Письмо Минфина РФ от 20 августа 2010 года № 03-11-06/2/134
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". В 2009 г. в рамках краевой целевой программы организация получила субсидию на возмещение части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов и нематериальных активов.
- Данные средства были отнесены к внереализационным доходам и учтены при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 2009 г.
- Организация ведет бухгалтерский учет в полном объеме, сумма субсидии как внереализационный доход по окончании года была отнесена к нераспределенной прибыли.
- Могут ли учредители распределить данный доход (субсидию) вместе с полученной прибылью за год на выплату части прибыли? Будет ли выплата части прибыли облагаться налогом на прибыль по ставке 9%?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
- В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
- При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
- Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования, которые не учитываются при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, установлен пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Кодекса.
- Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.
- При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.
- В соответствии с п. 2 указанной статьи Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
- К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
- Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), учитываются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Кодекса.
- Таким образом, денежные средства, полученные организацией в рамках краевой программы "Субсидии на возмещение части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов и нематериальных активов", признаются доходом и подлежат налогообложению в целях применения упрощенной системы налогообложения.
- Что касается выплаты дивидендов, то согласно ст. 43 Кодекса дивидендом признается любой доход, полученный участником общества при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим участнику долям пропорционально долям участников в уставном (складочном) капитале этого общества.
- Статьей 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.
- Вышеназванные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса.
- Согласно ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общества вправе принимать решение о распределении чистой прибыли между участниками, которое осуществляется пропорционально долям участников в уставном капитале.
- Определение чистой прибыли осуществляется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н.
- Следовательно, источником выплаты дивидендов является чистая прибыль организации.
- Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов, должны определять чистую прибыль в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
- При этом в составе налогов и сборов, учитываемых при исчислении чистой прибыли, у данных организаций учитываются налоги и сборы, от уплаты которых данные организации не освобождены. Перечень налогов, от уплаты которых освобождаются организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, приведен в п. 2 ст. 346.11 Кодекса.
- При отражении в бухгалтерском учете государственной помощи организации должны руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.
- Согласно указанному Положению списание бюджетных средств на финансирование капитальных расходов со счета учета целевого финансирования производится на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочих доходов.
- Одновременно сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 20.08.2010