» » » Письмо Минфина РФ от 04 августа 2010 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 04 августа 2010 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 04 августа 2010 года № 03-03-06/2/139
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ организацией не учтены в расходах прошлых налоговых периодов при определении налоговой базы по налогу на прибыль убытки, связанные с хищением денежных средств, по уголовным делам, по которым в прошлых годах получены постановления следователя органов внутренних дел РФ о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лиц, совершивших данные преступления.
  3. С 1 января 2010 г. согласно п. 1 ст. 54 НК РФ (в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) "налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога".
  4. Вправе ли организация в целях налога на прибыль в соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ учесть в расходах текущего налогового периода убытки от хищений денежных средств, виновники которых не установлены, на основании полученных в прошлых годах постановлений о приостановлении предварительного следствия по уголовным делам?
  5. Ответ:
  6. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу о порядке налогового учета убытков от хищения денежных средств сообщает следующее.
  7. Согласно пп. 5 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.
  8. Таким образом, налогоплательщик может в целях исчисления налога на прибыль организаций уменьшить полученные доходы на сумму внереализационных расходов в виде убытков от хищений при документальном подтверждении факта отсутствия виновных в хищении имущества (в том числе денежных средств) лиц уполномоченным органом государственной власти.
  9. Статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перечислены органы государственной власти, которые уполномочены в зависимости от рода преступления, поименованного в соответствующих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации, производить предварительное следствие. В частности, по хищениям имущества (ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации) предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации.
  10. При этом согласно пп. 1 п. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается, о чем следователь выносит соответствующее постановление, копию которого направляет прокурору.
  11. На основании пп. 13 п. 2 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации потерпевший вправе получить копию указанного постановления, которым, соответственно, подтверждается факт отсутствия виновных лиц.
  12. Следовательно, датой признания убытка от недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц является дата вынесения следователем соответствующего постановления.
  13. В том случае, если налогоплательщик при наличии постановления следователя органов внутренних дел Российской Федерации о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лиц, совершивших хищение, не учел в составе внереализационных расходов убытки от хищений, виновники которых не установлены, в том отчетном периоде, в котором соответствующее постановление было вынесено, следует учитывать положения п. 1 ст. 54 НК РФ.
  14. В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
  15. Вместе с тем налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (п. 1 ст. 54 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2010 г.).
  16. К излишней уплате налога на прибыль организаций могут привести в том числе ошибочно не учтенные в момент возникновения расходы.
  17. Осуществляя такой перерасчет, налогоплательщик отражает в составе соответствующей группы (вида) расходов (расходы на оплату труда, амортизация, внереализационные расходы и т.д.) отчетного (налогового) периода, в котором выявлена ошибка, сумму выявленного своевременно не учтенного расхода.
  18. Таким образом, налогоплательщик, который при наличии постановления следователя органов внутренних дел Российской Федерации о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лиц, совершивших хищение, ошибочно своевременно не учел убытки от данного хищения, вправе в отчетном периоде, в котором выявлена указанная ошибка, осуществить перерасчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций, отразив сумму вышеназванных убытков в составе внереализационных расходов.
  19. При этом следует учитывать, что НК РФ не ограничивает срок перерасчета налоговой базы в случае выявления ошибок (искажений), приведших к увеличению налоговой базы и суммы налога.
  20. Вместе с тем в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
  21. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  22. С.В.Разгулин
  23. 04.08.2010

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 06 августа 2010 года № 03-04-05

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 06 августа 2010 года № 03-04-06