщика - управляющей организации исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
- Заместитель директора
- Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- С.В.РАЗГУЛИН
- 23.12.2009