Письмо Минфина РФ от 12 августа 2011 года № 03-05-04-04/08
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- В ст. 361 НК РФ установлены разные налоговые ставки для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость, и для других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей.
- Согласно пп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах. При этом в отношении иных водных транспортных средств в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ - как единица транспортного средства.
- В НК РФ не даны определения понятий "несамоходное (буксируемое) судно", "водное транспортное средство".
- В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
- Согласно ст. 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Под судами рыбопромыслового флота в КТМ РФ понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
- Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно определено как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства. При этом согласно указанной статье под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием судов не только для перевозки пассажиров и грузов, но и для иных целей.
- В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации прав на суда, классификационными свидетельствами, свидетельствами о годности к плаванию плавучий контрольно-дозиметрический пункт, атомный ледокол, плавучий док, плавучая технологическая база отнесены к разряду несамоходных судов, для которых определена валовая вместимость.
- НК РФ не ставит в зависимость порядок определения налоговой базы по транспортному налогу в отношении несамоходных (буксируемых) судов от способа буксировки судна к месту стоянки и конструктивных особенностей объекта налогообложения.
- Таким образом, транспортный налог по указанным судам исчисляется исходя из категории "несамоходные (буксируемые) суда", для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости).
- Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2007 по делу N А56-29356/2006, Определении ВАС РФ от 09.11.2007 N 10912/07, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 02.08.2010 по делу N А29-11977/2009, Определении ВАС РФ от 09.12.2010 N ВАС-16015/10.
- Вместе с тем в Письме Минфина России от 20.12.2007 N 03-05-06-04/44 изложена иная позиция по указанному вопросу.
- Каков порядок применения налоговых ставок по транспортному налогу в отношении плавучих средств, для которых определена валовая вместимость?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения налоговых ставок в отношении водных транспортных средств и сообщает следующее.
- В соответствии с положениями ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаны лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.
- Пунктом 1 ст. 358 Кодекса объектами налогообложения транспортным налогом определены, в частности, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- В соответствии с положениями ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации суда подлежат регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (Государственном судовом реестре Российской Федерации; судовой книге; бербоут-чартерном реестре; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов). При этом в Государственном судовом реестре Российской Федерации и судовой книге подлежат регистрации право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие).
- Таким образом, в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации (или судовой книге), налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности).
- Согласно положениям п. 1 ст. 359 Кодекса налоговая база по транспортному налогу определяется, в частности:
- - в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
- - в отношении прочих водных транспортных средств - как единица транспортного средства.
- Учитывая, что перечень водных транспортных средств является открытым, в силу положений п. 1 ст. 11 Кодекса в целях налогообложения транспортным налогом следует руководствоваться определениями их понятий, данными в соответствующих отраслях законодательства.
- Так, ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно определено как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства. При этом под судоходством понимается деятельность, связанная с использованием судов не только для перевозки пассажиров и грузов, но и для иных целей, в том числе и для учебных.
- В соответствии с положениями ст. 22 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации классификация российских судов осуществляется российскими органами технического надзора и классификации, на которые в силу положений ст. ст. 24 и 29 указанного Кодекса возложена обязанность технического надзора и классификации судов, по общепринятой классификации судов.
- Приказом Росморречфлота от 13.04.2005 N 8 утвержден Устав федерального государственного учреждения "Российский морской регистр судоходства", согласно положениям которого к видам деятельности названного Регистра отнесены в том числе осуществление классификации несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 регистровых тонн, а также осуществление обмера судов в соответствии с международными договорами и правилами, установление их вместимости и выдача соответствующих документов.
- Следовательно, если в классификационном свидетельстве, выданном Российским морским регистром судоходства на принадлежащее организации судно, определены его валовая вместимость, а также его тип как "несамоходное", данное судно представляет собой водное несамоходное (буксируемое) транспортное средство, для которого определена валовая вместимость, и налогообложение данного водного транспортного средства должно осуществляться по ставке транспортного налога, установленной ст. 361 Кодекса в отношении несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость.
- Что касается Письма Минфина России от 20.12.2007 N 03-05-06-04/44, то отмечаем, что вопрос, касающийся размеров ставок транспортного налога в отношении такого вида водных транспортных средств, как плавучие доки, был рассмотрен Минфином России в Письме от 19.01.2005 N 03-06-04-02/1 с учетом представленных материалов в указанный период. Указанное Письмо Минфина России доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 09.02.2005 N 21-5-05/4@.
- В связи с этим полагаем, что при рассмотрении вопроса, касающегося размеров ставок транспортного налога в отношении вышеназванных видов транспортных средств, следует учитывать сведения органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, иную информацию о транспортном средстве, в частности, свидетельство о государственной регистрации прав на судно, классификационное свидетельство, свидетельство о годности к плаванию, свидетельство о праве собственности на судно, а также сложившуюся судебную практику по данному вопросу.
- Врио директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 12.08.2011