Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления на территории МО Костромской муниципальный район
- Принято
- Собранием депутатов Костромского муниципального района Костромской обл.
- В целях улучшения экологической обстановки на территории Костромского района и упорядочения деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Костромской области от 27.03.2003 N 107-ЗКО "Об административных правонарушениях" в соответствии с Уставом МО Костромской муниципальный район, Собрание депутатов решило:
- 1. Утвердить Правила обращения с отходами производства и потребления на территории Костромского муниципального района (приложение N 1).
- 2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по экономическому развитию (Сабурова А.П.).
- 3. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
- Глава Костромского
- муниципального района
- Костромской области,
- Председатель Собрания
- депутатов Костромского
- муниципального района
- Костромской области
- В.В.СОПИН
Правила обращения с отходами производства и потребления на территории костромского муниципального района
- Настоящие Правила обращения с отходами производства и потребления на территории МО Костромского муниципального района (далее - Правила) определяют правовую основу регулирования отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления в целях минимизации образования отходов, ресурсосбережения и использования отходов в хозяйственной деятельности, предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду на территории Костромского муниципального района.
- Настоящие правила разработаны для регламентации обращения с отходами производства и потребления, образующимися в процессе деятельности юридических и физических лиц, независимо от их организационно-правовых форм собственности, и жизнедеятельности граждан на территории Костромского муниципального района.
- Положения, нормы и требования, настоящих Правил не распространяются на остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, которые используются на самом предприятии, где образуются.
- Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами веществ в атмосферу и со сбросами веществ в водные объекты, с отходами добычи и обогащения полезных ископаемых регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Костромской области и Костромского муниципального района.
-
Глава 1. Общие положения
-
Основные понятия
- В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
- - отходы производства - отходы сырья и материалов производства, а также сопряженные продукты, получаемые в производстве;
- - отходы потребления - бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека (при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, уборке территорий населенных пунктов), содержания домашних животных и птиц, устаревшие пришедшие в негодность предметы домашнего обихода, отходы от функционирования культурно-бытовых, лечебных учреждений, организаций и предприятий торговли и общественного питания и других предприятий и организаций общественного назначения;
- - собственники отходов - юридические лица, индивидуальные предприниматели, субъекты хозяйственной деятельности и граждане, являющиеся собственниками сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, или лицо, приобретшее эти отходы у собственника на основании договора;
- - опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
- - обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- - сбор отходов производства и потребления - изъятие отходов из источников их образования и перемещение в места складирования, размещения, обезвреживания или использования (утилизации) отходов;
- - складирование отходов - упорядоченное содержание отходов в помещениях, сооружениях, на отведенных для этого участках территории в течение определенного интервала времени в целях их последующей транспортировки, размещения или использования (утилизации);
- - транспортировка отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов производства и потребления с использованием транспортных средств;
- - захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию;
- - переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования;
- - обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;
- - утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла;
- - объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, отвал горных пород, свалка ТБО);
- - места временного размещения отходов - специально обустроенные места хранения отходов, контейнеры на территории или вне территории предприятия до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов;
- - свалка - территория для складирования и (или) захоронения твердых бытовых и промышленных отходов;
- - несанкционированная свалка - несанкционированное размещение отходов сплошным свалочным телом или отдельно расположенными очаговыми навалами отходов:
- - разрешение на перемещение отходов строительства и сноса - документ, подтверждающий перемещение отходов строительства и сноса на полигон ТБО (свалку), оформленный в установленном порядке;
- - лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
- - норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида, которое образуется при производстве единицы продукции, или при использовании единицы торговой или иной площади, или в процессе деятельности или жизнедеятельности одного человека;
- - паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе:
- - вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
- - класс опасности - степень вредного воздействия отходов на окружающую природную среду. Отходы по уровню экологической опасности на окружающую среду распределяется на 5 классов: 1 класс - чрезвычайно опасные; 2 класс - высоко опасные; 3 класс - умеренно опасные; 4 класс - мало опасные; 5 класс - практически неопасные;
- - лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;
- - лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензии на право деятельности по обращению с отходами выдаются МПР России и его территориальными органами в соответствии с законодательством.
-
Правовое регулирование в сфере обращения с отходами
- Порядок обращения с отходами производства и потребления разработан на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, Костромской области и Костромского муниципального района Костромской области:
- - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- - Федеральный закон от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации";
- - Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
- - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- - Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности";
- - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждении нормативов образовании отходов и лимитов на их размещение";
- - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов":
- - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 "Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов";
- - Приказ МПР России от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" (согласно заключению Минюста России от 24.06.2001 N 07/7483-ЮД в государственной регистрации не нуждается);
- - Приказ МПР России от 11.03.2002 N 115 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2002 N 3553);
- - Приказ МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов";
- - Приказ МПР России от 16.07.2002 N 451 "О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами";
- - Законом Костромской области от 27.03.2003 N 107-ЗКО "Об административных правонарушениях";
- - решение Собрания депутатов Костромского района от 23.03.2000 N 134 "Правила благоустройства и содержания территорий населенных мест Костромского района".
-
Основные принципы обращения с отходами
- Основными принципами обращения с отходами являются:
- - Охрана и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- - Ответственность органов местного самоуправления Костромского муниципального района за обеспечение благоприятной окружающей среды и безопасных условий проживания человека в процессе обращения с отходами;
- - Минимизация образования отходов и уменьшение степени их опасности;
- - Разделение отходов при их сборе и подготовке к переработке;
- - Приоритет переработки отходов перед их уничтожением;
- - Недопущение организации несанкционированных свалок отходов и захламления территорий;
- - Развитие рынка вторичных материальных ресурсов и вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;
- - Возмещение вреда, причиненного окружающей среде и направление средств, полученных в счет возмещения, на природоохранные мероприятия;
- - Использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
- - Доступность информации в области обращения с отходами;
- - Участие в межмуниципальном сотрудничестве в области обращения с отходами.
-
Отходы как объект права собственности
- 4.1. Обязанность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов возлагается на собственника отходов.
- 4.2. Собственник отходов может передать это право собственности другим лицам в том случае, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами и вторичными ресурсами, в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ. Костромской области. Костромского муниципального района.
- 4.3. Собственник отходов, передавший право на обращение с отходами (право собственности на отходы) иному лицу, обязан иметь договор и платежные документы, подтверждающие оплату указанных услуг.
- 4.4. Лица, осуществляющих сбор отходов, приобретают право собственности на эти отходы, а вместе с правом собственности и право по дальнейшему обращению с отходами, либо передаче, либо использованию, либо захоронению.
- 4.5. Деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию согласно действующему законодательству Российской Федерации.
-
Глава 2. Полномочия органов местного самоуправления
- Костромского муниципального района в
- области обращения с отходами
-
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в
- сфере обращения с отходами относятся:
- - принятие Правил обращения с отходами производства и потребления на территории МО Костромской муниципальный район;
- - осуществление контроля за соблюдением и исполнением настоящих Правил;
- - осуществление в пределах своей компетенции экономической политики, стимулирующей деловую активность в сфере обращения с отходами на территории муниципальных образований Костромской муниципальный район;
- - координация деятельности юридических и физических лиц в сфере обращения с отходами на территории муниципального района;
- - ведение базы данных об объектах образования, размещения и переработки отходов;
- - планирование, утверждение, обеспечение реализации целевых программ, межмуниципальных программ по обращению с отходами, контроль за их исполнением;
- - согласование вопросов размещения на территории муниципального района объектов по обращению с отходами;
- - согласование решений по отводу земельных участков для строительства объектов размещения и переработки отходов;
- - установление требований к юридическим лицам и физическим лицам, осуществляющим сбор и переработку вторичного сырья;
- - обеспечение юридических и физических лиц информацией в области обращения с отходами.
-
К полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в сфере
- обращения с отходами относится:
- - разработка и принятие Порядка сбора, вывоза отходов производства и потребления;
- - организация контроля за утвержденным Порядком сбора, вывоза и размещением отходов;
- - организация очистки территорий сельских поселений в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
- - организация работы по систематическому и своевременному сбору и вывозу отходов производства и потребления, образующихся на территории поселения;
- - согласование решений по отводу земельных участков для строительства объектов размещения (захоронения) и переработки отходов;
- - установление требований к сбору отходов, контейнерам для их хранения, а также погрузочно-разгрузочным работам;
- - обеспечение юридических и физических лиц информацией в области обращения с отходами.
-
Глава 3. Общие требования к обращению с отходами
-
Нормирование в области обращения с отходами
- 7.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предоставляют их на утверждение, в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
- 7.2. Граждане, проживающие в домах индивидуальной застройки, в коммунальных платежах которых отсутствуют платежи за содержание мест временного хранения и вывоз бытовых отходов, заключают договор на сбор отходов в места их хранения, транспортирование отходов и их размещение на полигоне (свалке) твердо-бытовых отходов с предприятием (организацией, учреждением) ответственным за санитарное состояние территории.
-
Требования по обращению с отходами на территориях сельских поселений
- 8.1. Территорий сельских поселений, в том числе места временного проживания и отдыха граждан, подлежат регулярной очистке от отходов.
- 8.2. Порядок сбора отходов на территориях сельских поселений, определяется схемой очистки, утвержденной органами местного самоуправления сельских поселении, предусматривающий своевременное удаление отходов, а также экономически целесообразный раздельный сбор и утилизацию отдельных видов отходов.
- 8.3. Перевозка отходов на полигон ТБО, поселковые свалки осуществляется предназначенным для этого транспортом по графику, согласованному с заинтересованными организациями, независимо от степени заполнения контейнеров, а при необходимости - вне графика по заявке собственника контейнера.
- 8.4. Размещение ТБО на несанкционированной свалке запрещено.
- 8.5. Запрещается засорение отходами территорий населенных пунктов, лесов вокруг сельских населенных пунктов, зеленой зоны придорожных полос.
- 8.6. Запрещается сжигание ТБО на территориях населенных пунктов Костромского муниципального района.
- 8.7. Запрещается захоронение бытовых и иных отходов в не отведенных для этих целей местах.
- 8.8. Органы местного самоуправления обязаны при уборке населенных пунктов принимать меры по раздельному сбору и удалению опасных отходов, сходных по морфологическому составу с ТБО (бытовые ртутные приборы, химикаты, трупы павших животных, больничные отходы и другие).
-
Требования к обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений
- 9.1. Отходы лечебно-профилактических учреждений в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека в соответствии с санитарно-эпидемиологическими, экологическими и иными нормами и правилами подразделяются на неопасные, опасные, чрезвычайно опасные, по составу близкие к отходам промышленности, радиоактивные классы опасности.
- 9.2. Смешивание отходов лечебно-профилактических учреждений различных классов опасности на всех этапах сбора, хранения и транспортирования не допускается.
- 9.3. Отходы лечебно-профилактических учреждений перед их хранением и последующей транспортировкой для термического уничтожения должны быть подвергнуты обязательной дезинфекции.
- 9.4. Хранение контейнеров с отходами лечебно-профилактических учреждений совместно с другими отходами не допускается.
- 9.5. Послеоперационные отходы и эпидемические безопасные патологоанатомические отходы (органы, ткани и другие) подлежат уничтожению термическим способом на специальных установках или захоронению на кладбищах в специально отведенных могильниках в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, экологических и иных норм и правил.
-
Требования к обращению с биологическими отходами
- 10.1. Обращение с биологическими отходами на территории Костромского района, в том числе сбор, транспортировка, переработка и обезвреживание, осуществляется в порядке, предусмотренном ветеринарно-санитарными, экологическими нормами и правилами.
- 10.2. Запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз биологических отходов на свалки для захоронения.
- 10.3. Уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю запрещается, за исключением случаев, предусмотренных требованиями ветеринарно-санитарных, экологических норм и правил.
-
Требования к обращению с отходами строительства и сноса
- 11.1. Сбор и временное хранение отходов строительства и сноса допускается на объектах их образования.
- 11.2. Запрещается захоронение отходов строительства и сноса на территории строительной площадки.
- 11.3. Транспортирование и захоронение отходов строительства и сноса осуществляется на основании разрешения, выдаваемого предприятием, ответственным за благоустройство территории поселения.
- 11.4. Ответственность за нарушение требований к обращению с отходами строительства и сноса, в том числе при их сборе, хранении, сортировке, перемещении и размещении, несут производители отходов.
-
Требования, предъявляемые к производителям отходов при осуществлении деятельности по обращению с отходами
- 12.1. Природопользователи обязаны иметь нормативно-техническую документацию, регламентирующую сбор, накопление, размещение и первичную обработку отходов, разработанную и согласованную в установленной форме, имеющую положительное заключение государственной экологической экспертизы:
- - проектную документацию на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов назначения, в процессе функционирования которых образуются отходы;
- - технологические регламенты, отражающие процессы образования отходов и соответствующие материалы баланса;
- - журнал и документы учета движения отходов;
- - проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- - паспорта опасных отходов согласно утвержденной форме;
- - лимиты размещения отходов, выданные Комитетом охраны окружающей природной среды и природопользования "Облкомприрода" Костромской области, Управлением по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Костромской области по поднадзорности;
- - приказ об организации учета, хранении, утилизации отходов с назначением ответственных лиц;
- - договоры на передачу отходов на утилизацию, переработку или размещение;
- - план мероприятий по предотвращению возникновения аварийных ситуаций с отходами и в случае возникновения аварийных ситуаций принимать меры по их ликвидации;
- - отчет 2ТП-отходы.
- 12.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны:
- - внедрять малоотходные технологии, систему раздельного сбора отходов потребления, в том числе сбора вторичных ресурсов;
- - выполнять мероприятия по складированию, консервации, и сохранению отходов, которые временно не используются;
- - вести учет образованных, накапливаемых, перерабатываемых, обеззараживаемых, уничтожаемых и вывозимых для захоронения отходов;
- - осуществлять своевременную плату за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов) в соответствии с действующими нормативными документами.
-
Требования к сбору и временному хранению отходов
- 13.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны иметь:
- - места хранения отходов, оборудованные в соответствии с требованиями СанПиН или документы, подтверждающие использование ими иных мест хранения отходов. Места, выделенные для размещения отходов, используются исключительно для размещения отходов, заявленных при оформлении разрешения;
- - хранение отходов 1 класса опасности разрешается исключительно в герметической таре в закрытом помещении, исключающем доступ посторонних лиц; 2 и 3 класса - в надежной металлической, пластиковой, деревянной или бумажной таре; 4 и 5 класса - навалом, насыпью, в виде гряд;
- - при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметической таре должны соблюдаться следующие условия;
- - временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- - поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, пленкой, оборудование навесом и т.д.);
- - поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и т.д.);
- - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка;
- - хранение опилок в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления запрещается.
- 13.2. Граждане, в результате жизнедеятельности которых образуются бытовые (коммунальные) отходы, обязаны:
- - отходы складывать только в мусоросборники (контейнеры), установленные на специальных площадках, в выгребные ямы или пользоваться услугой специализированных автомашин предприятия, ответственного за санитарную очистку территории поселения, производящих вывоз отходов по определенному графику.
- 13.3. Гражданам, индивидуальным предпринимателя, юридическим лицам запрещается:
- - сбрасывать отходы и канализационные стоки вне установленных мест, в водоемы общего пользования, прибрежные полосы водных объектов и т.д.;
- - сжигать бытовые отходы на открытой площадке или контейнерах;
- - организовать несанкционированные свалки в зеленой зоне, городских лесах, придорожных полосах автодорог, местах общего пользования, на территории жилой застройки.
- 13.4. Размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами вне установленных для этих целей местах, отсутствие у них документов на передачу права собственности на отходы и отсутствие при этом отходов на производственной территории квалифицируется как организация несанкционированной свалки.
-
Требования к транспортированию отходов
- 14.1. Порядок транспортировки, а также требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке, обеспечению экологической, санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 14.2. Транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам.
- 14.3. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными Комитетом охраны окружающей природной среды и природопользования "Облкомприрода" Костромской области, Управлением по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Костромской области по поднадзорности лимитами накопления промышленных отходов.
- 14.4. Немедленному вывозу с территории подлежат отходы при нарушении единовременных лимитов накопления или при превышении гигиенических нормативов качества среды обитания человека (атмосферный воздух, почва, грунтовые воды).
- 14.5. Транспортирование отходов производится специально оборудованными транспортными средствами, обеспечивающими предотвращение потерь отходов (россыпи, проливы и другое) при наличии документации для транспортирования отходов с указанием количества отходов, цели и места транспортирования:
- - перевозка древесных опилок в пределах населенных пунктов должна осуществляться транспортными средствами, оборудованными приспособлениями (брезентовый полог и т.п.), препятствующими выдуванию и просыпанию груза из кузова;
- - при обеспечении населения горбылем, доставку его производить исключительно в пиленом виде, длиной кусков не более 1 м. При необходимости перевозка делового горбыля большей длины и размещение его на придомовых территориях сроком до 10 дней согласовывается с предприятием (организацией), ответственным за благоустройство населенного пункта;
- - при перевозке горбыля для размещения на свалке, разрешается провозить горбыль, обвязанным в пучки, для предотвращения его просыпания.
- 14.6. Строительный мусор, образующийся в результате строительства объектов, переустройства и перепланировок жилых помещений, вывозится собственником отходов на основании разрешения выдаваемого предприятием (организацией, учреждением), ответственным за благоустройство территории поселения за счет собственника или нанимателя помещений.
- 14.7. В случае осуществления вывоза отходов собственным транспортом на места размещения отходов собственник отходов должен иметь договор с предприятием, эксплуатирующим объект размещения отходов и осуществлять своевременную плату за размещение отходов на свалке.
- 14.8. Ответственность за соблюдение требований по безопасному обращению с отходами с момента погрузки отходов на транспортное средство и до их санкционированной выгрузки возлагается на перевозчика, если иное не отражено в договоре.
- 14.9. Трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
-
Требования к проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов
- 15.1. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, устанавливаются законодательством Российской Федерации.
- 15.2. При банкротстве предприятий и ликвидации сооружений и иных объектов, а также выведении из общего комплекса технологических процессов отдельных объектов план конкурсного управляющего подлежит государственной экологической экспертизе. В плане конкурсного управляющего обязательно должны учитываться природоохранные мероприятия для уменьшения негативных последствий, которые могут произойти в связи с ликвидацией объекта.
-
Требования к объектам размещения отходов
- 16.1. Выбор места под строительство свалок и полигонов ТБО для размещения отходов на территории Костромского муниципального района планируется и осуществляется на альтернативной основе при наличии:
- - специальных (инженерно-геологических, экологических, социальных и других) исследований;
- - согласований предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
- - положительного заключения государственной градостроительной экспертизы;
- - решения Главы администрации Костромского муниципального района по согласованию с органами местного самоуправления.
- 16.2. Не допускается размещение свалок и полигонов ТБО:
- - на территории 1, 2, 3 поясов зон санитарной охраны водоисточников, минеральных источников;
- - в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно- оздоровительного учреждения;
- - в рекреационных зонах;
- - в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов;
- - на заболачиваемых и подтапливаемых территориях;
- - на территориях залегания полезных ископаемых и территориях производства горных работ.
- 16.3. Размер участка определяется производительностью, видом и классом отходов, технологией переработки, расчетным сроком эксплуатации на 20-25 лет и последующий возможностью использования отходов.
- 16.4. Объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться, в соответствии с проектами, прошедшими государственную экологическую экспертизу, согласованными и утвержденными в установленном порядке. Прием объектов в эксплуатацию осуществляется комиссией в установленном порядке.
- 16.5. Свалка, полигон ТБО по всему периметру зоны захоронения должны быть обвалованы высотой не менее 2 м и оканавлены.
- 16.6. Размещение отходов на территории свалки, полигона ТБО осуществляется различными способами: террасами, терриконами, грядами, в котлованах, в траншеях, в цистернах, в емкостях, накопителях, на картах, на платформах.
- 16.7. На свалки, полигоны ТБО принимаются отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный и садово-парковый смет, строительный мусор, промышленные отходы 3-4 класса опасности, размещение которых допускается совместно с бытовыми отходами, а также неопасные промышленные отходы.
- 16.8. Твердые отходы 4, 5 класса опасности складируются с послойным уплотнением. Их можно использовать в качестве изолирующего промежуточного слоя.
- 16.9. Промышленные отходы, допускаемые для совместного складирования с ТБО, должны отвечать требованиям - не быть взрывоопасными, самовозгораемыми и с влажностью не более 85%.
- 16.10. Собственник объекта размещения отхода обязан осуществлять в период, и после завершения эксплуатации объекта экологический мониторинг (контроль состояния, прогноз изменения состояния, принятие мер по устранению допущенного отрицательного воздействия и его последствий) мест размещения отходов и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- 16.11. При эксплуатации объектов размещения отходов должны осуществляться противопожарные, санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные условия труда в соответствии с санитарными правилами.
- 16.12. Размещение отходов вне установленных для этого мест, а также отсутствие отходов на территории собственника отходов, образованных в процессе его деятельности; либо полученных от других собственников отходов, но не использованных и не реализованных как вторичное сырье; не сданных на организованное складирование или обезвреживание, квалифицируется как организация несанкционированной свалки.
- 16.13. В случае если отходы брошены собственником отходов или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или другой объект, на которых находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или, при невозможности их использования, обязано принять меры к захоронению этих отходов на объектах размещения отходов и восстановлению нарушенных земельных участков (акваторий).
-
Требования к утилизации, переработке и использованию отходов
- 17.1. Утилизация, переработка и использование отходов в качестве вторичного сырья является приоритетным направлением обращения с отходами.
- 17.2. При выборе метода утилизации отходов предпочтение отдается тому методу, который обеспечивает наименьший экологический ущерб окружающей среде с учетом необходимости экономии природных ресурсов:
- - внедрение безотходных и малоотходных технологий;
- - очистка и повторное использование отходов в основном процессе;
- - переработка и использование отходов для иных целей;
- - термическое и физико-химическое обезвреживание.
- 17.3. Единственными разрешенными способами уничтожения вторичного сырья являются его повторное использование, переработка или любое другое действие, направленное на получение энергии или материалов, пригодных для повторного использования.
- С этой целью, собственники отходов, являющихся вторичным сырьем, обязаны:
- - проводить их утилизацию собственными силами на аттестованном перерабатывающем комплексе либо;
- заключить договор на их переработку с пользователем аттестованного перерабатывающего комплекса либо;
- - заключить договор с посредником, занимающимся транспортировкой, торговлей или посредничеством в области отходов.
- 17.4. Отходы, использование которых в качестве вторичного сырья на текущий период ограничено по объективным причинам, могут быть направлены на обезвреживание или размещение с указанием в согласовании лимитов на размещение отходов.
- 17.5. Факт использования или реализации вторичного сырья оформляется документально (договор, накладная и т.д.)
- 17.6. Использование опасных отходов производится в установленном законодательством порядке.
-
Требования к обезвреживанию отходов
- 18.1. Обезвреживание отходов 1, 2, 3 классов опасности производится на специальных установках или объектах юридическими и физическими лицами, имеющими лицензии на деятельность по обезвреживанию определенного вида отходов. Специализированная установка, объекты обезвреживания отходов должны иметь согласование с органами Госсанэпиднадзора и положительное заключение государственной экологической экспертизы.
- 18.2. Ртутьсодержащие отходы (использованные люминесцентные лампы, термометры, манометры и т.д.) подлежат обязательной сдаче для утилизации в демеркуризационной установке в специализированную организацию, имеющую лицензию на данный вид деятельности.
- 18.3. Чистая ртуть или ртуть, слитая собственниками с приборов, содержащих ртуть, подлежит обязательной сдаче в помещение для хранения ртути,
- 18.4. Утилизация трупов павших животных (собак, кошек, КРС и т.д.), биологических отходов лечебных учреждений, производится путем захоронения в биотермической яме или скотомогильниках.
-
Учет и отчетность в сфере обращения с отходами
- 19.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов с оформлением соответствующих документов (журнал учета движения отходов, акты сдачи-приемки, накладные, талоны).
- 19.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность по форме и в сроки, утвержденные Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзор по Костромской области.
- 19.3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного Комитетом охраны окружающей природной среды и природопользования "Облкомприрода" Костромской области, Управлением по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Костромской области.
-
Предоставление информации об обращении с отходами
- 20.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны по запросу государственного уполномоченного органа, отдела охраны окружающей природной среды и природопользования муниципального района, осуществляющего управление в области обращения с отходами, предоставлять информацию об обращении с отходами.
- 20.2. Информация об обращении с отходами должна содержать следующие сведения:
- - о местах и объемах образования различных видов отходов, их степени опасности для окружающей среды, имеющихся возможностях использования в качестве вторичного сырья;
- - о местах, количестве и условиях переработки, размещения различных видов отходов, лимитах размещения отходов;
- - применяемых и перспективных (планируемых) технологиях, средствах и методах переработки, обезвреживания, захоронения и уничтожения отходов;
- - о разработчиках перспективных технологий и оборудования, организациях- изготовителях этого оборудования;
- - иные сведения по требованию отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов Костромского муниципального района, осуществляющего управление в области обращения с отходами.
- 20.3. Информация по техническим и экономическим вопросам обращения с отходами должна быть доступна без ограничений и представляется всем заинтересованным лицам в экологически безопасном обращении с отходами на территории Костромского муниципального района.
-
Глава 4. Экономическое регулирование в области обращения с отходами
-
Основные направления экономического регулирования в области обращения с отходами
- 21.1. Экономическое регулирование в области обращения с отходами на территории Костромского муниципального района направлено на:
- - уменьшение количества образуемых отходов;
- - увеличение объемов отходов, вовлеченных в хозяйственную деятельность;
- - уменьшение объемов захоронения отходов;
- - применение для переработки и размещения отходов экологически приемлемых технологий;
- - обеспечение равных возможностей для юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей в деятельности, связанной с обращением с отходами;
- - компенсацию за негативное воздействие, наносимое окружающей среде размещением отходов;
- - создание и развитие производств, использующих вторичное сырье;
- - повышение ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан за загрязнение отходами окружающей среды.
- 21.2. Механизм экономического регулирования в области обращения с отходами должен предусматривать:
- - целевое финансирование научно-исследовательских, опытно- конструкторских работ, пилотных проектов по утилизации и обезвреживанию отходов;
- - предоставление налоговых льгот в части поступления платежей за обращение с отходами производства и потребления в бюджет органов местного самоуправления согласно действующему законодательству.
-
Плата за размещение отходов
- 22.1. Размещение отходов является платным. Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, согласно тарифам утвержденных постановлением главы администрации Костромского муниципального района.
- 22.2. В состав тарифов на оказание услуг на размещение отходов на свалках и полигонах ТБО включаются доли затрат на возмещение потерь и ущерба, связанных с изменением целевого использования земель, рекультивацией отработанных земель, проведение мониторинга окружающей среды в период эксплуатации объекта по размещению отходов, и плата за размещение отходов.
- Средства на рекультивацию накапливаются при эксплуатации объекта по размещению отходов и используются по целевому назначению.
- 22.3. Плата за размещение отходов перечисляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в размерах и сроках на основании заключенных договоров с собственником объекта по размещению отходов, и используется по целевому назначению.
-
Глава 5. Контроль в области обращения с отходами
-
Контроль в сфере обращения с отходами на территории Костромского муниципального района
- 23.1. Контроль в области обращения с отходами осуществляется по следующим направлениям:
- - соблюдение экологических, санитарных и иных правил, требований, норм и нормативов в области обращения с отходами;
- - соблюдение требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе требований пожарной, радиационной и химической безопасности при обращении с отходами;
- - соблюдение условий осуществления деятельности в области обращения с отходами, установленных соответствующей лицензией, разрешениями, договором на комплексное природопользование;
- - выполнение природоохранных мероприятий в области обращения с отходами;
- - достоверность предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах;
- - выявление нарушений законодательства Российской Федерации, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений.
- 23.2. Государственный контроль в области обращения с отходами осуществляют Комитет охраны окружающей природной среды и природопользования "Облкомприрода" Костромской области. Управление по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Костромской области.
- 23.3. Органы местного самоуправления осуществляют контроль в области обращения с отходами, в части соблюдения хозяйствующими субъектами нормативных правовых актов, принятых органом местного самоуправления в области обращения с отходами;
- 23.5. Органы местного самоуправления, осуществляющие контроль в области обращения с отходами, вправе:
- - составлять акты, выдавать предписание юридическим и физическим лицам об устранении нарушений нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в области обращения с отходами;
- - составлять протоколы об административном правонарушении юридических и физических лиц, допустивших нарушения установленных Правил обращения с отходами и направлять их в административную комиссию Костромского муниципального района;
- - обращаться в Комитет охраны окружающей природной среды и природопользования "Облкомприрода" Костромской области, Управление по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Костромской области, прокуратуру о привлечении виновных лиц к административной, уголовной ответственности и ограничении, приостановке или прекращении их хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
- 23.6. Решение органов, осуществляющих контроль в области обращения с отходами, подлежат обязательному выполнению.
- 23.7. Решение органов, осуществляющих контроль в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
-
Производственный контроль в области обращения с отходами
- 24.1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
- 24.2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют юридические лица и индивидуальные предприниматели по согласованию с Управлением по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Костромской области. Комитетом охраны окружающей природной среды и природопользования ("Облкомприрода") Костромской области по поднадзорности.
-
Общественный контроль в области обращения с отходами
- 25.1. Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане, общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с целью проверки выполнения требований законодательства в области обращения с отходами, настоящих Правил, органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами.
-
Должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящими Правилами
- 26.1. От лица органов местного самоуправления, осуществляющих контроль в области обращения с отходами, в части соблюдения хозяйствующими субъектами нормативных правовых актов, принятых органом местного самоуправления в области обращения с отходами, контроль за организацией обращения с отходами на территории Костромского муниципального района осуществляют должностные лица этих органов в соответствии со своими должностными обязанностями.
- 26.2. Перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящими Правилами, установлен постановлением от 09.10.2006 N 569 главы администрации Костромского муниципального района.
- 26.3. Должностные лица органов местного самоуправления Костромского муниципального района, осуществляющие контроль за соблюдением утвержденных Правил обращения с отходами производства и потребления на территории района, имеют право:
- - посещать с целью проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также организации, специализирующиеся в области обращения с отходами;
- - знакомиться с документами и иными материалами, разрешающими деятельность в области обращения с отходами;
- - составлять акт, выдать предписание юридическим и физическим лицам об устранении нарушений нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в области обращения с отходами;
- - осуществлять проверку выполнения планов и мероприятий в области обращения с отходами;
- - проверять соблюдение норм и правил в области охраны окружающей среды при выборе земельного участка, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов по размещению, использованию, утилизации, переработке отходов производства и потребления;
- - проверять выполнение требований, указанных в заключение государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении в сфере обращения с отходами;
- - ходатайствовать перед Главой администрации муниципального района об обращении в Комитет охраны окружающей природной среды и природопользования "Облкомприрода" Костромской области. Управление по технологическому и экологическому надзору (Ростехнадзор) по Костромской области, прокуратуру о привлечении виновных лиц к административной, уголовной ответственности и ограничении, приостановке или прекращении их хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
- 27.4. Органом, рассматривающим протоколы об административных правонарушениях настоящих Правил, является административная комиссия Костромского муниципального района.
- 27.5. Денежные средства, взысканные в виде административных штрафов за правонарушения, предусмотренные настоящими Правилами, зачисляются в порядке, предусмотренном Законом Костромской области от 27.03.2003 N 107-ЗКО "Об административных правонарушениях".
-
Ответственность за несоблюдение требований обращения с отходами
- В случае несоблюдения настоящих Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, а также граждане, виновные в нарушении Правил обращения с отходами, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.