» » » Письмо Минфина РФ от 19 мая 2010 года № 03-02-07

Письмо Минфина РФ от 19 мая 2010 года № 03-02-07


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 19 мая 2010 года № 03-02-07/1-244
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: ФГУ при наличии достаточного остатка денежных средств на расчетном счете в октябре - ноябре 1999 г. перечислило в бюджет через отделение банка налоговые платежи в сумме 174 785 руб.
  2. Денежные средства списаны банком со счета учреждения, что подтверждается выписками с расчетного счета, однако налоговая инспекция не признала факта уплаты налогов, поскольку денежные средства в бюджет не поступили. При направлении платежных поручений в банк учреждение действовало добросовестно, так как не имело сведений о его неплатежеспособности.
  3. Исходя из п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Вместе с тем в силу п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
  4. Таким образом, из положений ст. ст. 44 и 45 НК РФ в их системной связи следует, что обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается с момента предъявления в банк поручений на уплату соответствующего налога при соблюдении условий, предусмотренных ст. 45 НК РФ, а также с учетом того, что налогоплательщик в этой ситуации действовал добросовестно.
  5. Однако согласно ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
  6. - Правительством РФ - по федеральным налогам и сборам;
  7. - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями - по региональным и местным налогам.
  8. Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды только в случае ликвидации организации путем признания должника несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.
  9. Постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2007 N 62 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам" решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом при наличии документов, определенных Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", то есть по решению арбитражного суда о ликвидации организации путем признания должника несостоятельным (банкротом).
  10. Признается ли в указанном случае безнадежной недоимка по налогам и сборам, числившаяся за ФГУ, уплата и взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера?
  11. Ответ:
  12. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о списании недоимки и сообщает следующее.
  13. В соответствии с п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  14. Правила, предусмотренные п. 1 ст. 59 Кодекса, на основании п. 2 указанной статьи применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
  15. В целях реализации ст. 59 Кодекса Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам", согласно которому решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций.
  16. Другие основания для списания числящейся за организацией недоимки, взыскание которой невозможно, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрены.
  17. Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика при наличии документов, указанных в п. 4 данного Постановления.
  18. Порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности определяется Министерством финансов Российской Федерации, а в случае, предусмотренном в абз. 3 п. 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, государственными социальными внебюджетными фондами.
  19. Минфином России утвержден Приказ от 15.06.2005 N 72н "О порядке принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, в том числе по суммам налоговых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г., а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам".
  20. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 269777-5 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов", внесенный Правительством Российской Федерации.
  21. Законопроектом, в частности, предусматривается уточнить ст. 59 Кодекса, определив в ней исчерпывающий перечень оснований признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию. При этом предполагается установить новое основание признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию при наличии вступившего в силу решения суда об утрате возможности на взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания (отказа суда в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам).
  22. Вместе с тем представляется целесообразным отметить, что в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О указывается, что отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, являются налоговыми правоотношениями. Отношения же банка и его клиента, вытекающие из договора банковского счета и основанные на принципе разумности и добросовестности действий его участников, являются гражданскими правоотношениями, в рамках которых исполнение банком обязательств по зачислению поступающих на счет клиента денежных средств и их перечислению со счета, а также распоряжение клиентом находящимися на его счете денежными средствами, зачисленными банком в том числе при исполнении им собственных обязательств перед клиентом, могут осуществляться лишь при наличии на корреспондентском счете банка необходимых денежных средств. По смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 Кодекса, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. На недобросовестных налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в мотивировочной и резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П, и принудительное взыскание в установленном законом порядке с недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности.
  23. Закрепленный в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П подход, допускающий распространение его правовой позиции только на добросовестных налогоплательщиков, предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном Кодексом. Из признания таких банков и налогоплательщиков недобросовестными вытекает, что на них не распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой конституционная обязанность каждого налогоплательщика считается исполненной в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика средств в уплату налога, поскольку по существу они от исполнения данной обязанности уклонились.
  24. Заместитель директора
  25. Департамента налоговой
  26. и таможенно-тарифной политики
  27. С.В.РАЗГУЛИН
  28. 19.05.2010

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 21 мая 2010 года № 03-03-06

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 21 мая 2010 года № 03-03-06