» » » Письмо Минфина РФ от 21 апреля 2011 года № 03-05-05-03

Письмо Минфина РФ от 21 апреля 2011 года № 03-05-05-03


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 21 апреля 2011 года № 03-05-05-03/11
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. Правомерно ли взимание платежей, сборов, государственной пошлины за оказание услуг государственными органами, в частности за выдачу заграничного паспорта, водительских прав, справок и документации БТИ, с физлиц - граждан РФ, учитывая, что данные физлица являются налогоплательщиками и уплачивают в бюджеты РФ налоги, которые в том числе идут на содержание государственных органов и за оказываемые ими услуги?
  3. Ответ:
  4. В связи с письмом по вопросу правомерности взимания платежей, сборов, в том числе и государственной пошлины, за оказание услуг государственными органами Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
  5. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П отмечено, что Конституция Российской Федерации, как следует из ее ст. 57 во взаимосвязи со ст. ст. 8 (ч. 2) и 35, допускает взимание устанавливаемых законом обязательных публичных платежей, ограничивающих конституционное право собственности, в виде налогов либо сборов. Их правовое регулирование может быть различным, что предопределяется природой названных платежей.
  6. Налоги - необходимое условие существования государства. Они представляют собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности в целях обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, и, как правило, не имеют целевого назначения. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, которое реализуется путем взыскания в бесспорном порядке сумм налоговой задолженности. Исходя из названных характеристик данного вида публичных платежей, Конституция Российской Федерации предусматривает в качестве гарантий защиты конституционных прав граждан запрет на придание обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков (ст. 57), а также предписание об установлении системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет, федеральным законом (ст. 75, ч. 3). Таким федеральным законом является Налоговый кодекс Российской Федерации, содержащий исчерпывающий перечень налогов, подлежащих взиманию.
  7. Сборы, как и налоги, являются конституционно допустимым платежом публичного характера, уплачиваемым в бюджет в силу обязанности, установленной законом, а не договором. В действующем нормативно-правовом регулировании их перечень не исчерпывается Налоговым кодексом Российской Федерации, действие которого, согласно п. 3 его ст. 1, распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено данным Кодексом, - в нем названы лишь виды сборов, соответствующие определению сбора как обязательного взноса, взимаемого с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8).
  8. Вместе с тем иные обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия ст. 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее доктринальных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в п. 3 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации, которая приобретает тем самым универсальный характер.
  9. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 2-П также отмечено, что в силу сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций (Постановления от 04.04.1996 N 9-П и от 11.11.1997 N 16-П) индивидуально-возмездные фискальные платежи, внесение которых является одним из условий совершения государственными органами определенных действий в отношении плательщиков (в том числе предоставление определенных прав и выдача разрешений) и которые предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти, должны рассматриваться как законно установленные в смысле ст. 57 Конституции Российской Федерации не только тогда, когда ставки платежей предусмотрены непосредственно федеральным законом, но - при определенных условиях - и тогда, когда такие ставки на основании закона устанавливаются Правительством Российской Федерации. Из ст. ст. 57, 71 (п. "з"), 75 (ч. 3) и 76 (ч. 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 114 и 115 вытекает, что в соответствии со своими конституционными полномочиями Правительство Российской Федерации посредством нормативных правовых актов может предусматривать обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство Российской Федерации.
  10. Согласно ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, когда за предоставление государственных и муниципальных услуг взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, когда услуги предоставляются за счет средств заявителя.
  11. Порядок и размеры государственной пошлины определены в гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации.
  12. Главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена уплата государственной пошлины, в частности, за государственную регистрацию актов гражданского состояния, за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию, за государственную регистрацию юридических и физических лиц, прав, транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства, а также за совершение прочих юридически значимых действий.
  13. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2009 N 984 утвержден Перечень платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг. В частности, в указанный Перечень включены услуги, связанные с предоставлением информации (копий документов) из государственных информационных систем в целях предоставления государственных услуг (в случае, если такая информация (копия документа) является в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимой и обязательной для предоставления соответствующей государственной услуги).
  14. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  15. С.В.Разгулин
  16. 21.04.2011

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 22 апреля 2011 года № 03-11-06

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 22 апреля 2011 года № 03-03-06