Письмо Минфина РФ от 08 июля 2010 года № 03-03-06/1/452
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль расходов на освоение природных ресурсов, проводимое на основании соглашения на разведку и раздел продукции на территории Ливии; о порядке учета в целях исчисления налога на прибыль расходов в виде выплаты вознаграждений (бонусов), предусмотренных условиями соглашения на разведку и раздел продукции на территории Ливии, при его подписании, а также за добычу и за коммерческое открытие каждого нового месторождения; о порядке учета в целях исчисления налога на прибыль расходов на освоение природных ресурсов по участку, признанному бесперспективным.
- Ответ:
- Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело вопросы, поставленные в письме, и сообщает следующее.
- По вопросу 1.
- Пунктом 1 ст. 261 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера. Эти расходы осуществляются на основании приобретенных лицензий в установленном законодательством порядке.
- К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах.
- Указанные расходы учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 Кодекса, и включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ).
- Таким образом, расходы на освоение природных ресурсов, проводимое на основании Соглашения на разведку и раздел продукции на территории Ливии (далее - Соглашение), учитываются для целей налогообложения в указанном выше порядке.
- Что касается применения положений гл. 26.4 Кодекса, то сообщаем следующее.
- Указанная глава устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и применяются к полезным ископаемым, добытым из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, на участке недр, предоставленном инвестору.
- Как следует из письма, общество не будет являться собственником имущества, приобретенного или созданного в процессе реализации Соглашения на территории Ливии. Все совокупные расходы на нефтяные операции, понесенные обществом, будут покрываться за счет выделения обществу 10,4% нефти, добытой на территории Ливии.
- Учитывая изложенное, расходы по освоению месторождения (включая расходы на приобретение или создание имущества в процессе исполнения Соглашения) на территории Ливии следует признавать в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся в соответствии с положениями ст. 272 Кодекса.
- По вопросу 2.
- Как следует из Письма, условиями Соглашения предусмотрены выплаты вознаграждений (бонусов) при его подписании, а также за добычу и за коммерческое открытие каждого нового месторождения.
- Уплата вышеуказанных вознаграждений (бонусов) не может квалифицироваться как расход, осуществленный в целях приобретения лицензии согласно Федеральному закону от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Следовательно, такие расходы на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса должны учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
- В связи с этим в случае, если согласно принятой учетной политике и положениям п. 1 ст. 318 Кодекса расходы в виде вознаграждения (бонусов) являются косвенными расходами, указанные расходы в соответствии с п. 2 ст. 318 Кодекса подлежат отнесению в полном объеме к расходам отчетного (налогового) периода, к которому такие расходы относятся в соответствии с порядком уплаты вознаграждения (бонусов), установленным соответствующим договором.
- По вопросу 3.
- Пунктом 3 ст. 261 Кодекса предусмотрена возможность признания для целей налогообложения расходов на освоение природных ресурсов, в случае если они оказались безрезультатными. Такие расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик уведомил федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение о прекращении дальнейших геолого-поисковых, геолого-разведочных и иных работ на этом участке в связи с их бесперспективностью.
- При этом безрезультатными признаются геолого-поисковые, геолого-разведочные и иные работы, по результатам которых налогоплательщик принял решение о прекращении дальнейших работ на соответствующей части участка недр в связи с бесперспективностью выявления запасов полезных ископаемых либо в связи с невозможностью или нецелесообразностью строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
- Указанный порядок применяется к расходам на освоение природных ресурсов, относящимся к части территории (акватории), предусмотренной соответствующей лицензией. При этом налогоплательщик должен вести раздельный учет таких расходов по соответствующей части территории (акватории).
- Таким образом, расходы на освоение природных ресурсов по участку, признанному бесперспективным, включаются в состав прочих расходов в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 261 Кодекса.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель Министра финансов Российской Федерации
- С.Д.Шаталов
- 08.07.2010