» » » О разработке вузами основных образовательных программ

О разработке вузами основных образовательных программ


Российская Федерация
Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2010 года № 03-956
О разработке вузами основных образовательных программ
Принято
Министерством образования и науки Российской Федерации
  1. В связи с многочисленными запросами, поступающими от образовательных учреждений высшего профессионального образования, о разработке основных образовательных программ (далее - ООП) для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, Департамент совместно с Координационным советом учебно-методических объединений высших учебных заведений Российской Федерации и научно-методических советов Минобрнауки России подготовил в помощь разработчикам ООП соответствующие разъяснения (прилагаются).
  2. Директор Департамента
  3. И.М.РЕМОРЕНКО
Приложение
к Письму от 13 мая 2010 года № 03-956
Разъяснение
Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
  1. 1. Вопрос: Должен ли вуз, проектируя профильную подготовку бакалавров в рамках вариативной части основной образовательной программы (ООП), следовать перечню профилей, установленному в соответствующей примерной основной образовательной программе (ПООП)?
  2. Ответ: При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза - разработчика соответствующего ФГОС ВПО. Если ФГОС ВПО создан двумя и более разработчиками, то остальные вузы могут ориентироваться на перечень профилей, представленных в примерных основных образовательных программах вузов-разработчиков.
  3. Вуз может разработать ООП и без указания профиля подготовки.
  4. 2. Вопрос: Может ли вуз разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров? Может ли университет, получивший право работать по собственным образовательным стандартам, не придерживаться перечня профилей подготовки бакалавров, определенного в ПООП?
  5. Ответ: Вуз может разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных основных образовательных программах. Для этого ему необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. N 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования".
  6. При этом следует иметь в виду, что содержание нового профиля не должно затрагивать предметные области других направлений подготовки. Наименование нового профиля не должно совпадать с наименованиями других направлений подготовки и специальностей.
  7. Университет, получивший право самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты и требования к ним, самостоятельно определяет профили подготовки бакалавров или реализует ООП без профилей.
  8. 3. Вопрос: Каков порядок введения новой специализации в рамках специальности?
  9. Ответ: Для того чтобы ввести новую специализацию, необходимо внести изменения в соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт. Порядок принятия ФГОС ВПО определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142.
  10. 4. Вопрос: Можно ли в рамках одного профиля подготовки бакалавров в вузе разрабатывать несколько учебных планов?
  11. Ответ: Можно, с учетом особенностей основной образовательной программы подготовки бакалавров.
  12. 5. Вопрос: Сколько магистерских программ может реализовать вуз в рамках одного направления подготовки?
  13. Ответ: В рамках одного направления подготовки вуз может реализовать любое количество основных образовательных программ магистратуры (магистерских программ), при условии выполнения требований ФГОС ВПО.
  14. 6. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять редакцию компетенций, приведенных во ФГОС?
  15. Ответ: Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы.
  16. 7. Вопрос: Имеет ли право вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять требования к знаниям, умениям и навыкам, приведенные во ФГОС (таблица 2 "Структура ООП")?
  17. Ответ: Требования ФГОС (в том числе к знаниям, умениям и навыкам) являются обязательными для выполнения с учетом профилей реализуемых вузом основных образовательных программ. При разработке своей основной образовательной программы вуз может вводить дополнительные требования к знаниям, умениям и навыкам.
  18. 8. Вопрос: Являются ли обязательным для вуза наименования дисциплин, приведенных во ФГОС (таблица 2 "Структура ООП")?
  19. Ответ: Наименования дисциплин "История", "Философия", "Иностранный язык", "Физическая культура", "Безопасность жизнедеятельности" не могут быть изменены вузом при формировании основных образовательных программ бакалавриата и подготовки специалистов.
  20. Лишь в случаях, когда наименование обязательной дисциплины совпадает с наименованием направления подготовки, она может быть представлена в виде нескольких дисциплин.
  21. Наименование других дисциплин вуз имеет право корректировать при условии выполнения требований к знаниям, умениям и навыкам, приведенным во ФГОС (таблица 2).
  22. Для направлений подготовки и специальностей, где требуется аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, медицины, транспорта и т.п.), обязательный перечень дисциплин базовой части профессионального цикла может быть установлен соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
  23. 9. Вопрос: Обязателен ли для вуза перечень дисциплин, приведенных в вариативной (профильной) части примерного учебного плана?
  24. Ответ: Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплин вариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане, носит рекомендательный характер при условии реализации вузом компетенций, определенных примерной ООП.
  25. Для направлений подготовки и специальностей, где требуется аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, медицины, транспорта и т.п.), обязательный перечень дисциплин вариативной части профессионального цикла может быть установлен по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относится данный вопрос.
  26. 10. Вопрос: Могут ли дисциплины базовой и вариативной частей иметь одинаковое название?
  27. Ответ: Нет. В случае необходимости наименование может быть указано с индексом (например, математика 1, математика 2).
  28. 11. Вопрос: Может ли вуз при формирования учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров использовать вариативную часть других циклов основной образовательной программы, а не только профессионального цикла?
  29. Ответ: При формирования учебного плана для конкретного профиля подготовки бакалавров вуз вправе использовать вариативную часть циклов Б.1, Б.2 и Б.3, сохраняя при этом содержание дисциплин соответственно направленности циклов.
  30. 12. Вопрос: Должны ли дисциплины по выбору студента включаться в каждый цикл основных образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов?
  31. Ответ: В соответствии с п. 7.5 ФГОС общий объем дисциплин по выбору обучающихся должен составлять не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Следовательно, дисциплины по выбору обучающихся могут быть не в каждом цикле.
  32. 13. Вопрос: Каков порядок реализации факультативных (не обязательных для освоения студентом) дисциплин?
  33. Ответ: Согласно ФГОС, вуз может дополнительно к ООП реализовать факультативные дисциплины, являющиеся необязательными для изучения (в бакалавриате и при подготовке специалиста объемом до 10 зачетных единиц). Дополнительно к ООП магистратуры могут быть реализованы факультативные дисциплины в объеме, определяемом вузом самостоятельно.
  34. Высшее учебное заведение может реализовывать факультативные дисциплины за счет ежегодного резерва в 2 - 5 учебных недель, образующегося за счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год.
  35. 14. Вопрос: Предполагает ли разработка ООП на основе ФГОС ВПО обязательное использование принципа асинхронного ("нелинейного") обучения?
  36. Ответ: Для реализации компетентностного подхода предпочтительно вводить элементы "асинхронного" обучения (формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся).
  37. 15. Вопрос: Должна ли ООП на базе ФГОС ВПО разрабатываться с обязательным применением модульного формата?
  38. Ответ: Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденному Постановлением Правительством Российской Федерации N 71 от 14 февраля 2008 г.: "Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся...". На эту формулировку опирается и ФГОС ВПО.
  39. Эффективность реализации компетентностного подхода, разработки совместных образовательных программ, академической мобильности студентов и преподавателей значительно повышается при проектировании ООП и реализации образовательного процесса в модульном формате.
  40. Таким образом, вузу рекомендуется проектировать модульные ООП, но это не является обязательным требованием ФГОС.
  41. 16. Вопрос: Должны ли вузы перейти к учету нагрузки преподавателей в зачетных единицах?
  42. Ответ: Вуз вправе самостоятельно решать вопрос о переходе на систему учета нагрузки преподавателей в зачетных единицах при условии разработки соответствующей внутривузовской нормативной базы.
  43. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений ВПО установлена Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" и составляет 36 часов в неделю. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденному Постановлением Правительством Российской Федерации N 71 от 14 февраля 2008 г., учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.
  44. 17. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять установленную ФГОС величину трудоемкости учебного года, равную 60 зачетным единицам?
  45. Ответ: Нет, не может. Трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно.
  46. 18. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы отклоняться от установленного ФГОС соответствия 1 зачетной единицы 36 академическим часам?
  47. Ответ: В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана однозначно - 60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке основных образовательных программ вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов.
  48. 19. Вопрос: Может ли трудоемкость дисциплин (модулей) и практик определяться дробным числом зачетных единиц?
  49. Ответ: Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц.
  50. 20. Вопрос: На физическую культуру в соответствии с ФГОС отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам. Каким образом должны учитываться эти зачетные единицы по годам обучения?
  51. Ответ: Возможно два варианта в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры.
  52. Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (в течение 2 лет), то можно начислять по 1 з.ед. в год.
  53. Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или 6 семестров, то можно начислять 2 зачетные единицы сразу по окончании всех занятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет). При таком подходе промежуточную аттестацию студента (включая академические справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетом отработанных студентом академических часов.
  54. 21. Вопрос: Требования к количеству лекционных занятий относятся к каждой дисциплине или к образовательной программе в целом?
  55. Ответ: Требование к количеству лекционных занятий относится не к каждой дисциплине отдельно, а к аудиторным занятиям основной образовательной программы в целом (за исключением разделов ООП: физическая культура, практика, НИР, итоговая государственная аттестация).
  56. 22. Вопрос: Можно ли при разработке учебного плана вуза предусматривать экзамен в качестве формы промежуточной аттестации для дисциплин объемом в 3 и менее зачетных единиц?
  57. Ответ: Можно, при условии, что количество экзаменов за календарный год не превышает 10.
  58. Следует иметь в виду, что ФГОС ВПО не связывает выставление оценки с обязательной процедурой экзамена. Согласно п. 7.4 ФГОС: "По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). Оценка по дисциплине может быть получена не только в результате экзамена, но и при использовании различных образовательных технологий (например, балльно-рейтинговой).
  59. 23. Вопрос: Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма "один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен)", определенная в письме Министерства образования Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 14-52-988ин/13?
  60. Ответ: При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация). При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля).
  61. 24. Вопрос: Как определить трудоемкость учебного года программ бакалавриата, программ магистратуры, программ подготовки специалиста в случае реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения?
  62. Ответ: Трудоемкость учебного года программ бакалавриата, программ магистратуры, программ подготовки специалиста в случае реализации основных образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения определяется федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему направлению (специальности) с учетом полной трудоемкости ООП и установленных высшим учебным заведением сроков обучения. Например, при сроке освоения ООП подготовки бакалавра в 5 лет трудоемкость образовательной программы за учебный год составит 48 зачетных единиц.
  63. 25. Вопрос: Обязательно ли при разработке основных образовательных программ вуза по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения предусматривать организацию практик?
  64. Ответ: Требования федерального государственного образовательного стандарта должны выполняться вне зависимости от формы обучения. Практика для студентов очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения может быть организована по месту их работы.
  65. 26. Вопрос: Возможна ли реализация ускоренных образовательных программ подготовки магистров и специалистов?
  66. Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ "получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается" (статья 1, п. 5 б).
  67. Ускоренная программа не является сокращенной. Следовательно, реализация ускоренных магистерских образовательных программ и программам подготовки специалистов возможна.
  68. Минобрнауки России планирует в 2010 - 2011 годах разработку нормативного документа федерального уровня, регулирующего реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки.
  69. 27. Вопрос: Что может изменить вуз при ежегодном обновлении основной образовательной программы?
  70. Ответ: Основная цель обновления ООП - гибкое реагирование на потребности рынка труда, учет новых достижений науки и техники. При обновлении основной образовательной программы необходимо руководствоваться Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года N 71 (см. п. 39):
  71. "...Высшее учебное заведение ежегодно обновляет основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных высшим учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практики, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы...".
  72. При переработке основных образовательных программ следует учитывать мнения работодателей.
  73. 28. Вопрос: В какой степени содержание учебных дисциплин (модулей) должно быть раскрыто в сети Интернет?
  74. Ответ: Содержание учебных дисциплин (модулей) может быть представлено в сети Интернет или полностью, или в аннотированном виде (по усмотрению высшего учебного заведения) с учетом соблюдения норм информационной безопасности.
  75. 29. Вопрос: Где можно найти примерные основные образовательные программы высшего профессионального образования?
  76. Ответ: Разработанные на основе ФГОС ВПО примерные основные образовательные программы размещены на сайтах вузов - разработчиков ФГОС. Ссылки на сайты можно найти на web-странице Федерального института развития образования по ссылке: http://www.firo.ru/programmy-profobrazovaniva/koordinacionnyi-plan-razrabotki-primernyx-osnovnyx-obrazovatelnyx-programm/
  77. Определение используемых терминов
  78. Область профессиональной деятельности - совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;
  79. объект профессиональной деятельности - системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;
  80. вид профессиональной деятельности - методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;
  81. основная образовательная программа вуза - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; направление подготовки - совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;
  82. специальность - комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках соответствующей области профессиональной деятельности; профиль, специализация - направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;
  83. модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;
  84. учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности;
  85. зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;
  86. результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;
  87. компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; сокращенная образовательная программа - образовательная программа высшего учебного заведения, разработанная с учетом предшествующего уровня профессионального (среднего профессионального или высшего) образования обучающегося (сокращение срока освоения программы производится или за счет переаттестации дисциплин (или их частей), изученных в среднем профессиональном учебном заведении, или перезачете дисциплин, изученных в высшем учебном заведении);
  88. ускоренная образовательная программа - образовательная программа высшего учебного заведения, разработанная для обучающихся, способных освоить полную образовательную программу в более короткие сроки.

Предыдущая новость - О направлении методического письма по полиомиелиту

Следующая новость - Анализ работы по организации и ведению социально-гигиенического мониторинга