» » » Письмо Минфина РФ от 26 августа 2010 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 26 августа 2010 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 26 августа 2010 года № 03-03-06/2/151
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: Инструкцией ЦБ РФ от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" установлены, в частности, числовое значение и методика расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), который регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка. Максимальное значение данного норматива не может превышать 25%.
  2. Все кредитные требования банка к заемщику или группе связанных заемщиков, условные обязательства кредитного характера и срочные сделки включаются в расчет норматива Н6 с учетом коэффициента риска. По необеспеченным кредитным требованиям коэффициент риска составляет 100% (п. 2.3 Инструкции N 110-И). Соответственно, сумма выдаваемого кредита заемщику или группе связанных заемщиков не может превышать 25% от собственных средств (капитала) банка.
  3. В связи с этим с целью снижения кредитного риска, а также увеличения суммы выдаваемого кредита банк получает от материнского банка гарантии и поручительства. Объектом данных гарантий и поручительств являются обязательства заемщика или группы связанных заемщиков по выданному кредиту. По обеспеченным такими гарантиями или поручительствами кредитным требованиям коэффициент риска снижается со 100% до 20%. Следовательно, максимальная сумма кредита, выданного заемщику под гарантию материнского банка, составит 125% от собственных средств (капитала) банка. Таким образом, привлечение гарантии или поручительства, обеспечивающих обязательства заемщика или группы связанных заемщиков, позволяет снизить кредитный риск банка в связи с невозвратом кредита заемщиком, увеличить размер выдаваемого кредита, что приводит к повышению размера дохода банка в виде процентов по выданным кредитам.
  4. Вправе ли банк учесть в целях исчисления налога на прибыль расходы в виде комиссии иностранному материнскому банку (доля которого в уставном капитале банка - 100%) за предоставление банковской гарантии или поручительства?
  5. Ответ:
  6. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
  7. Согласно ст. 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
  8. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
  9. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
  10. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  11. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
  12. В соответствии с пп. 16 п. 2 ст. 291 НК РФ к расходам банков относятся расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями.
  13. Таким образом, расходы в виде комиссий, уплачиваемых банком иностранному акционеру за предоставление по просьбе банка гарантий, обеспечивающих обязательства заемщика, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.
  14. Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
  15. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  16. С.В.Разгулин
  17. 26.08.2010

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 19 августа 2010 года № 03-03-06

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 30 августа 2010 года № 03-04-05