О порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора в Костромской области
- Принято
- Администрацией Костромской области
- В редакциях
- № 115-А от 19.03.2012,
- № 115-а от 19.03.2012,
- № 386-а от 24.09.2013.
- В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации администрация Костромской области постановляет:
- 1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора в Костромской области.
- 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Губернатор
- Костромской области
- И.СЛЮНЯЕВ
Приложение
к Постановлению от 09 декабря 2011 года № 484-А
к Постановлению от 09 декабря 2011 года № 484-А
-
Глава 1. Общие положения
- 1. Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора в Костромской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон), Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре" и устанавливает механизм осуществления регионального государственного жилищного надзора в Костромской области (далее - государственный жилищный надзор).
- 2. Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области (далее - органы местного самоуправления), а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования).
-
Глава 2. Наименование, структура, полномочия и функции органа государственного жилищного надзора, перечень должностных лиц - государственных жилищных инспекторов
- 3. Государственный жилищный надзор осуществляется государственной жилищной инспекцией Костромской области (далее - госжилинспекция Костромской области).
- 4. Полномочия, функции и структура госжилинспекции Костромской области утверждаются постановлением губернатора Костромской области.
- 5. Перечень должностных лиц госжилинспекции Костромской области, уполномоченных на осуществление государственного жилищного надзора, определяется в соответствии со статьей 5 Федерального закона администрацией Костромской области.
- 6. Должностными лицами госжилинспекции Костромской области, являющимися государственными жилищными инспекторами, являются:
- 1) начальник инспекции - главный государственный жилищный инспектор;
- 2) заместитель начальника инспекции - государственный жилищный инспектор;
- 3) начальник отдела государственного жилищного надзора - государственный жилищный инспектор;
- 4) заместитель начальника отдела государственного жилищного надзора - государственный жилищный инспектор;
- 5) консультант отдела государственного жилищного надзора - государственный жилищный инспектор;
- 6) главный специалист-эксперт отдела государственного жилищного надзора - государственный жилищный инспектор.
- Перечень должностных лиц госжилинспекции Костромской области, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, определяется начальником госжилинспекции Костромской области.
- 7. Государственные жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 ЖК РФ, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 -18 Федерального закона, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
- 8. Начальник госжилинспекции Костромской области, заместители начальника госжилинспекции Костромской области вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
-
Глава 3. Порядок проведения проверок
- 9. Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
- 1) организации и проведения проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению обязательных требований;
- 2) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
- 3) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
- 10. В целях осуществления государственного жилищного надзора госжилинспекция Костромской области в пределах установленных полномочий организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 -12 Федерального закона.
- 11. Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
- 1) обязательных требований к:
- жилым помещениям, их использованию и содержанию;
- содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
- порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
- порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением;
- учету жилищного фонда;
- порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
- определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- управлению многоквартирными домами;
- выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
- раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
- созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
- предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
- определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
- обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
- деятельности специализированных некоммерческих организаций, указанных в пункте 2, настоящего Порядка, по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- формированию фондов капитального ремонта;
- 2) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
- 12. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых госжилинспекцией Костромской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
- 13. Утвержденный начальником госжилинспекции Костромской области ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте госжилинспекции Костромской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) либо иным доступным способом.
- 14. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:
- 1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;
- 2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
- 15. Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:
- 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
- 2) поступление в госжилинспекцию Костромской области обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона;
- 3) приказ начальника, заместителя начальника госжилинспекции Костромской области, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
- 16. Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в пункте 15 настоящего Порядка, является поступление в госжилинспекцию Костромской области обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
- 17. Проверки деятельности региональных операторов в соответствии с частью 4.3 статьи 20 ЖК РФ проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения указанных проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.
- 18. Проверка проводится на основании приказа начальника, заместителя начальника госжилинспекции Костромской области.
- 19. По решению начальника госжилинспекции Костромской области к участию в проведении проверок могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитированные в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю", для проведения необходимых исследований (включая научные исследования), испытаний, экспертиз, анализа и оценки.
- 20. По результатам проверки составляется акт проверки, который оформляется должностным лицом госжилинспекции Костромской области непосредственно после завершения проверки в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки.
- 21. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле госжилинспекции Костромской области.
- 22. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле госжилинспекции Костромской области.
- 23. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в госжилинспекцию Костромской области в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в госжилинспекцию Костромской области.
- 24. Госжилинспекция Костромской области, ее должностные лица в случае ненадлежащего исполнения функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 25. Действия (бездействие) должностных лиц госжилинспекции Костромской области, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке.
-
Глава 4. Порядок взаимодействия и раскрытия информации о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований, а также об эффективности государственного жилищного надзора
- 26. Госжилинспекция Костромской области при проведении мероприятий по государственному жилищному надзору осуществляет взаимодействие с:
- 1) органами муниципального жилищного контроля и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия, установленные частью 1.1 статьи 165 ЖК РФ;
- 2) саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также с объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов.
- 27. Взаимодействие осуществляется по следующим вопросам:
- 1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного жилищного надзора;
- 2) информирование о ежегодных планах проверок и внеплановых проверках;
- 3) информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения обязательных требований и об эффективности государственного жилищного надзора;
- 4) планирование и проведение совместных плановых проверок, обследований и иных контрольно-надзорных мероприятий;
- 5) подготовка предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
- 6) принятие административного регламента взаимодействия госжилинспекции Костромской области с органами муниципального жилищного контроля при осуществлении государственного жилищного надзора, административного регламента взаимодействия органа муниципального жилищного контроля с госжилинспекцией Костромской области при осуществлении муниципального жилищного контроля;
- 7) повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный жилищный надзор;
- 8) обмен информационными базами данных;
- 9) создание совместных координационных и совещательных органов с привлечением к их работе экспертов, экспертных организаций, в том числе для разработки методических документов по вопросам организации и осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля;
- 10) проведение совместных информационно-консультационных мероприятий для юридических лиц и граждан по содержанию обязательных требований и порядку осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
- 28. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и анализа поступивших в госжилинспекцию Костромской области документов, сведений и размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сети Интернет информации об их деятельности госжилинспекция Костромской области:
- 1) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- 2) изучает размещенную на официальных сайтах указанных лиц в сети Интернет информацию об их деятельности.
- 29. Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении госжилинспекцией Костромской области плановых и внеплановых проверок.
- 30. Госжилинспекция Костромской области не реже 1 раза в год размещает на своем официальном сайте в сети Интернет:
- 1) ежегодный план проведения плановых проверок;
- 2) сведения о результатах плановых и внеплановых проверок (с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных);
- 3) доклады об осуществлении регионального государственного жилищного надзора и эффективности такого надзора;
- 4) тексты рекомендаций и информацию, которые содействуют выполнению обязательных требований.