» » » Разъяснение Минэкономразвития РФ от 27 мая 2011 года

Разъяснение Минэкономразвития РФ от 27 мая 2011 года


Российская Федерация
Разъяснение Минэкономразвития РФ от 27 мая 2011 года
Позиция Минэкономразвития России по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Принято
Министерством экономического развития Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. Обязаны ли коммерческие организации закреплять деятельность по осуществлению альтернативной примирительной процедуры с участием посредников (процедуры медиации) в перечне видов экономической деятельности в уставе организации?
  3. Ответ:
  4. В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
  5. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
  6. Учитывая изложенное, по мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, у коммерческой организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, обязанность по закреплению видов деятельности, которые осуществляет эта организация, в уставе организации возникает только в том случае, если это прямо предусмотрено законом для юридических лиц соответствующего вида.
  7. Указанная позиция, по мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, соответствует позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
  8. Вопрос:
  9. Вправе ли саморегулируемая организация (далее - СРО) медиаторов осуществлять деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации?
  10. Ответ:
  11. Возможность создания СРО медиаторов предусмотрена Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон N 193-ФЗ). Так, в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 193-ФЗ СРО медиаторов могут создаваться в целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
  12. В свою очередь следует отметить, что помимо норм специального закона, регламентирующих порядок создания, деятельности СРО медиаторов, а также устанавливающих права, обязанности и функции СРО медиаторов, к СРО медиаторов применяются нормы Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ).
  13. Согласно части 6 статьи 6 Закона N 315-ФЗ СРО не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.
  14. Учитывая цели создания СРО медиаторов, указанные в части 1 статьи 18 Закона N 193-ФЗ, деятельность СРО медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации может, Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, повлечь возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создать угрозу возникновения такого конфликта.
  15. Вопрос:
  16. В каких организационно-правовых формах может осуществляться деятельность организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации?
  17. Ответ:
  18. Отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, регламентируются Законом N 193-ФЗ.
  19. В свою очередь Закон N 193-ФЗ не регламентирует порядок создания организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации. В связи с чем, по мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, лица, желающие создать организацию в целях обеспечения проведения процедуры медиации, должны руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации.
  20. Вопрос:
  21. К какому коду (каким кодам) по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности относится деятельность медиатора и организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации?
  22. Ответ:
  23. По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, деятельность медиатора и организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации, соответствует в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 коду 74.14 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления" в подклассе 74.1 "Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием". Указанная группировка включает предоставление услуг по рассмотрению трудовых споров и примирению: содействие в досудебном разрешении трудовых споров или посредничество с целью примирения для урегулирования спорных вопросов между работниками и руководителями, между юридическими лицами или между физическими лицами.
  24. Вопрос:
  25. Какие дополнительные требования могут быть установлены к медиатору?
  26. Ответ:
  27. Требования к медиаторам установлены в статьях 15 и 16 Закона N 193-ФЗ. Вместе с тем, частью 7 статьи 15 Закона N 193-ФЗ предусмотрено, что соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.
  28. По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, такие дополнительные требования не могут противоречить требованиям, установленным Законом N 193-ФЗ.
  29. Вопрос:
  30. Что подразумевается под родственными отношениями в пункте 3 части 6 статьи 15 Закона N 193-ФЗ?
  31. Ответ:
  32. Определение "родственные отношения" в законодательстве Российской Федерации отсутствует.
  33. В свою очередь следует отметить, что данный вопрос регламентируется Семейным кодексом Российской Федерации.
  34. В соответствии с частью 2 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство, в том числе, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
  35. Таким образом, по мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, при применении пункта 3 части 6 статьи 15 Закона N 193-ФЗ в части родственных отношений необходимо руководствоваться Семейным кодексом Российской Федерации.
  36. Вопрос:
  37. Как должны исполняться медиативные соглашения?
  38. Ответ:
  39. В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 193-ФЗ медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
  40. Согласно части 4 статьи 12 Закона N 193-ФЗ медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.
  41. Вопрос:
  42. Является ли отсутствие судимости обязательным требованием для осуществления деятельности медиатора на профессиональной основе?
  43. Ответ:
  44. Общие требования к медиаторам установлены в статье 15 Закона N 193-ФЗ.
  45. Так, согласно части 2 указанной статьи осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным статьей 16 Закона N 193-ФЗ.
  46. По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, требования к медиаторам, осуществляющим деятельность на профессиональной основе, установленные статьей 16 Закона N 193-ФЗ, являются дополнительными к требованиям, установленным статьей 15 Закона N 193-ФЗ к медиаторам, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе.

Предыдущая новость - О представлении тарифных предложений на 2012 г

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 24 мая 2011 года № 03-04-06