Письмо Минфина РФ от 04 августа 2010 года № 03-03-06/1/520
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Между двумя организациями - резидентами РФ (далее - продавец и дистрибьютор) заключен договор поставки товаров. В соответствии с договором продавец продает, а дистрибьютор покупает продукцию с целью ее дальнейшего продвижения, распространения и продажи (эффективной реализации) на условиях, предусмотренных договором.
- Согласно данному договору периодически дистрибьютор обязан организовывать рекламные, маркетинговые и иные мероприятия, способствующие увеличению сбыта продукции, предварительно письменно согласовав с представителем продавца смету затрат, которые продавец компенсирует полностью или частично по согласованию с дистрибьютором.
- Для организации рекламной акции - дегустации на территории, закрепленной за дистрибьютором, продавец передал рекламную продукцию дистрибьютору.
- При передаче продукции оформлялись товарные накладные по форме ТОРГ-12, в которых указывалось только количество переданной продукции без указания цены и стоимости. При проведении акции ежемесячно оформлялись акты приема-передачи готовой продукции на общее количество переданной рекламной продукции за месяц. Также ежемесячно дистрибьютор предоставлял продавцу отчет о проведении рекламной акции. На основании предоставленного отчета продавец оформлял акты на списание продукции.
- Правомерно ли учитывать стоимость продукции, использованной при дегустации, в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль? Являются ли акты приема-передачи готовой продукции, товарные накладные, отчет о проведенной рекламной акции документальным подтверждением расходов в целях налогообложения?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов организации на проведение рекламных акций - дегустаций и сообщает следующее.
- В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи НК РФ.
- Пункт 4 ст. 264 НК РФ определяет, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
- Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные, не указанные выше, виды рекламы, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
- Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
- Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
- Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624 "О понятии "неопределенный круг лиц" в вышеизложенной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
- Учитывая изложенное, расходы налогоплательщика по проведению дегустации продукции (самостоятельно или с привлечением третьих лиц) с целью привлечения внимания неопределенного круга потребителей к этой продукции могут относиться к расходам на иные виды рекламы согласно п. 4 ст. 264 НК РФ, которые признаются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При этом указанные расходы должны соответствовать требованиям, содержащимся в п. 1 ст. 252 НК РФ, в частности, должны быть документально подтверждены налогоплательщиком.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.РАЗГУЛИН
- 04.08.2010