Письмо Минфина РФ от 24 мая 2011 года № 03-04-06/3-119
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Акции акционерного общества работников (народного предприятия) - именные обыкновенные бездокументарные, которые не обращаются на организованном рынке ценных бумаг и распределяются только между работниками предприятия, имеющими на то право.
- Ежегодно акции, выкупленные народным предприятием у своих акционеров (уволившихся работников), в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 19.07.1998 N 115-ФЗ распределяются между всеми работниками, имеющими на то право.
- Наделение производится безвозмездно.
- В соответствии с принятой учетной политикой НДФЛ (материальная выгода) определялся из расчета номинальной стоимости акции (16 руб.).
- Пример: 300 шт. акций x 16 руб. = 4800 руб.
- 4800 руб. x 13% = 624 руб. - сумма НДФЛ.
- Пример: 300 x 323 руб. (расчетная цена) = 96 900 руб.
- 96 900 x 13% = 12 597 руб. - сумма НДФЛ.
- При этом выкупная стоимость на сегодняшний день составляет 121 руб., т.е. акции становятся убыточными для работников-акционеров.
- При увольнении работник-акционер обязан продать свои акции, а народное предприятие обязано их выкупить по выкупной стоимости (п. 4 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ).
- Выкупная стоимость всех акций народного предприятия определяется ежеквартально по методике, утвержденной общим собранием акционеров, при этом указанная стоимость составляет 30% стоимости чистых активов народного предприятия (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ).
- Выкуп акций осуществляется за счет фонда акционирования, который формируется из чистой прибыли народного предприятия (п. 8 ст. 4 Федерального закона N 115-ФЗ), при этом никаких дополнительных расходов народное предприятие не несет.
- По мнению предприятия, Приказ ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н не учитывает специфику Федерального закона N 115-ФЗ. Это приводит к тому, что акции народных предприятий становятся невыгодными для работников-акционеров. Планируется ли изменение действующего Порядка определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях гл. 23 НК РФ?
- Возникает ли у народного предприятия в целях налога на прибыль доход в виде рыночной стоимости безвозмездно переданных акций?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
- Налог на доходы физических лиц.
- В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 19.07.1998 N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (далее - Закон) акции, выкупленные народным предприятием у его акционеров, распределяются между всеми имеющими на то право работниками народного предприятия пропорционально суммам их оплаты труда за отчетный финансовый год.
- Согласно пп. 3 п. 1 ст. 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок.
- В соответствии с п. 4 ст. 212 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в пп. 3 п. 1 ст. 212 Кодекса, налоговая база определятся как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
- Рыночная стоимость ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из расчетной цены ценных бумаг с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено ст. 212 Кодекса.
- Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены устанавливаются в целях гл. 23 Кодекса федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений п. 4 ст. 212 Кодекса.
- В соответствии с п. 4 Порядка определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.11.2010 N 10-65/пз-н, в случаях когда порядок определения расчетной цены ценной бумаги, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, не предусмотрен ст. ст. 212 и 214.1 Кодекса, такая расчетная цена определяется в соответствии с Порядком определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации.
- Согласно п. 2 Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.11.2010 N 10-66/пз-н, расчетная цена необращающейся ценной бумаги может быть определена:
- как цена, рассчитанная исходя из существующих на рынке ценных бумаг цен этой ценной бумаги в соответствии с п. 4 указанного Порядка;
- как цена ценной бумаги, рассчитанная организацией по правилам, предусмотренным п. п. 5 - 19 указанного Порядка;
- как оценочная стоимость ценной бумаги, определенная оценщиком.
- Исходя из изложенного, в случае возникновения у работников народного предприятия дохода в виде материальной выгоды в результате безвозмездного получения ими акций, выкупленных народным предприятием у акционеров (уволившихся работников), налоговая база по налогу на доходы физических лиц должна быть определена исходя из расчетной цены указанных акций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяемой в соответствии с п. 2 Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации.
- Учитывая, что выкупная стоимость акций народного предприятия в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона должна, как правило, соответствовать их рыночной стоимости, а определяется такая выкупная стоимость по методике, утверждаемой общим собранием акционеров, по нашему мнению, для внесения изменений в Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации и в Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации оснований не имеется.
- Налог на прибыль организаций.
- Согласно ст. 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами Кодекса.
- В соответствии с п. 1 ст. 248 Кодекса к доходам в целях гл. 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
- Согласно положениям п. 2 ст. 280 Кодекса доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги.
- Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются, в частности, исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию.
- Таким образом, при безвозмездной передаче имущества налогоплательщик не получает экономической выгоды, в связи с чем в соответствии с общим принципом, установленным ст. 41 Кодекса, у него не возникает дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли.
- Учитывая вышеизложенное, указанный подход подлежит применению и в случае безвозмездной передачи ценных бумаг. При безвозмездной передаче ценных бумаг у организации, передающей такие ценные бумаги, дохода в виде рыночной стоимости безвозмездно передаваемых бумаг, учитываемого для целей налогообложения прибыли, не возникает.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 24.05.2011