Письмо Минфина РФ от 21 мая 2010 года № 03-03-06/2/98
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Банк разместил собственные облигации, номинированные в рублях. При размещении банком была установлена ставка купона на несколько первых купонных периодов, ставка по остальным купонным периодам, в соответствии с условиями решения о выпуске облигаций, устанавливается банком по окончании последнего купонного периода с ранее определенной процентной ставкой.
- При этом у банка одновременно с объявлением ставки купона на последующие купонные периоды возникает обязательство осуществить выкуп облигаций у их владельцев ("публичная оферта"), после чего банк вправе снова привлечь денежные средства под указанные облигации, выпустив их в дальнейшее, "вторичное" обращение (со вновь установленной ставкой купона на несколько последующих купонных периодов).
- Вопрос 1. Банк считает, что в связи с тем, что установление ставок по купонам облигаций связано с выкупом облигаций банком и их повторным "размещением" среди инвесторов, для целей признания расходов в виде процентов по данным облигациям является возможным в соответствии со ст. 269 НК РФ применять ставку рефинансирования Банка России, действовавшую на дату начала купонного периода, в отношении которого банком в соответствии с условиями выпуска облигаций было принято решение об установлении процентной ставки, то есть на дату "повторного" привлечения денежных средств. Правомерна ли данная позиция?
- Вопрос 2. Банк считает, что обязательства, выданные российским организациям в том же квартале, в котором банком в соответствии с условиями о выпуске производилось установление процентной ставки на последующие купонные периоды, в соответствующих объемах, валюте и на соответствующие сроки, могут считаться сопоставимыми с выпущенными во "вторичное" обращение облигациями, при этом не имеет значения факт, что при первичном размещении данного выпуска сопоставимые обязательства перед российскими организациями отсутствовали. Правомерна ли данная позиция?
- Вопрос 3. Действовавшая на момент первичного размещения облигаций учетная политика банка предусматривала расчет предельной величины процентов, признаваемых расходом, исходя из ставки рефинансирования Банка России. С нового года учетной политикой банка предусмотрен расчет предельной величины процентных расходов исходя из условий сопоставимости обязательств. Банк считает, что расчет предельной величины процентов по собственным облигациям, выпущенных во "вторичное" обращение в новом году, должен производиться исходя из правил, установленных новой учетной политикой (условиями сопоставимости). Правомерна ли данная позиция?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
- По первому вопросу
- Согласно ст. 816 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.
- В соответствии с п. 1 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
- В целях п. 1 ст. 269 НК РФ под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:
- - в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;
- - в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.
- Таким образом, по облигационному займу, не содержащему условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия такого облигационного займа, определять предельную величину процентов, признаваемых расходом, необходимо исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения денежных средств.
- По второму и третьему вопросам
- Согласно ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
- Следовательно, порядок определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, должен быть установлен организацией в учетной политике для целей налогообложения.
- По нашему мнению, порядок определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, установленный в учетной политике для целей налогообложения на определенный налоговый период, должен применяться к облигационному займу данного налогового периода и распространяться на него в следующих налоговых периодах до окончания срока его действия в случае, если облигационный заем имеет срок действия более одного налогового периода.
- Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
- Заместитель директора
- Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- С.В.РАЗГУЛИН
- 21.05.2010