О выдаче банковский гарантий
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Департамент финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев письмо в рамках своей компетенции, сообщает.
- Во исполнение пункта 7 раздела "XVII. Разное" Протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 25 декабря 2007 г. N 72 Минфином России были подготовлены проекты Федеральных законов "О внесении изменения в статью 368 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - законопроекты).
- Законопроекты направлены на исключение из действующего законодательства о страховании права выдачи страховыми организациями банковской гарантии.
- Письмом Правительства Российской Федерации N 5802п-П13 от 4 декабря 2009 г. законопроекты внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).
- Вопросы предоставления банковских гарантий регулируются законодательством о банках и банковской деятельности. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) выдача банковской гарантии относится к банковской операции.
- Статьей 7 Закона о банках устанавливается, что ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) лицензию на совершение банковских операций, не может использовать в своем наименовании слово "банк" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.
- В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон о страховании) страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном Законом о страховании порядке.
- Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные действия, связанные с выполнением обязательств по договору страхования.
- Для обеспечения исполнения обязательств по договорам страхования страховщики формируют страховые резервы. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат.
- Не являясь кредитной организацией, страховщик не может получить лицензию Банка России на осуществление банковской операции.
- Страховые организации не имеют право выдавать банковские гарантии. Юридически некорректно называть банковской гарантию, выдаваемую страховой организацией.
- Следует иметь в виду, что статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
- Соответственно, страховая организация может использовать иные, чем банковская гарантия, способы гарантирования.
- Решением Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. 17, протокол N 161) проект Федерального закона N 294302-5 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и проект Федерального закона N 294300-5 "О внесении изменения в статью 368 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" включены в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии.
- Директор Департамента
- финансовой политики
- С.В.БАРСУКОВ